Если мы спасем док, он сам станет спасателем

Со дня на день край может лишиться уникального плавдока, и владивостокские мастера подъема с морского дна затонувших кораблей встревоженно стучатся во все начальственные двери: этот док должен остаться в Приморье, он здесь крайне необходим.

5 нояб. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №490 от 5 нояб. 1998

Со дня на день край может лишиться уникального плавдока, и владивостокские мастера подъема с морского дна затонувших кораблей встревоженно стучатся во все начальственные двери: этот док должен остаться в Приморье, он здесь крайне необходим.

С помощью плавдока можно было бы поднимать наверх затопленные суда гораздо проще и быстрее, чем это было, например, при вытаскивании из толщи воды Золотого Рога “Паллады”.

- Мы изрядно намучились с ней, разрабатывая специальную технологию и приспособления для подъема, - сказал корреспонденту “В” возглавляющий НПО “Римско-Эпрон” Евгений Бирюков, - и успеха, как известно, добились не сразу. А был бы у нас плавдок, что стоит сейчас сиротой в Большом Камне, - вся операция заняла бы куда меньше времени и обошлась бы значительно дешевле. Надеюсь, руководители края поймут, что ему док нужен, что грех отправлять столь полезное сооружение на металлолом.

И вправду, у приморского побережья для такого плавдока работы - непочатый край. К примеру, только вблизи Владивостока - в бухтах Золотой Рог, Улисс, Диомид, Патрокл, Новик, Труда - лежат на дне морском около 140 кораблей. Вытащить их было бы полезно и для безопасности судоходства, и для нашего здоровья. Ведь из гниющих судов постепенно вымываются свинец, кадмий, которым покрыта аппаратура, остатки горюче-смазочных материалов. Неудивительно, что предельно допустимые концентрации этих веществ превышены в морской воде у владивостокских пляжей во много - порой даже в 80 - раз.

Плавдок-69, о котором мечтают Владимир Чернышов, Василий Малер, Виктор Ваганов и другие заслуженные водолазы, обладает завидной мощностью (грузоподъемность 8,5 тысячи тонн), сам может становиться на якорь на 3 точки, а глубина погружения у него 12 метров. Используя этот док, скажем, за год можно вытащить со дна добрую сотню судов. Легко. А подняв и разрезав старые ржавые корабли, можно с лихвой окупить эту работу, продав их как металлолом. Но сегодня на металлолом хотят продать... этот самый док.

Принадлежит он Тихоокеанскому флоту, которому уникальный плавдок, изначально предназначенный для транспортировки подводных лодок, нынче стал не нужен. Вот-вот его может постигнуть судьба “Минска” и “Новороссийска”.

- У флотских уже есть график уничтожения приборов, установленных на доке, - волнуется Евгений Бирюков. - Его погубят, и это никому не принесет пользы. Мы попросили командование ТОФ не спешить продавать док на лом, а передать “Римско-Эпрону”. Изыскали 2 миллиона рублей - это сейчас, а за 5 лет выплатили бы полную стоимость.

Специалисты судоподъема надеются на помощь краевой администрации в решении этого вопроса с Тихоокеанским флотом. Обратились и в морской совет Владивостока - словом, во все способные повлиять на судьбу дока инстанции, и на федеральном уровне тоже. Потому что плавдок-69 способен не только ржавые корпуса со дна вытаскивать - мобильный, мощный, начиненный отличным оборудованием, он мог бы стать в Тихоокеанском бассейне лучшим спасателем, приходя на выручку аварийным, гибнущим судам.

А пока водолазы НПО “Римско-Эпрон” хотят за свои деньги нанять милицейскую охрану и просят ТОФ, чтобы разрешил поставить караульных у приборов плавдока, ведь сдатчики цветных металлов уже бродят вокруг него тучами.

Автор: Светлана Жукова, "Владивосток"