Не остаться на уровне забора
За издание детективного романа приморского писателя московское издательство запросило большие деньги. Журнал «Дальний Восток» публикует его бесплатно
Имя Дмитрия Виноградова, прозаика и драматурга из Владивостока, мало кому известно даже в Приморье. Хотя еще в начале 2000-х годов региональное информационное агентство «Комсомольская правда» во Владивостоке издало его три книги: «Нашел? Беги!», «Центурион Македонского» и «Операция МРГ».
С высоты дня сегодняшнего автор расценивает их как пробу пера. Ему видней. Но именно за эту прозу плюс несколько рассказов в 2002 году Дмитрия пригласили в Москву на второй форум молодых писателей. Дорогу ему оплатил Сергей Дарькин, на тот момент губернатор Приморья.
В 2019 году в издательстве «Рубеж» (Владивосток) вышла еще одна книга Виноградова. На этот раз для детей – «История о маленькой девочке Алисе и ее удивительных друзьях».
За потенциал надо платить
Все это только часть того, что сотворил за более чем 20 лет литературной деятельности 54-летний Дмитрий Виноградов, выпускник ТОВВМУ имени адмирала Макарова (факультет радиосвязи) с красным дипломом и член Гильдии драматургов России.
И вот теперь детективный роман «Зой», который увидит свет в 2022 году – в первом номере литературно-художественного журнала «Дальний Восток», издающегося в Хабаровске. Здесь же, но уже в других номерах также будут опубликованы еще два его рассказа. Как говорится, дай бог не последние!
Публикация детектива «Зой» – дело случая. Супруга Виноградова Виктория работает заведующей библиографическим отделом в библиотеке имени Чехова. Однажды Дмитрий зашел к ней на работу и увидел на ее рабочем столе в стопке периодики журнал «Дальний Восток». Он его взял, полистал и… отправил текст «Зоя» по электронной почте в Хабаровск. Отправил в декабре 2020 года и забыл. Положительный ответ за подписью редактора Тамары Савельевой пришел в августе 2021-го, почти через год: «Мы решили опубликовать ваш роман!»
– В прошлом году я отправил три книги, в том числе «Зой», в московское издательство «Эксмо». Через неделю получил три письма, подписанные одним и тем же сотрудником издательства. Текст – слово в слово, будто под копирку, разница только в названии книг. Ответ примерно следующий: «Пока у нас нет возможности напечатать вашу книгу. Но она нам очень понравилась. Мы в ней видим огромный потенциал. И если у вас есть возможность заплатить деньги, мы готовы подготовить ее к выпуску. Это будет стоить такую-то сумму. Чтобы перевести деньги, перейдите по ссылке». Далее указана ссылка. Я понял, что книги они не читают! И перестал надеяться на «Эксмо», – рассказывает Дмитрий.
Дорогу молодым драматургам!
– Ты больше 20 лет сочиняешь романы, рассказы, пьесы, и по большей части – в стол. Не надоело творчество без публикаций, без реакции читателей?
– Не надоело. Литература – мое глобальное хобби. Мне нравится заниматься творчеством. Я получаю удовольствие, когда пишу очередную книгу или пьесу, заканчиваю или приступаю к новой работе. На жизнь зарабатываю другими вещами (Дмитрий – исполнительный продюсер шоу-программы «Икра» в театре «Андеграунд». – Прим. авт.). И мне некогда заниматься продвижением себя в книжном бизнесе. Раз в два года я, как член Гильдии драматургов, посылал свою очередную пьесу в какой-нибудь российский театр. В ответ либо отказ, либо ни ответа ни привета. И я опять успокаиваюсь и забываю о пьесе, – признается драматург.
Из Приморского краевого театра молодежи на предложение Дмитрия рассмотреть его пьесы для возможной постановки тоже пришел отказ за подписью худрука Лидии Василенко. Мол, репертуар театра занят до 2023 года, поэтому его пьесы не будут рассматриваться из-за отсутствия необходимости.
Судя по афишам, репертуар Молодежки действительно укомплектован. Но, может быть, стоит рискнуть и отодвинуть в сторону на один сезон или на полсезона заезжих режиссеров, а заодно и классиков? Они не обидятся. Например, отложить тот же «Лес» Александра Островского или Бомарше с его «Безумным днем…» и дать шанс молодому (точнее, уже не очень молодому) местному драматургу Виноградову. И, возможно, другим приморским дарованиям, которые также стоят в очереди за классиками. Ждут, когда они уйдут со сцены либо когда в Молодежке сменится репертуарная политика.
