Противовес дипломатии “yes!”

Сразу два знаменательных для приморцев события пришлось на 98-й год: это шестидесятилетие боев у легендарного озера Хасан и праздничная дата, которая минула совсем недавно, – 60 лет со дня образования Приморского края. Не только равнозначность цифр роднит два эти юбилея. Это еще и своего рода вершина, итог, один – промышленного роста и экономического развития края, второй – человеческого патриотизма и борьбы за российские земли. Закономерность: история повторяется сначала как трагедия, а потом – в виде фарса. Так уж получилось, что шестьдесят лет назад российскую территорию наши предки отстояли с оружием в руках, а совсем недавно мы отбивались от политических нападок, которые вели некоторые кремлевские деятели, поставившие цель – отдать российские земли соседнему государству.

11 нояб. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №492 от 11 нояб. 1998

Сразу два знаменательных для приморцев события пришлось на 98-й год: это шестидесятилетие боев у легендарного озера Хасан и праздничная дата, которая минула совсем недавно, – 60 лет со дня образования Приморского края. Не только равнозначность цифр роднит два эти юбилея. Это еще и своего рода вершина, итог, один – промышленного роста и экономического развития края, второй – человеческого патриотизма и борьбы за российские земли. Закономерность: история повторяется сначала как трагедия, а потом – в виде фарса. Так уж получилось, что шестьдесят лет назад российскую территорию наши предки отстояли с оружием в руках, а совсем недавно мы отбивались от политических нападок, которые вели некоторые кремлевские деятели, поставившие цель – отдать российские земли соседнему государству.

Как в Приморье понимают государственные интересы

От Тумангана – к Курилам?

В мае 1991 года подписано соглашение о демаркации советско-китайской границы на ее восточном участке. Китаю обещана передача нескольких участков российских земель, в том числе в Хасанском районе, на месте, где 60 лет назад велись ожесточенные бои. Год спустя соглашение было ратифицировано парламентами обеих стран и фактически вступило в силу. Заметим, что все юридические манипуляции вокруг границы совершались абсолютно тайно, без участия общественности.

Причина такой таинственности стала известна лишь спустя несколько лет, когда, вступив в должность главы администрации Приморья, Евгений Наздратенко обнародовал секретное соглашение. Проведение демаркации по китайскому варианту неминуемо привело бы к значительному ущемлению российских национальных интересов – как экономических, так и геополитических, заявил губернатор.

До завершения демаркационных работ было еще далеко, однако у китайцев уже был готов план постройки на российском участке крупного морского порта. Воздвигнув в долине реки Туманной “Новый Сингапур”, китайские компании перехватывали бы груз с российской Транссибирской магистрали. Приморские порты, основа экономики региона, в этом случае просто умерли бы – географически китайский путь был бы короче и выгодней. Несомненно, что в этом случае на экономическом процветании Приморья можно поставить жирный крест. Кроме того, такой итог демаркации фактически стал бы предательством наших предков, погибших в боях у озера Хасан. 60 лет назад они с оружием в руках отстаивали каждую пядь родной земли. Ведя бои с японскими захватчиками, наши отцы и деды даже представить себе не могли, что в 1990-х дипломаты сами, без боя начнут сдавать завоеванные с таким трудом позиции.

Уступка российских позиций дорого обошлась бы не только экономике Приморья, но и авторитету всей России. Ушли уже в прошлое романтические заблуждения, распространенные в эпоху перестройки, что Россию окружают исключительно дружественные государства. Действительность оказалась много серьезнее. При возникновении прецедента по территориальным уступкам иностранные державы не замедлили бы вновь заявить о своих претензиях на российские земли. Вряд ли кто сомневается, что за ходом демаркационных работ на востоке внимательно следила Эстония, претендующая на псковские земли. С нетерпением наблюдала за происходящим Япония, чтобы, сославшись на результаты российско-китайской демаркации, интенсифицировать переговорный процесс об островах Курильской гряды и завладеть ими.

Курильская эпопея довольно показательна в этом плане. Используя правовую неопределенность (отсутствие мирного договора с Россией), японское правительство еще в 60-х годах поставило вопрос о передаче Курил под свою юрисдикцию. В начале 90-х существование “территориального вопроса” было официально признано российской дипломатией. В научных кругах и прессе развернулись споры о достаточности юридических оснований для передачи Курильских островов Японии. Однако, не дожидаясь итогов дискуссии, правительство реформаторов нацелилось на удовлетворение претензий соседнего государства. Под убаюкивающие сказки, что решение курильской проблемы станет задачей будущих поколений, в реальности был взят курс на поэтапную сдачу российских позиций.

Почему Курилы не были отданы сразу? Объяснение этому простое. За последнее время кремлевские аналитики в совершенстве овладели наукой манипуляции общественным сознанием и с научной достоверностью выявили предел терпения “электората”. Территориальная уступка Японии наверняка вызвала бы народный гнев, а будущее правительства реформаторов тем самым было бы поставлено под большой вопрос. Потому и появились замысловатые дипломатические формулировки типа “совместного хозяйственного использования”, за которыми незримо стоит передача Курил под японскую юрисдикцию.

Не стоит заблуждаться, что Япония совершенно безвозмездно станет “хозяйствовать” на островах, строя там промышленность и инфраструктуру. Проинвестировав экономику Курил, японцы в дальнейшем могут потребовать и большего. И требуют. И самое главное – наше правительство соглашается! Чего стоит, например, подписанное теперь уже бывшим вице-премьером Б. Немцовым межправительственное российско-японское соглашение “О некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов”.

Согласно этому документу Россия фактически отказывается от своих прав в области рыболовства в своих территориальных водах в районе Южных Курил. Японские рыбаки, в свою очередь, получают возможность вести свой промысел совершенно бесконтрольно – соглашение не имеет ни единого пункта, где бы предусматривалась ответственность представителей сопредельного государства за браконьерский промысел. Мало того, даже названия географических объектов в соглашении указываются на японском языке! После такого “подарка”, сделанного молодым реформатором Немцовым, Япония уже откровенно заявляет о своем суверенитете над окружающими Курилы терводами. Иначе как объяснить недавний демарш японского МИДа, вынесшего протест по поводу факта рыбодобычи в этом районе северокорейскими моряками? Обнаружив у российского острова Шикотан северокорейские суда, которые получили соответствующие лицензии у Москвы, Токио указал на незаконность допуска судов третьих стран в пределы российских территориальных вод.

Такое развитие событий нетрудно было предугадать. Япония намерена продолжать интеграцию Курил в свою экономику, что в дальнейшем даст ей карт-бланш при решении территориальной проблемы. Между тем экономические позиции России на островах слабнут с каждым годом. Уже не является секретом, что экономически Курилы находятся в полной зависимости от Страны восходящего солнца.

Курильский район Приморского края

Однако вспомним инициативу губернатора Евгения Наздратенко, предложившего в 1994 году переподчинить Курильские острова Приморскому краю. Тогда это предложение вызвало неоднозначную реакцию – от поддержки до стойкого неприятия, дескать, лезет куда его не просят.

Между тем инициатива Евгения Наздратенко имела сугубо экономическое обоснование. Губернатором было заявлено, что цель переподчинения Курил – поднятие экономики островов и в противовес Японии усиление России в этом субрегионе. Экономически Приморье и Курилы всегда были близки друг другу. В районе островов традиционно вели промысел именно приморские предприятия, такие как “Дальморепродукт”, “Приморрыбпром”, “Дальрыба”. Поскольку работа на островах велась вахтовым методом, многие по окончании сезонных работ возвращались в основном в Приморье. Кроме того, на экономику Курил издавна работал весь научно-технический потенциал края, образовывая тем самым замкнутую экономическую систему.

Развитие экономики Курил силами приморцев не входило, видимо, в планы Японии. Японские аналитики в совершенно несекретных справках утверждали: Наздратенко вредит национальным интересам Японии, поэтому его пребывание на посту губернатора крайне нежелательно.

Удивительное совпадение пожеланий “японских аналитиков” и суровой российской действительности! Десятки комиссий выезжали с проверками в край, чтобы найти хоть малейшие свидетельства финансовых злоупотреблений Наздратенко. Московские СМИ утверждали: экономические и политические взгляды Наздратенко не имеют права на существование. Но время поставило все на свои места.

Во время последнего визита премьера России Кириенко в Японию Евгений Наздратенко отказался войти в состав официальной правительственной делегации. Отказ был абсолютно невыгоден – отношения с правительством только-только налаживались. Но тем самым приморский губернатор зафиксировал свое негативное отношение к передаче Курильских островов. Вполне справедливым выглядит его высказывание, что, раздавая свои земли сопредельным государствам, государство тем самым показывает свою слабость либо демонстрирует предательский курс своих дипломатов.

