«Команда «Мото» города Владивостока прибыла в полном составе!»

На Всесоюзном ралли «Родина» в городе Пензе команда мототуристов из Владивостока заняла I место в общекомандном зачете

2 февр. 2022 Электронная версия газеты "Владивосток" №4887 (6592) от 2 февр. 2022

В конце мая 1981 года пятеро путешественников из Владивостока (все члены Приморского краевого клуба автомототуристов) отправились на мотоциклах «Ява» в Пензу на финал Всесоюзного ралли автомототуристов «Родина». Он должен был состояться с 19 по 22 июня. Свою команду они назвали «Мото». О первых днях их пути мы рассказали в номере «В» за 19 января. Смотрите публикацию «В Грузии нас никто не останавливал! А в России шмонают, как преступников».

Напомним, что в Советском Союзе к непрофессиональным спортсменам относились уважительно. Их отпускали на соревнования даже в будние дни, сохраняя при этом заработную плату. 

Время на экскурсии не было 

Во время многодневного пробега Владивосток – Пенза капитан команды Дмитрий Гах вел дневник, записи из которого использованы в данной публикации. В 1982 году его путевые зарисовки будут опубликованы в чехословацком журнале «Мотор-ревю». Кроме того, неоценимую помощь автору оказал штурман «Мото» Сергей Иванович Закалюкин. Он поделился подробностями мотопутешествия на «Родину» и предоставил исторические фотографии. 

– Жесткого регламента, устанавливающего определенный километраж пробега, не было. Каждая команда самостоятельно выбирала время старта из своего города в зависимости от расстояния до финиша. Главное, чтобы в команде было пять участников на пяти мотоциклах. К концу маршрута надо было сохранить все пять мотоциклов. На финише километраж пробега умножался на количество мотоциклов. Во время пробега надо было посетить музеи, памятные исторические места, грандиозные стройки и так далее. В каждом музее или историческом месте надо было поставить отметку в паспорте маршрута, чтобы подтвердить посещение города. Это называлось общественно полезной работой, ее результат засчитывался при подведении итогов соревнований. Мы заходили в любой музей, покупали пять билетов и двигались дальше. Времени на экскурсии у нас не было, – вспоминал Сергей Закалюкин в январе 2022 года.

В Красноярске команда «Мото» посетила Саяно-Шушенскую ГЭС, которая тогда только строилась. Неизгладимое впечатление на парней произвело огромное колесо турбины, которое лежало под открытым небом в свободном доступе. Разумеется, наши земляки воспользовались возможностью увековечиться около сверкающей на солнце громадины из нержавеющего металла. 

Водка в обмен на пустую бутылку

За день команда проезжала 200–250 километров. Можно было и больше, но грунтовая дорога, зачастую раскисшая, не позволяла. Особенно в Забайкалье и Сибири. На протяжении всего маршрута, где бы наши мототуристы ни проезжали, в какой бы деревне ни останавливались, местные жители удивлялись, как они рискнули поехать на мотоциклах (по бездорожью) в такую даль!

Вечером за ужином ребята выпивали бутылку водки. На пятерых по 100 граммов – это слону дробина. Потом сразу в палатку на надувные матрасы и спать. Зато утром после крепкого сна парни вставали отдохнувшими, готовыми к покорению очередного участка пути. Самое удивительное, что, проехав всю Сибирь и Забайкалье, их по ночам не одолевали комары. Даже когда они ночевали на берегу какой-нибудь речушки. 

Однажды в Башкирии перед очередным ночлегом, чтобы не нарушать вечернюю традицию, они решили купить бутылку в ближайшем селе. Водка в сельпо была, но ее продавали… в обмен на пустую бутылку. Эта же ситуация повторилась в нескольких магазинах. Везде просили пустую тару! Не литровую или трехлитровую банку, а именно бутылку 0,5 литра. Оказалось, что в Башкирии проблема со стеклотарой. Пришлось парням купить бутылку лимонада, выпить его и тут же поменять на поллитровку беленькой. Разумеется, с доплатой.

– Нас очень хорошо встретили в Тольятти. Местные комсомольцы разместили нас на отличной турбазе в сосновом бору. И организовали для нас экскурсию по единственному в России автозаводу, где на тот момент делали современные легковые автомобили, – рассказал Сергей Иванович. 

Самые дальние прибыли первыми 

…Команда «Мото» прибыла в провинциальный город Пензу 19 июня, в пятницу утром, в день регистрации участников Всесоюзного ралли «Родина». Позади тысячи километров грунтовых и земляных дорог Сибири, редкий асфальт Зауралья, посещение Саяно-Шушенской ГЭС, встречи с металлургами Челябинска, нефтяниками Башкирии и Татарии, автостроителями автозавода в Тольятти и десятками простых и приветливых советских людей. 

