На-гора выдается не уголь, а компромат
В ноябре исполнилось 4 года с момента зарождения идеи создания негосударственной угольной компании, которая в дальнейшем получила название “Малые разрезы”. За этот период предприятие из мечты превратилось в реальность, о чем говорят сегодня объемы производства. Предприятие сейчас готово поставлять потребителям края 1 млн. т угля в год, а при стабильной плате за него “живыми деньгами”, а не зачетами - через два года
В ноябре исполнилось 4 года с момента зарождения идеи создания негосударственной угольной компании, которая в дальнейшем получила название “Малые разрезы”. За этот период предприятие из мечты превратилось в реальность, о чем говорят сегодня объемы производства. Предприятие сейчас готово поставлять потребителям края 1 млн. т угля в год, а при стабильной плате за него “живыми деньгами”, а не зачетами - через два года
2 млн. т. У многих после слов “живые деньги” возникнет вопрос: а как и каким образом работает механизм платы за уголь? Не буду вдаваться в историю, покажу цифры на 01.11.98 г. Наше предприятие на эту дату отгрузило потребителям края, но не получило за твердое топливо средства на сумму 65 млн. новых рублей, или 4 млн. долларов. Кто же эти должники, которых начиная с 01.01.98 г. мы постоянно кредитуем? ОАО “Дальэнерго” - 16 млн. рублей, ЗАТО Большой Камень - 7 млн. рублей, Минобороны, МВД, войсковые части, министерство юстиции, погранвойска - 26 млн. рублей, администрации городов и районов края - 8 млн. рублей. Логика этих руководителей понятна, и я никак их не обвиняю: если поставляем уголь в кредит, то спасибо - у нас денег не хватает на свои жизненно необходимые нужды, “потерпи, браток”. Вот мы и терпим, кредитуя государство.
Вы спросите, почему государство - отвечу: ЗАТО Большой Камень имеет чисто федеральное подчинение; войска МВД - Минюст - тоже, ОАО “Дальэнерго” - контрольный пакет у государства. Получается, основным нашим должником является федеральный бюджет, причем главные должники - федеральные службы и подразделения.
До сих пор власть создает мнение, что предприниматели - чуть ли не враги народа. Населению постоянно рисовался образ человека, который стремится обобрать, отнять, обхитрить, набить карманы, не заботясь о том, что делается вокруг него. Это неправда, именно государство, не думая о людях, выбросило на улицу без средств к существованию десятки тысяч шахтеров только в Приморском крае. И кто, как не мы, предприниматели, дали рабочие места шахтерам закрывшегося разреза “Реттиховский”? Я не покривлю душой, если скажу, что до середины 1997 г. работники нашего предприятия исправно получали заработную плату, платили налоги, и “Малые разрезы” были на подъеме. Потому что параллельно с творческой работой коллектива вдумчиво, своевременно и существенно нам помогала краевая власть. Губернатор и дума края освободили все угольные предприятия, которые находились в стадии начала строительства, от части местных налогов, выделили возвратные ссуды, что не сделала федеральная власть, так как программа президента по развитию Дальнего Востока провалилась на все 100 процентов.
А поддержка федеральной власти краю необходима, потому что большое число приморцев в промышленности работают на оборону, но какая-либо помощь отсутствует. Хотя создан аппарат представителя президента России в Приморском крае. Мне думается, он и должен давать справедливую, исчерпывающую и своевременную оценку ситуации в крае, добиваться выполнения президентской программы, поддерживать ростки промышленного производства. Ан нет, все наоборот.
Представителя президента не интересовало, что нами снижен дефицит угля в крае на
1 млн. т - это 40 проц. необходимого угля на год для ВТЭЦ-2 или полностью закрытая потребность ЖКХ края. Цена самая низкая в сравнении со всеми углями, потребляемыми в крае.
Я попросил о встрече Виктора Кондратова, на которой надеялся найти понимание проблем в нашем деле, помощь, но я не туда пошел. Этот человек уже тогда думал не о том, как помочь угольщикам, а о том, как найти компромат против фирм, которым помогала краевая власть. Поэтому мой приход только ускорил начало давления на наше предприятие федеральных властей под руководством полномочного представителя президента России. Начали приходить один за другим проверки с заданиями за его подписью.
