Несчастливый рефрижератор
И счастливая судьба спасавшего его моряка
Буквально в октябре «В» в публикации «Последний таран наступает» вспомнил о трагедии 40-летней давности, когда в заливе Петра Великого транспортно-рефрижераторное судно протаранило дизельную подводную лодку С-178 под командованием капитана III ранга Валерия Маранго. И, как выяснилось, «Рефрижератора-13» – виновника в гибели боевого корабля и моряков-подводников ранее постоянно преследовали неудачи.
Самая крупная из них случилась ровно 50 лет назад, в начале декабря 1971 года. Злополучный «Рефрижератор-13» накануне новогодних праздников во Владивостоке поставили к причальной стенке Первомайского судоремонтного завода для проведения неотложных работ перед очередной промысловой экспедицией на минтаевую путину в Охотском море. На борту из-за несоблюдения газосварщиками техники безопасности вспыхнул пожар. Тушить его пришлось более суток. Горели внутренние сети и утеплитель, переборки, каюты, служебные помещения надстройки. Хорошо хоть люди не пострадали.
Экипаж «рефки» обратился к с руководству с просьбой убрать несчастливую цифру 13 из названия судна. Мол, у них постоянно возникают всевозможные ЧП, связанные с поломками механизмов или несчастными случаями среди экипажа на борту. Но руководство компании «Востокрыбхолодфлот» не прислушалось к своим подчиненным.
Эту печальную историю корреспондентам «В» рассказал капитан дальнего плавания Михаил Макаров. Наш земляк уже много лет на заслуженном отдыхе и живет далеко от малой родины, на Ставрополье. Интересна судьба самого моряка. Вот его рассказ.
– В далеком уже 1969 году я окончил судоводительский факультет ДВВИМУ имени Невельского и распределился в Отряд аварийно-спасательной службы Дальневосточного морского пароходства. Через пару лет в должности второго помощника капитана на спасателе-буксире «Гелиос» дежурил в порту Владивостока. По сигналу о пожаре наше судно тут же прибыло к месту пожара. Вместе со старшим помощником возглавили аварийные партии и высадились на борт полыхавшего рефрижератора. Первым делом провели разведку и эвакуировали всех членов экипажа и рабочих завода с «Рефрижератора-13». Потом много часов, сменяя друг друга, тушили очаги пламени.
Условия были тяжелыми. Из-за мороза и сильного холодного ветра вода тут же замерзала, палубы были во льду. Существовала опасность взрыва аммиака в холодильных установках. Тем не менее нам удалось справиться с задачей. А вот самим спасателям уберечься не удалось. Несмотря на защитное обмундирование и кислородные маски, наглотались дыма. Всю аварийную партию отправили лечиться в Кисловодск. А после по состоянию здоровья нам запретили загранплавание и всех отправили в рейсы за полярный круг. Вот такая благодарность.
В ту пору мне посчастливилось работать под руководством начальника ДВМП Валентина Бянкина. Вместе ходили в бухту Врангеля и осматривали место под строительство будущего порта Восточного. Именно с подачи Валентина Петровича я перешел в создаваемое осенью 1972-го – весной 1973 годов Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного научного центра Академии наук СССР. И в 1974 году еще штурманом отправился в первый научный рейс на НИС «Калисто».
Почти полвека капитаном водил по всевозможным морям, бухтам и заливам, по всем четырем – Тихому, Атлантическому, Индийскому и Северному Ледовитому океанам различные суда. В подчинении были экипажи и суда «Профессор Богоров», «Профессор Гагаринский», «Академик Александр Несмеянов» и многие другие.
В последние годы трудился капитаном-наставником, а сейчас при посещении Владивостока встречаюсь с молодыми моряками и делюсь с ними опытом. В том числе рассказываю печальную судьбу «Рефрижератора-13».
Николай КУТЕНКИХ
Фото с сайта «Водный транспорт»