– Когда мы въехали в Пензенскую область, то при общении с местными нам показалось, что они нас передразнивают. Мы во Владивостоке привыкли к быстрой речи, а они говорили, растягивая слова и фразы, как резину. Это потом мы поняли, что у пензюков такой распевный говор. И через пару дней мы сами стали говорить, как они, нараспев, – смеется бывший штурман команды «Мото».

Мототуристов из столицы Приморья поселили в гостинице «Ласточка», украшенной флагами и огромным транспарантом со словами приветствия участникам соревнований. На приведение себя в порядок после дальней дороги парням дали час.

В 11 часов 24 минуты линию финиша пересекла первая команда, прибывшая в Пензу. Пятеро мотоциклистов в красной форме с изображением тигра на груди и надписью «Владивосток» замерли по стойке смирно. Когда по трансляции объявили название города, который они представляли, судьи и зрители были приятно удивлены: первыми финишировали мототуристы из самого далекого населенного пункта, заявленного в ралли. Ни сахалинцы, ни хабаровчане в ралли не участвовали. Хотя любители походов на мотоциклах там тоже были.
– Команда «Мото» города Владивостока прибыла в полном составе! Участники ралли прошли 6900 километров, из которых 4000 – повышенной сложности. За время ралли происшествий не случилось. Команда готова к соревнованиям, – отрапортовал Дмитрий Гах главному судье.

Из дневника Дмитрия Гаха: 

– Отзвучал короткий рапорт. Слышны приветственные крики встречающих. Вот он, долгожданный миг, когда все трудности пробега позади. Но это еще не победа. Мы даже не знаем своих соперников, но отчаянно радуемся окончанию самого дальнего для нас похода. Мы стремились к этому мгновению все время. Боролись за победу даже тогда, когда в грязи под Омском «порвали» коробку передач при падении нашего механика Леши Дымочкина. Полночи под дождем мы устраняли неисправность. И на следующий день к полудню вновь вышли на трассу. 

Без наград не остались 

Соревнования начались 20 июня с парада колонны мотоциклистов по улицам Пензы. Буквально все мотоциклы украшены флагами. На протяжении всего пути местные жители приветствовали участников ралли цветами, аплодисментами и одобрительными криками. Флаг соревнований на центральной площади города доверили поднять капитанам команд Казахстана и Владивостока, занявшим соответственно I и II места за мотопробег и общественно полезную работу. 

После подъема флага традиционное возложение цветов к памятникам боевой и трудовой славы жителей Пензы, местным жертвам революции и одному из основоположников коммунизма – Карлу Марксу. Хотя этот бородатый персонаж не имел никакого отношения ни к гостеприимной Пензе, ни к Всесоюзному ралли «Родина». 

Первыми в классе «А» состязались мотоциклы без коляски. На этом участке соревнований честь команды «Мото» защищал Сергей Закалюкин. Первому всегда трудно, но он спокойно и уверенно прошел трассу слалома и спринт-леман. Начало положено! На туристической полосе препятствий, в установке палатки, разжигании костра успех снова сопутствует нашей команде. К последнему дню соревнований спортсмены из Владивостока заняли верхнюю половину спортивных протоколов. В шести из семи видов соревнований и конкурсов наши парни стали призерами. 

22 июня на заключительном построении каждый член команды «Мото» получил комплект дипломов и грамот. По итогам соревнований в общем зачете мототуристам из Владивостока вручили самую главную награду слета – кубок и хрустальные вазы. 

Из дневника Дмитрия Гаха: 

– Приятно слышать поздравления, чувствовать в руках вес тяжелого кубка и особенно дорогих нам золотых медалей, ярким солнцем сияющих на груди. Приморцы впервые добиваются столь высоких результатов… И все же немного грустно, что отзвенел и закончился наш спортивный праздник. Грустно расставаться с новыми друзьями, верными в трудную минуту и непреклонными в спортивной борьбе. Но расставаться надо. И пусть не все из нас приедут на следующие соревнования – вырастет молодежь, которую мы научим ездить бесстрашней и лучше нас. Но все мы навсегда сохраним в душе «щемящее чувство дороги» и личной причастности к интересному и увлекательному занятию – мототуризму. 

Из Москвы во Владивосток победители Всесоюзного ралли «Родина» добирались на самолете, мотоциклы ехали в багажном вагоне поездом. 

…Прошло 40 лет с момента финиша Всесоюзного ралли «Родина». Сегодня из пяти членов команды «Мото» с нами нет только Владимира Хрисанфова. Дмитрий Гах, как и прежде, живет и работает в Артеме, остальные члены команды – Алексей Дымочкин, Виктор Бублик и Сергей Закалюкин – во Владивостоке. 

Автомобиль «Жигули» – лучший друг автотуриста 

Сегодня мало кто из возрастных автомобилистов помнит (а молодежь так вообще не знает), что в Советском Союзе начиная с июля 1981 года в городе Тольятти на берегу Волги проходил Всесоюзный слет автотуристов «Друзья «Жигулей» под эгидой Центрального совета по туризму и экскурсиям при ВЦСПС. 

