А ну-ка, убери свой чемоданчик…
Зачем даже там, где много юмора, театр Горького ищет серьезность
Однажды утром к мыльному магнату Барнье приходит его клерк. И робко просит прибавки жалованья. А потом… Потом все завертелось, как сумасшедшая карусель. Да с какой скоростью!
Узнали сюжет искрометной комедии Клода Манье «Оскар» (16+)? Именно ее Приморский академический театр имени Горького представит зрителям 5 и 6 февраля.
Мыльный водевиль под Мирей Матье
Для режиссера Сергея Руденка, в творческом багаже которого множество спектаклей разных жанров, постановка «Оскара» стала первой работой над чистой комедией. Первой – потому и непростой, и очень интересной.
– По одному взгляду на сцену можно сказать, что вы решили не переносить действие пьесы в современность, а оставили «великие 60-е».
– Поскольку эта пьеса 1958 года, мы с художником спектакля Андреем Климовым решили перенести действие совсем немного – это, условно скажем, 60-е. Замечу, что у нас обоих это одна из самых любимых эпох – яркая, стильная, эффектная. Такой будет и сценография. А какая была в то время музыка!
– Кстати, о музыке. Здесь она просто как особый элемент действия, дополнительный персонаж, яркая деталь…
– Да, для меня музыка – важнейшая составляющая спектакля. Бывает, что я не могу понять, как сцена устроена, пока не пойму, как она звучит. Оттолкнусь от музыки – и все становится ясно… Для «Оскара» я решил не просто музыку подобрать (песни Мирей Матье, например), но и сделать чуть больше, сопроводить действие особыми зонгами. Это когда определенная музыка идет, когда на сцене случается (повторяется) то или иное событие. Она идет или контрапунктом, или, наоборот, дополнительной окраской…
– Это ведь ваша первая комедия?
– Я ставил фарсы, черные комедии, а вот такую – легкую, искрометную комедию положений – ставлю впервые.
Жанр спектакля определен мною как «мыльный водевиль». Почему так? Когда мы с Ефимом Звеняцким только обсуждали эту работу, он обмолвился: сделать надо хороший водевиль. Мне так понравилось слово и его суть, что на том и порешили. Ну а поскольку в пьесе есть, на мой взгляд, что-то от мыльных опер, диванного сериала (бесконечные любовные страдания, потерянные и найденные дети, обсуждение отношений между героями), ну и к тому же главный герой – мыльный магнат, построивший свое состояние на торговле этим товаром, то и слово «мыльный» оказалось очень кстати.
Хорошие вещи легко не рождаются
– Сложно работалось?
– Начав работу над «Оскаром», я понял, что режиссеру, когда он берется за такую комедию, сначала надо самому хорошо разобраться, и желательно вместе с актерами, во всех ее перипетиях. Очень тщательно. Меня так учили: сначала провести литературный, драматургический анализ, потом режиссерский анализ, чтобы каждое событие, каждая фраза не уходила в воздух, а звучала в нужное время в нужном месте.
Так вот, когда внимательно читаешь такой текст, понимаешь, что действительно за многими внешне легкими фразами скрывается большая глубина. Потому что мотивация персонажей очень серьезная: люди борются не просто за свое счастье, а за свое место в обществе, за свое социальное благополучие. Когда я думал, о чем этот спектакль (а это очень важно понимать), понял, что пьеса о том, что каждый человек должен нести ответственность за свои решения. И особенно за решение завести семью. Вот об этом и поговорим со зрителями.
Кроме того, пьеса написана в 1958 году. Помните, что за время это было во Франции? Время социальных потрясений, студенческих волнений, социальных взрывов. Война в Алжире, изменения в Конституции… По большому счету, Клод Манье писал на злобу дня – в «Оскаре» много намеков на актуальные вещи, много сатиры. И потому пьеса так откликается в дне сегодняшнем…
В ней два ведущих персонажа – магнат Барнье и его клерк Мартен – ведут бесконечную битву. Я Мише Чистякову так и сказал: ты весь спектакль бьешься за свое будущее, которое у тебя пытаются отнять, каждую минуту!
Я говорю артистам: здесь юмора много, поэтому мы ищем серьезность. Вообще, я твердо убежден, что хорошие вещи легко не рождаются. Чем легче идет работа над спектаклем, тем страшнее за результат. Надо пройти через сложности, обязательно!
– В постановке заняты актеры разных поколений – от таких мэтров, как Евгений Вейгель, до только недавно влившихся в труппу Михаила Чистякова, Анастасии Писчик. И любимцы публики Сергей Гончаров, Яна Мялк, Максим Клушин, Жанна Силко, Ольга Налитова тоже блистают…
– Да, это очень актерский жанр, он дает возможность артисту в хорошем смысле слова подурачиться. Кроме того, такие спектакли являются отличным тренингом для актеров, в них так быстро сменяются события, так много перевоплощений, что очень стимулирует артиста.
Например, для Михаила Чистякова (их курс попал в период пандемии, и у них не было дипломных спектаклей) это вообще как бесконечный и интересный мастер-класс! Я вижу, как парень выкладывается, вижу, как с удовольствием работают все на сцене. И понимаю, как здорово, что в моей жизни есть теперь такой опыт. Да, режиссер должен уметь поставить даже телефонный справочник, но, чтобы это сделать хорошо, он должен владеть всеми жанрами, а не эксплуатировать все время какой-то один. Надо выходить из зоны комфорта.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА