Чем дитя тешилось в СССР

Программы для детей Приморской студии телевидения успешно конкурировали с детскими программами, транслируемыми из Москвы

9 март 2022 Электронная версия газеты "Владивосток" №4892 (6597) от 9 март 2022

Несмотря на события последних дней, жизнь продолжается, и мы решили напомнить нашим читателям, что 6 марта – Международный день детского телевидения и радиовещания.

Для большинства читателей старшего поколения понятие «детское телевидение» наверняка ассоциируется с легендарной телепередачей «Спокойной ночи, малыши!», рожденной на ЦТ, страшно подумать, аж 1 сентября 1964 года, перед программой «Время». После нее «по возрасту» идет не менее знаменитая «АБВГДейка», появившаяся на свет через 12 лет. 

Все мы родом из детства 

Эту детскую развлекательно-познавательную телепередачу «эпохи застоя», «всесоюзного педагога дошкольного воспитания», наши острословы переименовали почему-то в «КГБейку», хотя никакой политической нагрузки она не несла. По большому счету, нынешние 45-50-летние граждане России изучали азбуку и арифметику с помощью размалеванных и бесшабашных клоунов: Сени (Семен Фарада, умер в августе 2009 года), Сани (Александр Филиппенко, ему 77 лет), Владимира Ивановича (Владимир Точилин скончался в октябре 1988 года) и Тани (Татьяна Непомнящая, ей 90 лет). 

Потом были импортные «Телепузики», британский детский сериал. От этих плюшевых существ с антеннами на голове и телеэкранами на животе быстро отказались, заменив на отечественную продукцию. Наши юные соотечественники, ходившие под стол пешком в начале XXI века, помнят анекдотичных «Смешариков» и космического «Лунтика».

Из радиопередач для детей времен Советского Союза вспоминается серьезный и познавательный «Клуб знаменитых капитанов», а также веселая и умная «Радионяня», растиражированная фирмой грамзаписи «Мелодия» на грампластинках-миньонах и на аудиокассетах. Позже – на компакт-дисках. Но к тому времени передачу уже закрыли. 

В конце 60-х и в первой половине 70-х годов прошлого столетия был еще цикл радиоспектаклей «КОАПП» («Комитет по охране авторских прав природы»). Но эту заумь, ориентированную на ботаников младшего школьного возраста, сегодня вряд ли кто вспомнит. Хотя по мотивам «КОАПП» в 1984–1990-х годах сняли 18-серийный кукольный мультик. 

Чуть не забыл об оптимистичной «Пионерской зорьке»! Ее слушали тогда еще по проводному радио миллионы школьников Страны Советов, собираясь утром в школу. У автора этих строк была любимая радиопередача «С добрым утром!». Она выходила в эфир по воскресеньям в 10 часов, когда можно было поваляться в постели, накрывшись одеялом, и помечтать, слушая, как на кухне гремит посудой мама, готовившая завтрак. Точнее, уже обед. Все мы родом из детства. И у каждого из нас свои зарубки в памяти...

Мы выросли на «Спокушках» 

Много лет спустя судьба преподнесла мне подарок: познакомила с персонажами «Спокойной ночи, малыши!». С заслуженным артистом РФ Владимиром Ивановичем Ухиным, дядей Володей, и его приемником заслуженным артистом России Юрием Герасимовичем Григорьевым, дядей Юрой… 

В июне 2005 года артист Российского академического молодежного театра (РАМТ) Юрий Григорьев гастролировал во Владивостоке, в Уссурийске и Лесозаводске. Из казачьей столицы Приморья дядя Юра вывез не только хорошие впечатления от встречи с публикой, но и подарок друзей – портативный телевизор, совмещенный с DVD-плеером.
– В Москве такой аппарат стоит не менее семи тысяч рублей, – улыбался артист. Дорогую игрушку он собирался установить в персональном «Фольксвагене».

Посмотреть живую легенду отечественного ТВ приходили семьями: бабушки и дедушки, их дети и внуки. После концерта в Fesco Hall дядя Юра признался, что «зрители сейчас стали спокойнее и уравновешеннее». 

