Как «Ява» дала всем прикурить

Для продвижения своих мотоциклов в Советском Союзе чехословацкие маркетологи придумали «Слет друзей «Явы»

15 дек. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4879 (6584) от 15 дек. 2021

В толстушке за 24 ноября мы рассказали о Всесоюзном ралли мототуристов, состоявшемся в июле - августе 1972 года и финишировавшем во Владивостоке. Этот пробег на мотоциклах через всю страну был посвящен 50-летию образования СССР и 50-летию освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. В многокилометровом соревновании участвовала команда Приморской краевой секции автомототуризма во главе с 27-летним лейтенантом милиции Михаилом Александровым.

Сегодня, как мы ранее обещали, рассказ о «Слетах друзей «Явы», много лет проходивших в Советском Союзе. В этих международных соревнованиях трижды участвовали и члены Приморской краевой секции автомототуризма, которой руководил Юрий Гриванов, член Краевой федерации автомотоспорта. 

Не «Ижами» едиными 

Но сначала экскурс в прошлое. Не секрет, что Советский Союз был спортивной страной. Каждый год, каждый месяц и даже каждую неделю на территории одной шестой части суши планеты Земля проходили всесоюзные, республиканские, краевые, городские и прочие местечковые спартакиады, чемпионаты, марафоны, эстафеты, турниры, соревнования, состязания и т. д. В том числе по техническим видам спорта, сочетающим общефизическую и техническую подготовку спортсменов и имеющим конкретное военно-прикладное значение. 

В этом списке авиамодельный, водно-моторный, судомодельный спорт, радиоспорт, стрелковый, подводный спорт, автомобильный и мотоциклетный спорт. Не исключая их разновидности, например, автомотокросс, ралли, шоссейно-кольцевые гонки, спидвей, фигурное вождение и, разумеется, мотоциклетный и автомобильный туризм. Двум последним, как самым массовым, уделялось особое внимание Центральным комитетом КПСС, Совмином СССР, Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ и редакцией популярного журнала «За рулем». 

Для любителей активного отдыха на колесах многотысячными тиражами издавались туристические карты с указанием утвержденных маршрутов, а также книги, пропагандирующие автомотопутешествия. Так, в 1972 году в московском издательстве «Физкультура и спорт» вышла 152-страничная книжка в мягкой обложке «Мотоциклетный туризм». При тираже 35 тысяч экземпляров этот своеобразный учебник для любителей мотопутешествий уже в год издания стал библиографической редкостью. Зато сегодня книгу «Мотоциклетный туризм» можно найти в Интернете. Ее авторы Алексеенко В. и Мамаев Ф. в свое время были известными людьми в мире мотоциклистов. Они регулярно освещали мотоциклетную жизнь страны в журнале «За рулем». И еще были поклонниками чехословацкого двухцилиндрового мотоцикла «Ява-350». 

Это было время, когда иностранные мотоциклы Harley-Devidson, Honda, Yamaha, Kawasaki или Indian были недосягаемой мечтой советских мототуристов, колесивших по дорогам родной страны на «Ижах», «Восходах», «Минсках», «Днепрах» и «Уралах». Мотороллеры и мопеды не в счет, не о них сейчас речь. Кстати, «Уралы» с коляской с успехом эксплуатировались сотрудниками милиции. Но обычным гражданам СССР иметь мотоцикл «Урал» без коляски в то время не разрешалось. Считалось, что эта двухколесная техника тяжела в управлении. 

Основным конкурентам «Явы-350» в Советском Союзе был мотоцикл «Чезет» (CZ), выпускавшийся Чешским оружейным заводом в городе Страконице (Чехия) с 1960 года. Особым спросом у наших мотоциклистов пользовался «Черный «Чезет», но этих машин очень мало экспортировалось в СССР.

Дружеская Венгрия тоже не оставила без внимания советских любителей мотоциклов. Мадьяры поставляли в нашу страну мотоцикл «Паннония» – детище завода «Чаппель» в Будапеште. Ноу-хау «Паннонии» с одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач стала закрытая цепная передача и дуплексная рама. 

В нашей стране этот непривередливый к качеству топлива и с надежной электрикой мотоцикл сразу стал культовым среди городской молодежи и мототуристов. Особой популярностью пользовалась модель Pannonia 250 TLF. С 1954-го по 1975 год в СССР было поставлено 286959 мотоциклов. 

Посылторг – друг мотоциклиста 

Но в этой негласной гонке за прибылью всех обогнал завод Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия), выпускавший мотоциклы Jawa, окрашенные в фирменный красно-вишневый цвет. Только в период с 1963-го по 1983 год в Советский Союз было поставлено 1,5 миллиона этих мотоциклов разных моделей. Самой востребованной стала «Ява-350-634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором воздушного охлаждения, запущенная в серию с 1973 года. В СССР в 70-80-е годы это был, пожалуй, самый популярный и самый лучший мотоцикл из доступных в продаже. 

– Если мотоциклы «Иж-Юпитер», «Минск» и «Восход» можно было купить во Владивостоке, в магазинах Спорткульторга, то за «Явами» мы летали в Москву. Наводили там контакты через рыбу и красную икру, покупали мотоциклы и отправляли их во Владивосток в товарном вагоне. Здесь продавали с небольшой наценкой. Нам она обходилась под 950 рублей, здесь мы продавали за 1300. Вот такой у нас был бизнес. «Ява» и в Москве всегда была в дефиците, – рассказал корреспонденту «В» Сергей Васильевич Брунь, в прошлом мотопутешественник и член Приморской краевой секции автомототуризма. Сегодня – генеральный директор Артемовского завода металлоконструкций. Есть сведения, что во Владивостоке в середине 70-х годов цена на «Яву-350-634» доходила до 1500–1700 рублей. 
Для сравнения: в 1976 году мотоцикл «Урал» с коляской стоил 1540 рублей, «Иж-Юпитер» – 1040 рублей. Цена на «Иж-Планету» плавала от 624 до 670 рублей. Самым недорогим был мотоцикл «Восход», он стоил всего 450 рублей. При этом средняя заработная плата в Советском Союзе тогда составляла примерно 115–145 рублей. Конечно, были зарплаты и по 700-1000 рублей, но были и 70-80 рублей… 

Сметливые чехословаки быстро сообразили, что территория Советского Союза – это необъятный и бездонный рынок сбыта, куда товарам из капиталистических стран путь заказан. Для популяризации своих мотоциклов братья-славяне, во-первых, организовали поставку запчастей в Советский Союз с помощью заказов по каталогу через наш Посылторг. По тем временам это был невиданный сервис. Плюс в Москве работала база, торгующая запчастями для «Явы» и «Чезета». В столичных магазинах можно было свободно купить полукроссовую резину чехословацкой фирмы Barum. На отечественные мотоциклы труднее было достать необходимую деталь, чем на «Яву». Впрочем, как утверждают владельцы чехословацкого мотоцикла, «Ява» практически не ломалась. Это вечный мотоцикл. Он выходил из строя, если кто-то на нем разбивался…  

Во-вторых, с 1972-го до конца 1980-х годов они стали проводить в Советском Союзе «Слеты друзей «Явы». На это мероприятие со всей страны съезжались владельцы мотоциклов Jawa и CZ. Слеты проходили в разных городах СССР. На самый первый в Одессе прикатили поклонники «Явы» из восьми городов СССР. В основном из западной части страны. Из Чехословакии приехали конструкторы и молодые рабочие завода Тинец-над-Сазавоу, а также представители чехословацкого внешнеторгового объединения «Мотоков». При этом в Советский Союз командировали только передовиков производства, завоевавших право на поездку отличными показателями в труде. 

Как писали тогда советские и чехословацкие газеты, главная цель самой первой встречи друзей «Явы» на берегу Черного моря – это «установление дружеских контактов между советскими и чехословацкими мототуристами, пропаганда мототуризма как важного средства коммунистического интернационального воспитания». 

С политической точки зрения первый «Слет друзей «Явы» был очень важной акцией для нормализации отношений между народами СССР и Чехословакии, где еще были свежи в памяти события «Пражской весны», когда 2 августа 1968 года 24 дивизии стран Варшавского договора заняли основные объекты на территории Чехословакии. И на улицах Праги стояли советские танки. При этом чехословацкая армия не оказала сопротивления, выполняя приказ президента ЧССР и Верховного главнокомандующего вооруженных сил ЧССР Людвика Свободы. Всего во время «советского вторжения» было убито 108 и ранено более 500 граждан Чехословакии. Впрочем, это совсем другая история. Которую мы забыли, а в Чехии и Словакии помнят… 

После Одессы «Слеты друзей «Явы» проходили в Кишиневе, Риге, Баку, Москве, Тбилиси, Харькове, Полтаве и других городах. Некоторые организовывались в Чехословакии с участием советских мотолюбителей. В рамках слетов всегда проводились различные соревнования. Одно из ристалищ на двух колесах дало толчок к началу проведения чемпионатов СССР по мототриалу. Это зрелищное и опасное соревнование, где спортсмен на мотоцикле должен преодолеть естественные или искусственные препятствия. Этот вид спорта так и не стал олимпийским. Но на Всемирных играх в Дуйсбурге (город на западе Германии) в 2005 году разыгрывались медали и в мототриале.

Мотоциклы мыли шампунем 

В июле 1976 года в Москве состоялся V «Слет друзей «Явы», в котором впервые участвовала команда мототуристов из Владивостока. Слет проходил в дни работы в Сокольниках выставки «Мотоков», крупнейшей за годы существования этого внешнеторгового объединения. Форум совпал еще с одним знаменательным для Чехословакии событием – поставкой в Советский Союз миллионного мотоцикла «Ява». Интересно, дожил ли он до наших дней или нет? 

Это было очень представительное мероприятие. На V «Слет друзей «Явы», как и на предыдущие, в гости к советским мототуристам-явистам приехали руководители и конструкторы завода Тинец-над-Сазавоу, дирекция «Мотокова», большая группа чехословацких журналистов. Оргкомитет слета возглавлял генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза, председатель центральной секции автомототуризма Центрального совета по туризму и экскурсиям Анатолий Ляпидевский.

Согласно правилам слета в команду Владивостока вошли четверо мужчин и одна женщина: таксист Анатолий Колесников из Артема (он занимался мотокроссом), учащийся техникума Василий Корбут, мастер-наставник ГПТУ-40 Сергей Брунь (капитан команды), учащийся ГПТУ-40 Александр (история его фамилию не сохранила) и преподаватель технологического института Зинаида Ясенева. Представителем наших мототуристов был Виктор Стаценко, тоже мастер-наставник ГПТУ-40. Хотя изначально предполагалось, что он будет в составе сборной. Но ему не повезло: незадолго до поездки Стаценко сломал руку. Председатель Приморской краевой секции автомототуризма Юрий Гриванов поехал на слет в качестве тренера. А куда же без него! 

Василия Корбута, по словам Сергея Бруня, порекомендовал кто-то из знакомых. У парня была новая «Ява», но навыков езды по бездорожью у него не было. Тем не менее его взяли в команду для соблюдения численности. Иначе можно было пролететь с поездкой в Москву. Уже на слете, на соревнованиях в Сокольниках, Бруню даже пришлось выступать за Корбута, чтобы не уронить честь Владивостока. 

Перелет в столицу, проживание, питание, отправку техники по железной дороге из Владивостока до Ярославского вокзала и обратно оплачивал Краевой совет по туризму и экскурсиям. В Советском Союзе, когда физкультура и спорт были массовыми, денег на проведение спортивных мероприятий не жалели. 