Лишь с приходом в МИД Евгения Примакова российскому внешнеполитическому ведомству удалось избавиться от самого страшного дефицита – нехватки патриотизма и политической воли. Эпоха правления прежнего министра иностранных дел Андрея Козырева вряд ли будет вписана золотыми буквами в историю. Крупнейшим провалом российской дипломатии можно назвать демаркацию российско-китайской границы на территории Хабаровского края. Судьба островов Уссурийского, Тарабарова, Большого, Даманского предрешена. Скорее всего, они перейдут под юрисдикцию Китая - без учета исторических и этических традиций. Кстати, при демаркации границы в соседних регионах дело доходило до абсурда – местные жители одной из деревень не смогли забрать скошенные буквально накануне стога сена. Их встретили упредительным автоматным огнем китайские пограничники. Китайцы довольно быстро дали понять, кто теперь где хозяин.

Жизнь по сценарию Запада

Впрочем, привычка раздавать земли направо и налево стала чрезвычайно модным поветрием еще до господина Козырева. В 1990 году бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписал соглашение о линии разграничения морских пространств в районе Берингова моря, несмотря на то, что этот документ начисто противоречил национальным интересам страны. Тогда в пользу США отошло 16 с половиной тысяч квадратных километров морских владений СССР с несметными запасами рыбы и морепродуктов: ежегодно советские рыболовные суда вылавливали в этом районе около 150 тысяч тонн ценных видов рыбы. Кроме того, на Беринговоморском шельфе сосредоточены несметные запасы нефти и газа, обладание которыми существенно повышает международный статус страны.

Неудивительно, что после такого презента запросы Америки существенно возросли. Недавно “Комсомольская правда” сообщила о всерьез обсуждаемой в США идее купить у России Сибирь и Дальний Восток. Как пишет газета, в случае реализации этой идеи “Америка получит просторы, превышающие ее собственную территорию, обретет несметные подземные кладовые минералов, в одну ночь станет крупнейшим в мире производителем нефти, получит незамерзающий тихоокеанский порт Владивосток”.

Планы экономически развитых держав грандиозны, цена их прожектов необычайно высока. Речь идет о фантастических прибылях, измеряемых в триллионах долларов. Для реализации этих планов целесообразно проинвестировать намного меньшей суммой пару-тройку российских политиков, готовых с пеной у рта отстаивать интересы Запада. Не зря же международные финансовые организации вкладывали огромные деньги в правительство реформаторов, послушно выполнявших все их требования.

В этой связи любопытным видится комментарий, опубликованный в начале прошлого года японской газетой “Хокурику тюнити симбун” (ее перепечатала газета “Владивосток”). Газета предсказывала нам крупномасштабные отключения электроэнергии, вспышки недовольства и акции протеста среди населения. Что касается политической жизни, то японцы предположили, что развитие событий может пойти по двум различным сценариям. По одному из них позиции губернатора Евгения Наздратенко резко ухудшатся, и Чубайс отправит его в отставку. По другой версии губернатор Наздратенко, преодолев накат реформаторов, войдет в десятку ведущих региональных лидеров и его авторитет резко возрастет.

Японский Нострадамус оказался удивительным провидцем: все его предсказания сбылись в точности, до мельчайших подробностей. Невольно начинаешь подозревать, что сценарии политических событий в России пишутся за кордоном, а каждой пешке суждено сыграть свою роль в гамбите.

В эту игру включались и фигуры потяжелее. Уже на завершающем этапе демаркации свою позицию обнародовал заместитель главы президентской администрации Евгений Савостьянов. Именно ему принадлежат слова, что надо молча отдать Китаю все спорные участки земли близ российско-китайской границы, поскольку река Туманган – “это мелкая речка, по которой может пройти разве что только плоскодонная джонка”. Что заставило должностное лицо столь высокого ранга произнести эту беспринципную речь, остается загадкой. Однако известно, именно Евгений Савостьянов продолжает сейчас кампанию травли Приморского края в центральной прессе, именно он содействовал возвращению на пост мэра Владивостока Виктора Черепкова в 1996 году, именно он продавил назначение полномочным представителем президента РФ по Приморью Виктора Кондратова в 1997-м.

Объективно, что назначение и Черепкова, и Кондратова было призвано ослабить позиции приморского губернатора, о чем только и могли мечтать политологи как Запада, так и Востока. И Черепков, и Кондратов, сами того не сознавая и реализуя лишь узкие политические задачи своих московских протеже, потворствуют интересам на российском Дальнем Востоке иностранных государств. Там, где нужно единение для отстаивания национальных позиций, мы наблюдаем лишь утомительные политические игрища, цель которых – уменьшить влияние губернатора в регионе.