– Я помню, какими нервными они были лет пять назад, когда в стране и в вашем городе было непонятно что. То электричество отключат, то очередной ураган, то воды нет – ни умыться, ни в туалет сходить. Люди существовали, что называется, на последнем нерве. Это очень чувствовалось. Дети тоже были эмоционально нервными. Они ведь заражаются от взрослых. Сейчас ребенок на концерте ведет себя так, как и должен вести. Если на сцене радость – он радуется, если что-то печальное – он расстраивается, огорчается или задумывается. У него естественные детские реакции. И это замечательно!

– Вас узнают на улице? 

– Конечно! Обычно люди улыбаются. Мне особенно легко общаться с представителями ГИБДД. Когда меня тормозят молодые гаишники, они ко мне присматриваются: мол, что-то знакомое лицо. Они же выросли на моих «Спокушках». Кто-то узнает, кто-то нет. Если я знаю, что нарушил правила, то я им сразу говорю: «Товарищ начальник, меня нельзя сейчас наказывать! Что я потом Хрюше скажу? И Степашка тоже расстроится». У них лицо тут же расплывается: «А-а-а, это вы? Ну вы уж поаккуратней на дороге». А я езжу очень быстро. На западе такая езда называется нервной, когда на большой скорости резко перестраиваешься из одного ряда в другой. Мне всегда не хватает времени. У меня много работы: телевидение, театр, гастроли и записи аудиокниг. Но последнее время я езжу на метро и стал много читать.

– Когда же вы отдыхаете? И как следите за своим здоровьем?  

– Отдыхаю летом. А за здоровьем вообще не слежу. Не получается. Я все время в тонусе, и организм не успевает подумать, можно ли ему заболеть. Какое там болеть! Работать надо. У меня нет времени болеть. Работа доставляет мне огромную радость.  

– Вам дарят подарки дети? 

– У меня дома целая папка рисунков. Жизнь продолжается.

В этом году 23 июня Юрию Григорьеву, дяде Юре, исполнится 67 лет. 

Чужой дедушка дядя Володя

Владимир Ухин частенько гастролировал во Владивостоке. Последний раз 27 сентября 2009 года в составе концертной группы из двух человек. С ним был высокий лощеный блондин с редкими зализанными волосами, с круглым, как блин, лицом и женскими манерами. Аншлаговая встреча с героями «Спокушек» проходила в Большом зале Приморской краевой филармонии. Вместе с ребятами-трулялятами посмотреть на «живых Хрюшу, Степашку и Филю», как обещала реклама, пришли их родители. Дядя Володя появился перед зрителями всего один раз. Взрослые встретили его овациями, малышня их поддержала, хотя 79-летнего артиста не признала. Это был герой не их времени. 

Владимир Иванович рассказал несколько смешных детских историй из эпохи развитого социализма, когда еще существовали пионеры и комсомол. Говорил он тихо и не очень понятно. Взгляд его блуждал по рядам, как бы пересчитывая зрителей, и казалось, что он не понимал, где находится. Провожали его тоже овациями, но детвора к концу его спича заскучала. Седой (и чужой) дедушка ребятне был неинтересен. И шуток его они не поняли.  

После концерта я успел переговорить с Владимиром Ивановичем в гримерной. Было видно, что он устал и ему не до меня. Но интервью с артистом было обещано организаторами концерта. Высокий блондин с женскими повадками предупредил, что дядя Володя недавно перенес инсульт, ему трудно говорить. 

– Зачем же он тогда прилетел в такую даль?  

– А как еще ему заработать на лечение? Медицина у нас небесплатная, – вопросом на вопрос ответил молодой партнер Владимира Ухина. 

Я не стал мучить Владимира Ивановича расспросами. От имени зрителей поблагодарил за выступление. И за то, что он был частью моего детства. Пожелал ему здоровья и попросил сфотографироваться с моим сыном. 

– Да запросто! – сказал дядя Володя и усадил к себе на колени «наследника всех моих сберкниг». Вспыхнула вспышка, и рандеву закончилось. Прощаясь, я выразил надежду, что мы еще когда-нибудь увидимся. При более благоприятных обстоятельствах. 

– Конечно, конечно, – улыбнулся артист... 