Перед погрузкой мотоциклов в почтовый вагон (за 15 дней до прибытия поезда в Москву на Ярославский вокзал) технику отмывали с шампунем в целях противопожарной безопасности. Чтобы, не дай бог, в бензобаках не остались пары бензина. Иначе железнодорожники отказали бы в погрузке. 

Бревно покорилось только русским 

В Москве гостей и участников V «Слета друзей «Явы» разместили в жилом комплексе центрального спортивно-технического клуба «Трудовые резервы», принадлежащего системе профтехобразования. Комплекс базировался в районе Тушино, на северо-западе столицы.

Рассказывает Сергей Васильевич Брунь:

– Гостиница была прекрасная, можно было селиться в номерах по двое или по четверо. И кормили отлично на 18-20 рублей в сутки. Ешь не хочу! В те годы за меньшие деньги можно было сходить в ресторан. Вечером в день приезда – костер дружбы. Соревнования проходили на территории парка Сокольники. Пока мы доехали из гостиницы, мероприятия уже начались. Мы опоздали. Все, думаем, конец! Позор на всю страну. Но нас все равно допустили. Когда диктор по радио объявил: «Выступают «Уссурийские тигры» из города Владивостока Приморского края», зрители зааплодировали. В отличие от остальных команд у нас была форма редкой красоты. Синего цвета с тигром на груди. Нам ее сшил Гриванов. К сожалению, фото у меня не сохранилось. Требования на состязаниях были очень жесткие. Я даже дома в кроссе так не уставал, как на слете. Чтобы проехать по бревну длиной примерно 10 метров и шириной не больше 20 сантиметров, надо обладать хорошей координацией, уметь балансировать своим телом и вовремя тормозить передним либо задним колесами. Многие теряли равновесие и падали вместе с мотоциклом. Правда, высота была небольшой, не более полуметра, чтобы при падении не разбиться и не пораниться. На соревнованиях по разгону и торможению ты должен был разогнаться и остановиться, чтобы середина колеса была точно на черте, нарисованной на земле. Ошибка даже на миллиметр – незачет. На турнире по фигурному вождению надо было проехать между препятствиями на малой скорости. Это тоже не всем удавалось. 

Первым от «Уссурийских тигров» на бревне выступал Анатолий Колесников. Ведущий объявил его фамилию, спортсмен выехал на старт, газанул, и… у его «Явы» лопнул тросик торможения переднего колеса! Чтобы не терять время и возможные баллы за проезд, Сергей Брунь быстро снял тросик со своего мотоцикла и отдал Колесникову. Анатолий прошел испытание удачно. 

И тут по трансляции объявили следующего «исполнителя на бревне» – Сергея Бруня, чего он не ожидал. И хотя все знали, что его мотоцикл без переднего тормоза, что по факту он неисправен и что это очень рискованно, изменить утвержденный порядок прохождения препятствия не могла даже судейская коллегия. Пришлось Бруню выходить на старт с тормозом только заднего колеса.

– Когда я заскочил на бревно, все ахнули. Без тормозного тросика на переднем колесе зайти на него под углом очень сложно. Нужно удержать скорость и при этом тормозить в нужный момент именно передним колесом. Я стал тормозить задним, меня потащило в сторону. И все-таки, балансируя ногами и телом, как гимнаст на проволоке в цирке, я прошел это препятствие. Толпа меня поддерживала криками и аплодисментами. Жалко, что у нас не было кинокамеры. Гриванов попытался фотографировать, но получились ли снимки, этого я не знаю, – с сожалением говорит Сергей Васильевич. 

В V «Cлете друзей «Явы» принимали участие мототуристы из всех республик Советского Союза. Многомиллионная Москва выставила даже две команды. По словам Бруня, узкое бревно покорилось только русским мототуристам: 

– Грузины и армяне – не ездоки. Они падали раз за разом... 

Продолжение следует.

Сергей КОЖИН

Фото предоставлено Сергеем БРУНЕМ