Колесить так по Союзу
Советской технике бездорожье было не страшно. Это доказали автомототуристы из Приморского края
В толстушке за 27 октября мы рассказали о становлении краевой секции автомототуризма при Краевом совете по туризму и экскурсиям и первых шагах автомототуризма в Приморском крае и, в частности, во Владивостоке. См. публикацию «Нам надо было только вперед».
«Накануне 100-летнего юбилея Владивостока таксомоторное хозяйство подготовило хороший подарок трудящимся. 30 июня открылась прокатная база легковых автомобилей без шоферов. Это является первым шагом к выполнению указаний Никиты Сергеевича Хрущева, сделанных на митинге во Владивостоке в октябре 1959 года»
«Это было время, когда иностранное слово «байкер» еще отсутствовало в лексиконе советских людей. Но наши граждане уже вовсю колесили по дорогам и бездорожью родной страны на мотоциклах и на личных автомобилях. Участвовали в автомотопробегах, соревнованиях и слетах, организованных ВДОАМ и ДОСААФ»
Напомним, что официальная дата рождения краевой секции автомототуризма 28 февраля 1970 года. Новорожденную общественную организацию возглавил известный в Приморье мотопутешественник, член Краевой федерации автомотоспорта 27-летний Юрий Прокопьевич Гриванов, сотрудник Дальневосточного политехнического института имени В.В. Куйбышева.
Сегодня продолжение рассказа о первых пилигримах на колесах из Приморского края.
Морская вода – символ дружбы между народами
Восстанавливая историческую справедливость, надо отметить, что любители автомотопутешествий из Приморского края покоряли дороги и бездорожье родной страны задолго до организации краевой секции автомототуризма (АМТ). Как поется в известной песне:
Без синих волн, без дальних дорог
Не могут жить мужчины!
А жены ждут, считая года
И будет так всегда...*
Эти строки вполне можно поставить эпиграфом к нашим историям.
К сожалению, с высоты дня сегодняшнего невозможно точно установить, когда и по какому маршруту энтузиасты автомототуризма из Приморья совершили самый первый организованный (официальный) прохват по Советскому Союзу и кто был его инициатором.
Не исключено, что первенство здесь за мотопробегом Тихий океан – Балтика, совершенным командой из пяти спортсменов из Владивостока на новых мотоциклах «Иж-56» в июле – августе 1960 года. Информацию об этой многодневной акции, организованной краевым комитетом ДОСААФ, сохранили пожелтевшие страницы газеты «Красное знамя». В состав команды входили первый мастер спорта СССР по спидвею в Приморском крае, один из создателей команды «Восток» – Владивосток и мототрека на стадионе «Авангард» Вадим Харамонов, мотокроссмен Сергей Яцков, Анатолий Супруненко, Константин Семых и Виктор Атступинас.
Мотопробег, посвященный 100-летию Владивостока и 20-летию советской Литвы, стартовал 1 июля со стадиона «Авангард», в день открытия Второго краевого фестиваля молодежи и студентов. Жители и гости столицы Приморья, присутствующие на празднике, аплодисментами и ободряющими криками провожали спортсменов в нелегкое путешествие от Владивостока до прибалтийского города Клайпеды.
Изначально покорить маршрут протяженностью около 12 тысяч километров спортсмены планировали за месяц. Но их расчеты не оправдались. До Хабаровска команда проскочила без остановки. Но после переправы через Амур на пароме скорость движения резко снизилась из-за отвратительного состояния дороги. По большей части это была грунтовка, разбитая тракторами и лесовозами либо раскисшая от дождей. В некоторых местах колеса настолько глубоко погружались в грязь, что технику приходилось толкать, чтобы не перегружать одноцилиндровые двигатели. Но мотоцикл Иж-56 оказался неприхотливым и надежным двухколесным другом.
Расстояние от Владивостока до Биробиджана – 952 км – парни преодолели только на шестой день пути. Еще через шесть дней, 12 июля, прошли Читу, 20 июля – Новосибирск. Сегодня этот отрезок маршрута, 5817 км, можно проехать на легковом автомобиле за 4-5 дней, если не останавливаться. На мотоцикле еще быстрее.
В Клайпеду команда прибыла только 19 августа, когда уже стемнело. Но, несмотря на позднее время, литовский город-порт не спал. Тысячи горожан с букетами цветов встречали посланцев далекого Приморья. На другой день владивостокские спортсмены в окружении журналистов, представителей общественных организаций и администрации Клайпеды торжественно вылили в Балтийское море воду Тихого океана, которую провезли в специальном сосуде через весь Советский Союз.
Домой мототуристы возвращались на самолете, мотоциклы отправляли по железной дороге в багажном вагоне, предварительно освободив бак от бензина и его паров.
Но на этом история побратимских отношений Владивостока и Клайпеды не заканчивается.