Как высшую оценку деятельности приморского губернатора можно расценивать фразу, которую обронил на одном из дипломатических приемов китайский посол: “Уберите Наздратенко из Приморья, мы уже устали от его присутствия”…

К другим местным политикам китайцы более лояльны, что совсем не удивительно. Например, господа Кондратов и Черепков, проживая в Приморье уже длительное время, ни разу не высказали оценку позорной демаркации российско-китайской границы. А ведь генерал Кондратов был одним из немногих жителей Приморского края, посвященных в тайну соглашения о российско-китайской границе, то есть был в курсе о всех ее последствиях. Знал о экономических угрозах, об угрозе приморским портам, знал о возможных экологических бедствиях, но - по-чекистски - никому не сказал. Может, опасался, что лишится погон? К счастью, есть еще в России люди, способные ради Родины пожертвовать своим личным благополучием. О своей позиции во время демаркации не побоялись заявить настоящие патриоты-приморцы, тоже генералы – Валерий Розов, Виталий Седых. Эксперту демаркационной группы Валерию Михайловичу Розову его принципиальная позиция по отстаиванию российских земель стоила военной карьеры.

Юбилей Хасана и местные политики

Своеобразной лакмусовой бумагой патриотизма местных политиков, их уважения памяти предков стало празднование 60-летия хасанских событий. На праздник на Хасан из далекой Москвы прилетели заместитель председателя Госдумы Светлана Горячева, бывшие руководители края, приехали командующие военными округами. Но напрасно седовласые ветераны искали на празднике среди гостей депутата Светлану Орлову.

Как ни странно, не было на празднике и руководителя представительного органа власти Сергея Дудника. Что помешало руководителю Приморской думы отдать дань памяти героям-хасанцам, остается вопросом. Неужели камнем преткновения стал разворачивавшийся в те дни скандал вокруг личного коттеджа Сергея Александровича? Или решал проблемы обанкротившейся СЭЗ “Находка”?

Своеобразно “поучаствовал” в торжестве и представитель президента России Виктор Кондратов. Стоя у подножья сопки Заозерной, за которую десятилетия назад шли кровопролитные бои, он продолжал внушать журналистам, что эти земли вокруг не имеют никакой экономической ценности. К счастью, его высказываний не услышали седовласые ветераны, приглашенные на праздник.

“…Было бы кощунством отдать обагренные кровью участки земли на Хасане соседнему Китаю. Если продажные московские политики способны на это, они должны встретить должный отпор со стороны приморцев…”. “...Нет предела человеческой низости. За что, скажите, погиб мой дед в 38-м, если завтра его могилу китайцы сровняют с землей, а послезавтра будут строить крупнотоннажный порт…”. “Губернатор Наздратенко! Мы поддерживаем вашу позицию по отстаиванию российских земель. Бог Вам в помощь в этом благородном деле!…”

Строки писем приморцев, поступавших приморскому губернатору во время демаркационных работ, порою эмоциональны. Но за ними - искреннее отношение жителей края к некоторым московским политикам, забывшим о своих корнях.

И насколько символичным был момент, когда во время праздника Евгений Наздратенко поднялся со своими детьми на сопку Заозерную, на ту легендарную высоту, за которую 60 лет назад шли кровопролитные бои! Пожалуй, это и был момент истины приморского губернатора. Вместе с ним дань уважения героям Хасана отдали и его сыновья. Думается, что и губернатора, и его сыновей, и всех приморцев объединяло в этот миг одно – гордость за нашу Россию. Ведь именно благодаря всем приморцам удалось сохранить целостность российской территории, уникальные природные богатства, места, где покоятся останки наших воинов.

Сегодня наша страна находится на перепутье. Только-только наметилось выздоровление национального духа России, началось пробуждение чувств здорового патриотизма, ответственности за судьбу великой Родины. Новое национальное правительство больше не будет идти на поводу у иностранных государств, безусловно имеющих свои интересы на “1/6 части суши”. Но опасность для ослабленной за годы реформ России все еще остается. Так получилось, что приморцы отстояли исконно русские “безымянные высоты” в Хасанском районе дважды – тогда, в легендарном 38-м, и сейчас, в “демаркационных” 90-х. Но невидимая борьба за российские национальные интересы продолжается.

Автор: Сергей Зайцев, специально для "В"