А через три года дяди Володи не стало. Он ушел из жизни 12 апреля 2012 года, ровно за месяц до своего 82-го дня рождения.

Работали без оглядки на Москву 

Приморское телевидение тоже внесло ощутимую лепту в историю отечественного детского телевещания. Программы «Сделай модель сам», «Солнцеворот», «Умелые руки», «Долговязый карандаш», «Полочка-читалочка», «Моя школьная страна», «Сказка за сказкой», которые в 60-70-е годы прошлого столетия делала детская редакция тогда еще Владивостокского телевидения, наверняка памятны жителям края, кому сегодня под 60 и более лет. В те годы детскую редакцию возглавляла Ирина Васильевна Чернышова. 

Вспоминает Татьяна Мефодиевна Смонарь, проработавшая на Приморской студии телевидения почти 34 года:  

– Я пришла работать на телевидение в 1961 году после окончания филологического факультета ДВГУ. Владивостокская студия в то время стала расширяться. И руководство, сделав ставку на молодежь, обратило внимание на выпускников гуманитарных факультетов. Почти одновременно со мной пришли на студию Нина Лошкарева, Валя Леликова, Нина Ткаченко, Люда Моисеева. Руководитель детской редакции Ирина Васильевна Чернышова запомнилась мне прежде всего своей яркой красивой внешностью и веселым коммуникабельным характером. О ее деловых качествах говорит тот факт, что через несколько лет она какое-то время возглавляла все художественное вещание Приморского телевидения. И оставила должность главного редактора лишь потому, что вместе с семьей уехала в другой город. Осенью 1962 в детской редакции стала работать выпускница столичного вуза Светлана Волошина. Она тоже проработала во Владивостоке недолго, года два. Но зрители должны ее помнить по циклу передач Ленинградского ТВ «Контрольная для взрослых», очень популярному в 80-е годы. Передачу транслировали на всю страну. Она получила признание у зрителей и у критиков. Светлана была автором этого цикла и ведущей. И стала тогда известной практически всем телезрителям. Но это было уже в 80-е, а начинала она свой творческий путь здесь, на Приморском телевидении.
В 1966 году Татьяна Смонарь перевелась из литературной редакции Владивостокской студии телевидения в детскую редакцию, где работала, по ее словам, «до потери пульса», то есть до выхода на пенсию в 1994 году. На новом поприще как редактор специализировалась на передачах для детей младшего возраста.  

Рассказывает Татьяна Смонарь:

– У нас была информационная передача для школьников «Моя школьная страна». Для старшеклассников были «Веселые старты». Передачу «Сделай модель сам» мы делали вместе с организацией ДОСААФ. Показывали ребятам, как сделать модели самолетов, кораблей и чего-то там еще. Нина Ткаченко, по мужу Габиева, как режиссер и часто как автор делала замечательную передачу «Солнцеворот». Я была редактором. У нас тогда техника была на грани фантастики. Компьютерной графики не было. И Нина мастерски придумывала, как передачу расцветить и раскрасить, чтобы детям было интересно смотреть. Видеозаписи тогда не было, любые передачи шли в прямом эфире. Самым главным и самым старшим в детской редакции был режиссер Левин Сергей Дмитриевич. Имя этого замечательного и изобретательного человека я вспоминаю с удовольствием. Мы все учились у него. 

По словам Татьяны Мефодиевны, идеи детских передач, их героев, их песни сотрудники детской редакции придумывали сами, без оглядки на «конкурентов» из Москвы. К примеру, у «Солнцеворота», желтого подсолнуха с лучами, была своя фирменная песня, которая заканчивалась словами, которые легко запоминались: «И это я, ребята, вот, Солнцеворот!» 

У «Полочки-читалочки» главным персонажем был котенок Тиви. Его имя производное от слова телевизор. Эту передачу вела диктор Элла Куценко. 