Не надо забывать, что это не драматический и не академический театр, а театр молодежи! Классики тоже нужны. Но это люди бессмертные. И они еще свое наверстают…
Смею напомнить, что бывший художественный руководитель Приморского краевого театра молодежи Виктор Галкин тоже классиков уважал. Но не боялся экспериментировать. При его поддержке режиссер Юрий Гончаров еще в 2006 году поставил на сцене театра спектакль по пьесе Дмитрия Виноградова «Дуплет с крыши». И тогда провала по кассе не было. Кстати, начинающим режиссерам Сергею Руденку и Лидии Василенко худрук Галкин тоже помогал в работе над постановками.
Творческий ориентир – краевой бюджет?
В 2020 году под эгидой Гильдии драматургов России прошел первый Всероссийский конкурс современной драмы «Золотой мост». Дмитрий Виноградов, как член этой творческой организации, был в составе жюри. На конкурс поступило более ста работ из нашей страны и даже из-за рубежа. Свои пьесы прислали драматурги с Камчатки и Сахалина. Из Хабаровского и Приморского краев – ни одной. Хотя соответствующую агитацию Виноградов провел на многих радиостанциях Владивостока.
– Я не знаю, в чем здесь причина. То ли люди не хотят присылать пьесы, то ли их не пишут. Скорее всего, последнее. Потому что не видят перспективы. В провинциальных театрах от пьес молодых и неизвестных авторов шарахаются. Худруки не хотят быть первопроходцами. Им проще шагать по дорожке, проторенной классиками. И спать так спокойнее. Поэтому провинциалы все время оглядываются на Москву: если в столице можно, то мы тоже поставим. А за границей продюсеры гоняются за молодыми и талантливыми драматургами. Ищут неизвестные пьесы. Потому что у буржуев рулит конкуренция, отсюда прогресс в творчестве. Не будет творчества – не будет зрителей, соответственно, не будет денег. И не будет театра. А у нас творческий ориентир и рамки деятельности одновременно – это краевой бюджет. Что бы ты ни делал, каким бы гениальным ни был, все равно получишь свою запрограммированную зарплату, – рассуждает Виноградов.
– И как тогда быть начинающим талантам в нашей глубинке?
– Молодым людям, которые хотят заниматься литературой профессионально, я советую уезжать учиться в столицу. Сегодня я жалею, что сам так не поступил после школы. Даже не в Петербург, а в Москву. В Литературный институт имени Горького, во ВГИК или куда-то еще. А там, после учебы, уже как получится. Либо вернуться, либо остаться в столице, где у тебя будут преподаватели со связями в литературных кругах, в издательствах. В Москве учителя помогают своим ученикам. Они заинтересованы в их творческом продвижении. Потому что успешный ученик и его громкое имя – это визитная карточка учителя, показатель его педагогического и творческого потенциала. Это его своеобразная реклама.
В Москве очень много работы с хорошей зарплатой для творческих людей. Во Владивостоке таланты не востребованы и творческие люди не могут нормально заработать. Этот город для них тесен. Поэтому они уезжают из Приморья. Остаются только те, кого устраивает статус звезды провинциального масштаба. Ты можешь всю жизнь писать интересные книги, но так и останешься «известным автором неизвестных романов».
– А как же поговорка «Где родился, там и пригодился?»
– Она хороша в других случаях…
Членам все равно
– Как ты оцениваешь литературное творчество во Владивостоке?
– Мне кажется, что у нас процветает некая местечковость, которой авторы гордятся и даже спекулируют ею. «Вот я – местный, я – ваш и пишу про местную жизнь. Почитайте меня, вам будет интересно. Вы узнаете забор, подъезд, завод, пляжи Шаморы…» Мне кажется, это неправильно. Эти авторы в своем творчестве так и останутся на уровне забора и подъезда. Своими книгами они таранят прилавки книжных магазинов. Но их опусы дальше Владивостока никому не интересны.
– Ты член Гильдии драматургов России, но не член местного отделения Союза российских писателей. Почему?
– Иногда мне хочется туда вступить. У меня такие глюки бывают раз в пять лет. Однажды я даже пришел в их офис. Председатель дал мне длинный список с номерами телефонов членов союза, которым я должен выслать свои книги на прочтение. И не в электронном виде, а в натуральном. После чего они дали бы мне рекомендации. Или не дали. Я дозвонился до шести человек. Двое сказали, что им некогда. Четверо спросили: «Зачем вам нужно это болото? Не вздумайте туда вступать!» Я понял, что членам все равно, буду ли я в их рядах. И больше не стал никому звонить.
Сергей КОЖИН
Фото автора