Цели и задачи, которые ставились перед участниками ежегодного слета, сегодня кажутся смешными и наивными. К примеру, автотуристам предписывалось заниматься «воспитанием населения на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии и советского народа». Они также должны были вести постоянный «обмен мнениями между автотуристами и производителями автомобилей «Жигули» для дальнейшего улучшения их конструкции». 

Как видим, прошло четыре десятилетия, но «друзья «Жигулей» так и не смогли докричаться до инженеров-конструкторов Волжского автомобильного завода. Поэтому сегодня подавляющее большинство автомобилистов нашей страны, не исключая Владивостока, передвигаются на машинах иностранных компаний. На самом деле главной целью устроителей слета была пропаганда легковых автомобилей, производимых на заводе в Тольятти с 19 апреля 1970 года. Именно в этот день с главного конвейера автогиганта сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», внешне похожие на итальянский автомобиль FIAT-124, но со значительными изменениями. Уже через пять лет во Владивостоке на улице Стрелочной открылась станция техобслуживания автомобилей Волжского автозавода (СТО «ВАЗ»). Она работает и сегодня. Только обслуживают здесь по большей части автомобили made in Japan. Отечественные «Жигули» ушли в прошлое.  

Небольшой экскурс в историю. Не секрет, что в 70–80-х годах граждане СССР в центральной части страны и до Урала очень любили заднеприводный автомобиль «Жигули». Правда, чуть меньше, чем «Волгу» (ГАЗ-21 или ГАЗ-24). Потому что в те годы любить больше было нечего. В смысле легкового авто made in USSSR. Ну не «Запорожец» же холить и лелеять, который в народе метко прозвали «Запор»! И автомобиль «Москвич» даже 412-й модели не был конкурентом продукции Волжского автозавода.

В Приморском крае отношение к «Жигулям» кардинально изменилось в конце марта 1973 года, когда в город нашенский моряки теплохода «Пионер Владивостока» ДВМП привезли из Японии два автомобиля секонд-хенд: «Ниссан-Цедрик» светло-серого цвета и «Тойоту-Марк-2». Эту экспансию японских праворульных авто мы ощущаем до сих пор. Впрочем, не об этом сейчас речь. 

Без буфета какой туризм?

16 декабря 1980 года вышло в свет постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии туристско-экскурсионного дела в стране». В нем подводились итоги и ставились новые задачи, намечались новые рубежи для работников, занятых в сфере туризма и экскурсий. За девятую (1971–1975) и десятую (1976–1980) пятилетки туристско-экскурсионное дело в Советском Союзе превратилось в крупную отрасль. За этот период на развитие его материально-технической базы было израсходовано более 1 млрд рублей, что обеспечило стремительный рост объемов обслуживания. Так, с 1970-го по 1980 год объем обслуживания туристов возрос с 9,8 млн до 31 млн человек, а экскурсантов – соответственно с 40,2 млн до 170 млн. Туристские путешествия, экскурсии прочно вошли в быт советских людей. Широкий размах получил самодеятельный туризм.

Особое внимание в постановлении обращено на «дальнейшее развитие семейного туризма и автотуризма» и подчеркнута необходимость «осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению обслуживания автотуристов, расширению в этих целях сети столовых и буфетов, а также автозаправочных станций на их маршрутах».

Чтобы полнее удовлетворить спрос автомототуристов на гостиничные услуги, в 1981–1985 годах предусматривается строительство 27 кемпингов на 7700 мест. Также планировалось ввести в строй кемпинги на Черноморском побережье (в поселке Сергиевка в Одесской области и в Дивноморске Краснодарского края), на Балтике (в районе поселка Рыбного Калининградской области, в Эстонии), на Каспии (в районе городов Махачкалы и Баку), в Приморском крае под Владивостоком на побережье Японского моря (в бухте Лазурной). 
Важная роль в развитии автотуризма возлагалась на реализацию постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране», принятого в начале 1980 года. В 1981–1985 годах планировалось построить автомобильные дороги протяженностью 80 тысяч километров, в том числе 11,5 тысячи километров – общегосударственного и республиканского значения, реконструировать ряд важнейших автомагистралей.

В начале 80-х годов более 640 тысяч автомототуристов выезжали в туристские поездки так называемого конца недели, то есть на субботу и воскресенье. Для улучшения организации этого вида отдыха предусматривалось расширение географии маршрутов для путешествующих на собственных машинах.

В 1981 году автотуристам впервые предлагаются четыре всесоюзных маршрута: «По Военно-Грузинской дороге к Черному морю», «По Украине к Черному морю», «В Крым», «К Балтийскому морю». В дальнейшем этот список должны были пополнить маршруты Центральной России, Каспийского побережья, Средней Азии.

Первый Всесоюзный чемпионат страны по туризму, в котором участвовали автомототуристы, состоялся в Северной Осетии с 9 по 14 сентября 1981 года.

Продолжение следует.

Сергей КОЖИН

Фото предоставлено Сергеем ЗАКАЛЮКИНЫМ