Потеря Южных Курил ведет к потере Тихого океана
Признание юрисдикции Японии над Южными Курилами неизбежно приведет к их потере и непоправимому ущербу для обороноспособности страны. Так считают некоторые высшие офицеры Тихоокеанского флота, прокомментировавшие ситуацию для нашего корреспондента.
Признание юрисдикции Японии над Южными Курилами неизбежно приведет к их потере и непоправимому ущербу для обороноспособности страны. Так считают некоторые высшие офицеры Тихоокеанского флота, прокомментировавшие ситуацию для нашего корреспондента.
Тихоокеанскому флоту России пора сменить свое название. Он давно уже стал флотом двух закрытых морей - Японского и Охотского. Ударные силы ТОФ - ракетные подводные крейсера стратегического назначения практически не выходят в Тихий океан и тем более к берегам Америки. И дело здесь не только в общем развале вооруженных сил страны.
В начале 70-х годов на вооружение наших подлодок поступили ракеты большой дальности. Возобладала концепция, что ракеты можно запускать чуть ли не с собственных баз. Поэтому одним из основных районов боевого дежурства лодок стало Охотское море. Особенно его районы, примыкающие к Камчатке. Считалось, что в этом случае наша подлодка находится в большей безопасности и ее труднее уничтожить противнику, особенно его многоцелевым субмаринам, которые охотятся за нашими “стратегами”. Такие безопасные зоны назывались ЗРБД - защищенными регионами боевых действий.
По мнению некоторых военных специалистов, внутренние районы Охотского и Японского морей давно уже перестали быть “защищенными” и безопасными для наших ракетоносцев. К тому же в случае уничтожения нашей атомной лодки в зону радиоактивного заражения попадают густонаселенные районы Приморья или огромные территории Чукотки и Камчатки. Поэтому вполне может быть, что флот уже в ближайшем будущем должен будет вернуться к своей “океанской доктрине”. Хоть Тихий океан и прослушивается сетью гидрофонов ВМС США, российские моряки научились путать следы. Проблема в том, как выйти на оперативный простор и затеряться в глубинах.
Тихоокеанский флот заперт в своих морях проливами, которые эффективно контролируются вооруженными силами Южной Кореи, Японии и США. У российского флота уже есть печальный опыт прохода между Кореей и Японией, когда во время русско-японской войны 1904-1905 гг. у Цусимы была разгромлена русская эскадра.
Прямой выход из Японского моря в Охотское Татарским проливом вдоль берега Сахалина для подлодок возможен только на доках, которые легко обнаруживаются противником.
Пролив Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо, можно сказать, является самым коротким, а может, и самым основным путем для выхода в Тихий океан. Но дальше корабли флота должны идти мимо островов Южнокурильской гряды. Здесь три основных пролива: пролив Екатерины между Кунаширом и Итурупом, пролив Фриза между Итурупом и Урупом и более северный пролив Буссоль. Эти проливы наиболее изучены и освоены нашим флотом.
Другие - между центральными и северными Курильскими островами - отличаются чрезвычайно сложным характером мощных течений, скорость которых может достигать 6 узлов. Несколько дней назад в одном из таких проливов без всякого шторма в условиях хорошей видимости на камни было выброшено рыбацкое судно. Старые капитаны, возившие в годы Великой Отечественной войны грузы из США по ленд-лизу, вспоминают, что некоторые слабосильные пароходы не могли пройти в Охотское море из-за сильного встречного течения и должны были дожидаться, пока оно не изменится.
Если Южнокурильские острова переходят к Японии, то ее вооруженные силы смогут почти полностью отслеживать движение наших кораблей не только по Татарскому проливу, но и километров на 500-600 севернее.
В беседе с нашим корреспондентом контр-адмирал российского флота, пожелавший остаться неизвестным, вообще выразил сомнение в своевременности заключения мирного договора с Японией за счет территориальных уступок: “Сейчас Россия в таком жалком положении, что мы даже своим друзьям неприятны и враждебны. А уж враги с нами и вовсе не считаются”.
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, специально для "В"