Свидетелей почти не осталось

Рассказывает Татьяна Смонарь: 

– После выхода в эфир каждой передачи мы получали очень много писем со всех уголков края. Это был завал! Особенно много писем приходило в передачу «Солнцеворот», где мы задавали детям вопросы. Ответы иногда приносили мешками. Боюсь, что много интересных писем я пропустила. У нас не было возможности все прочитать. Очень интересная передача «Долговязый карандаш» строилась на рисунках детей, которые мы получали. Ее режиссером была Роза Салюк. Она придумывала очень интересные штучки. В конце 60-х в детскую редакцию из газеты «Тихоокеанский комсомолец» пришла журналистка Татьяна Сизарева. Общительная, приветливая, наша ровесница, она быстро стала своей в нашем маленьком редакционном коллективе не только в работе, но и во всех наших личных затеях. Проработала Таня не очень долго, года три. Ее мужа перевели на работу в другой город, и они уехали. Но она сделала немало очень хороших передач и оставила о себе очень добрую память. 

Кстати

Филе, Степашке и Хрюше уже за пятьдесят

Передача «Спокойной ночи, малыши!» впервые вышла в эфир 1 сентября 1964 года. Инициатива создания передачи принадлежала главному редактору редакции программ для детей и юношества Валентине Федоровой. Само название программы долго обсуждалось, было множество вариантов: «Вечерняя сказка», «Спокойной ночи», «Сказка на ночь», «В гостях у волшебного человечка Тик-Так». Но конечный вариант появился накануне первого эфира: «Спокойной ночи, малыши!».

Изначально не было технической возможности для записи программ, поэтому они выходили только в прямом эфире, и то в виде картинок с закадровым текстом.

Затем появились кукольные спектакли и небольшие пьесы, в которых играли артисты МХАТа и Театра сатиры. В кукольных спектаклях принимали участие Буратино и заяц Тепа, куклы Шустрик и Мямлик (все куклы изготавливались в театре Сергея Образцова). Помимо кукол в «Спокойной ночи, малыши!» принимали участие дети 4–6 лет, в гости к которым приходили известные театральные актеры, они давали советы, рассказывали сказки.
И только в конце 1960-х годов в передаче стали появляться знакомые всем куклы: Филя (1968), Степашка (1970), Хрюша (1971) и Каркуша (1982). Иногда принимал участие в программе кот Цап-Царапыч. А в 2002 году слаженный коллектив пополнился новым героем Мишуткой.

Справка «В»

Международный день детского телевидения и радиовещания (International Children’s Day of Broadcasting) – профессиональный праздник всех работников, занятых производством телевизионных программ и радиопостановок, создающихся специально для самых юных зрителей. Отмечается по всему миру ежегодно с 1994 года в первое воскресенье марта.

В мае 1966 года аудитория Владивостокской студии телевидения составляла около 80 % всех жителей Приморья. На тот момент у населения края было 80 тысяч телевизоров. В сентябре 1967 года во Владивостоке впервые принята цветная передача Центрального телевидения.

– В спортивной передаче «Веселые старты» мы делали какие-то конкурсы. Но на призы у нас денег не было. Еще я делала передачу с Госавтоинспекцией о правилах дорожного движения «Что такое перекресток». Информация подавалась в игровой форме, чтобы это было увлекательно, где надо было отвечать на вопросы. Вот там были соревнования, и какие-то призы покупала ГАИ. Летом на эту же тему мы устраивали соревнования в пионерских лагерях. И там тоже были призы. К нам на передачу приходил начальник Госавтоинспекции, он называл меня «тянучкой». Потому что я долго не знала, как ее построить. Не могла придумать интересную форму передачи. В ту пору мы учили детей, как выходить из трамвая, – с улыбкой вспоминала былые годы Татьяна Мефодиевна, беседуя с корреспондентом «В».  

Когда во Владивостокский цирк приезжала новая программа, ее артисты становились героями передач детской редакции. Это была тема Татьяны Смонарь. В цирке ее все знали. Тогда директором цирка был Анатолий Макарович Буренко, он подсказывал телевизионщикам, кого можно пригласить для съемки, чтобы передача была интересной. К примеру, с Вальтером и Мстиславом Запашными, с Куклачевым, с Эмилем Кио.  

– Куклачев очаровательный дядька, – смеется Татьяна Мефодиевна. И признается, что о своих коллегах она может говорить долго и много. Только жаль, что свидетелей первых двух десятилетий работы детской студии почти не осталось.

Сергей КОЖИН

Фото автора и предоставлено Татьяной Мефодиевной СМОНАРЬ