Вот одно из них.
“Главному контролеру-ревизору КРУ Минфина России по Приморскому краю Сличному В. М.
Уважаемый Виктор Максимович! По имеющимся в управлении ФСБ по Приморскому краю данным, перспективная идея получения дешевого топлива при малых затратах с целью вывода Приморья из энергетического кризиса искусственно дискредитирована путем махинаций с бюджетными средствами, выделяемыми из федерального и краевого бюджетов на развитие топливно-энергетического комплекса Приморского края с 1994 года коммерческой структуре ЗАО “Малые разрезы”.
В связи с изложенным просим вас организовать финансовую проверку использования бюджетных средств ЗАО “Малые разрезы” и созданных ею дочерних фирм.
Полномочный представитель президента РФ в Приморском крае В. Е. Кондратов”.
По данным УФСБ, руководителем которого Кондратов и является, представитель президента Кондратов направляет проверку, в которой участвовали 12 человек, в том числе бригада краевой налоговой инспекции - 8 человек, КД Минфин РФ - 4 человека и один человек из УФСБ. С июня 1997 г. по 01.01.98 г. (и это на четырех бухгалтеров) была парализована работа предприятия. Результаты проверки вскрыли ошибки в начислении налогов, по которым были наложены взыскания в виде штрафов, но это сегодня совершенно обычная ситуация в бухгалтериях серьезных промышленных фирм, работающих при постоянно меняющемся налоговом законодательстве.
Проверка закончилась, в возбуждении уголовного дела было отказано. Мы подумали: начнем готовиться к поставке угля на зимний период 1998-1999 гг., но начались шахтерские бунты, под ногами правительства земля начала гореть. В центральных СМИ стали появляться публикации, что главных виновников надо искать не в Москве, а в шахтерских регионах. Одновременно был начат “крестовый поход” центра против даже тех коммерческих структур, которым федеральная власть сама должна, которые никогда не бастовали и не претендовали на получение средств от государства в виде дотаций.
Конечно, наше предприятие не было забыто и было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от налогов. И снова бригады работников УФСБ, налоговой полиции, обыски в квартирах, в офисе, допросы… Дело закрыто по причине отсутствия состава преступления.
Вернемся немного назад и посмотрим на такие цифры: за 1995 г. - 10 мес. 1998 г. “Малые разрезы” отгрузили краю около 2 млн. т угля, в сравнении с другими поставщиками угля край сэкономил 100 млн. новых рублей, не было необходимости закупать уголь в других регионах, поэтому 200 млн. новых рублей осталось в крае, создано 400 дополнительных рабочих мест. Однако в результате проведенных акций, направленных на уничтожение краевых товаропроизводителей угля, ситуация на 01.11.98 г. сложилась следующая: 7 месяцев арестованы расчетные счета, из трех с половиной лет работы предприятия 1 год и семь месяцев - беспрерывные проверки, из 400 человек осталось 200 человек - остальные уволены в связи со снижением объема производства. Вместо 1 млн. т в год программа горных работ на 1998 год спрогнозирована на 500 тыс. т, и то здесь заложено только 50 проц. оплаты “живыми деньгами”, короче говоря, в больших объемах добывать невыгодно и невозможно, задавят налоги и штрафы.
Неужели получается так, что полномочный представитель президента России в Приморье сознательно способствовал увеличению дефицита угля в крае?
Я обращаюсь к губернатору края, краевой думе: необходимо срочно рассмотреть и утвердить программу ТЭКа на зиму 1998-1999 гг., где приоритетным должны быть:
- расчет по налогам, фондам во избежание блокирования расчетных счетов;
- пополнение оборотных средств до среднего уровня, обеспечивающего работоспособность производства;
- выплата заработной платы.
Я уверен, что общими усилиями мы сможем не заморозить край в эту сложную зиму.
Автор: Генеральный директор ЗАО "Малые разрезы" Сергей Иваньев