Триллионы зальют в бетон
Правительство поддержало Спутник пока скромными миллиардами, а нужно в 650 раз больше
Накануне Нового года министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщил, что правительство РФ решило увеличить финансирование развития ТОР «Надеждинская» в рамках программы «Социально-экономическое развитие ДФО» с 6 млрд рублей до 33,6 млрд.
Из этих средств более 15,5 млрд рублей должны пойти на создание инженерной и транспортной инфраструктуры под проекты, реализуемые резидентами этой территории опережающего развития, что позволит создать десятки новых предприятий, и на обеспечение участков нового города-300-тысячника Спутник сетями энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения и для его же газификации. Министр также отметил, что под город уже начаты инженерно-геологические изыскания и в скором времени будет разработана документация по планировке его территории.
Как можно оценить щедрый жест государства?
Наверное, как «легкий бриз надежды». Есть с чем сравнивать. Известно, что в строительство объектов саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке было в целом вложено 690 млрд рублей инвестиций, из которых 239 млрд были бюджетными, а остальные вроде бы из разных внебюджетных источников. Впрочем, рубль с тех пор подешевел более чем в два раза. Соответственно, величие правительственного жеста, скажем, подъела инфляция. По сути, выделенная правительством сумма где-то равна сегодняшней цене Золотого моста.
Или другой пример: госкорпорация «Олимпстрой» в отчете 2013 года о подготовке к Олимпиаде в Сочи сообщала, что это стоило инвесторам 1,524 трлн рублей, которые большей частью были бюджетными.
И еще один интересный вывод, который в интервью «РГ» высказала директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина: на строительство только одного нового города-миллионника на Дальнем Востоке или в Сибири сегодня (грубо) требуется порядка 10 триллионов рублей. Если вкладывать в город меньше, то невозможно создать его отвечающим высоким современным стандартам и привлекательным для жизни, невозможно создать постоянную занятость горожан с высоким уровнем доходов.
Предположим, что на город в 300 тысяч жителей потребуется 3-4 триллиона рублей. И, естественно, по сравнению с этой цифрой полтора десятка миллиардов нынешних инвестиций под будущую инфраструктуру города это очень скромная толика.
Любопытно, что Ирина Ильина очень здраво поднимает вопрос буквально о том, что с какой же стати поддерживать Приморье в строительстве этого вряд ли нужного стране города-300-тысячника, если регион за последние 30 лет разбазарил человеческий капитал в размере 400000 жителей! Кроме того, эффективность строительства города с нуля оказывается раз в пять ниже, чем от рубля, вкладываемого в развитие уже существующего города. То есть шиковать новыми городами надо с умом – прикидывая, насколько они нужны, насколько себя оправдают и откуда в нем появятся люди.
В общем, позиция понятна: ни к чему нам эти «потемкинские города».
Кстати, на днях вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью ТАСС тоже заявил о том, что в стране сегодня надо заниматься развитием существующих городов, а не строить новые, которые ложатся колоссальной нагрузкой на инфраструктуру страны. В этом вопросе он тоже, похоже, разошелся во мнениях с министром обороны Сергеем Шойгу, который несколько месяцев назад заявил, что надо подумать о строительстве в Сибири 3-5 городов с населением от 300 тысяч до 1 миллиона человек, которые бы резко увеличили научно-производственный потенциал этой важнейшей для страны территории.
Однако Марат Хуснуллин полагает, что правильнее было бы не закладывать новые города, а развивать такие, как Братск и Нерюнгри, у которых имеется очень большой потенциал.
Возможно, что и в Приморье стоило бы сегодня вложиться не в призрачный город Спутник, а, например, в Уссурийск, который, к сожалению, сегодня явно недооценен в его значимости для будущего нашего края.
Впрочем, время, чтобы подумать, что для нашего края важнее – строить новые города или доводить до ума развитие существующих, еще есть. Окончательное решение по Спутнику, насколько известно, будет принято или не принято на ВЭФ-2022. И хочется верить, что это решение будет умным.
Виктор КУДИНОВ
Проект с сайта КРДВ