В конце апреля этого же года, за два месяца до начала мотопробега Тихий океан – Балтика, из Клайпеды во Владивосток стартовали шестеро велосипедистов! Свое беспримерное путешествие смельчаки также посвятили 20-летию советской Литвы и 100-летию Владивостока. Напомним, что это был 1960 год. И на протяжении многокилометрового маршрута, особенно за Уральским хребтом и в Сибири, тогда не было ни кемпингов, ни гостиниц, ни придорожных кафе. Поэтому все необходимое прибалты везли с собой. До Владивостока они доехали за пять месяцев и девять дней, в начале октября.
Горячий прием ждал литовских велотуристов на 28-м километре перед въездом в город, у недавно построенной Ростральной колонны. Их встречали мотоциклисты с флагами и транспарантами с приветственными словами, спортсмены на велосипедах, пионеры – цветами. Кстати, тогда 32-метровая стела, один из символов столицы Приморья, была не круглой, облицованной жидким камнем, как сегодня, а шестигранной, отлитой из бетона. Но бронзовая модель транспортного судна «Маньчжур» на ее макушке и статуя моряка-тихоокеанца с поднятой рукой, приветствующего гостей Владивостока, уже были.
Велосипедисты из Клайпеды тоже привезли своеобразный сувенир – бутылку с водой Балтийского моря, которую вылили в Амурский залив. Об их визите на берега Тихого океана узнал весь Советский Союз благодаря сюжету «Необычный велопробег» в киножурнале «Новости дня» № 43 за 1960 год. Этот киножурнал крутили перед сеансами во всех кинотеатрах страны.
Каршеринг от товарища Хрущева
В 1960 году произошло еще одно событие, позитивно повлиявшее на развитие автотуризма в Приморье, о котором нельзя не упомянуть и о котором сегодня многие узнают с нескрываемым удивлением. Честно говоря, даже не верится, что 60 лет назад в Советском Союзе могло такое произойти. И не в Москве, а за тысячи километров от Первопрестольной.
«Накануне 100-летнего юбилея Владивостока таксомоторное хозяйство подготовило хороший подарок трудящимся. 30 июня открылась прокатная база легковых автомобилей без шоферов. Это является первым шагом к выполнению указаний Никиты Сергеевича Хрущева, сделанных на митинге во Владивостоке в октябре 1959 года. Глава Советского правительства говорил, что мы будем идти по пути дальнейшего расширения таксомоторных парков, организации прокатных баз автомобилей без шоферов с тем, чтобы полнее удовлетворить потребности населения. К концу нынешнего года напрокат будет работать 50 автомобилей «Москвич». Они будут предоставляться трудящимся, проживающим во Владивостоке и имеющим удостоверение на право управления автомобилем, – это дословная цитата из заметки в краевой газете «Красное знамя» в номере за 1 июля 1960 года. Небольшая заметка на четвертой полосе за подписью В. Наконечного, начальника эксплуатации Владивостокского таксомоторного автохозяйства, так и называлась: «Автомобили напрокат».
Стоимость оплаты за пользование автомобилем «Москвич-408» (тогда других не было) за один час составляла 3 рубля 60 копеек, за сутки – 29 рублей, за месяц – 440 рублей. Цены указаны в действующих на тот момент денежных знаках образца 1947 года.
Кроме того, автолюбитель, взявший напрокат автомобиль, оплачивал по 29 копеек за каждый километр пробега и отдельно платил за израсходованный бензин, заправленный автохозяйством. Автомобили предоставлялись напрокат сроком от трех часов до месяца.
– Создание базы даст возможность трудящимся провести свой отпуск в живописных местах нашего края, совершить туристские поездки и т.д., – писал в июле 1960 года В. Наконечный.
В данной ситуации удивляет не только сам факт открытия проката автомобилей на базе государственного автохозяйства – и это, заметьте, всего через 15 лет после окончания Великой Отечественной войны, когда народное хозяйство еще не до конца восстановилось после 4 лет разрухи. Поражает скорость проведенной работы по организации проката «Москвичей»: не прошло и года, как указание главы правительства страны было выполнено. В наше время многие указы президента РФ тонут в бюрократическом ворохе бумаг и подзаконных актов и так и остаются невыполненными – без каких-либо последствий для их исполнителей. Впрочем, речь сейчас не об этом.
Замполит пробега и идеологическая колея
В 1965 году с 12 сентября по 20 октября состоялся автопробег команды профсоюзного комитета воинской части № 26874 Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ) по маршруту № 158 Владивосток – Ленинград – Одесса – Волгоград – Свердловск. Маршрут был утвержден судейской коллегией Всесоюзного заочного соревнования автотуристов «По местам боевой славы». Пробег организовала редакция популярного журнала «За рулем» совместно с Центральным советом по туризму при ВЦСПС.
В состав команды профкома в/ч 26874 входили: слесарь-инструментальщик Бутюркин П.П. (второй водитель-механик), термист Петрашов А.Ф. (второй штурман, запасной водитель), термист Голубев Г.Ф. (снабженец), кинокорреспондент Борисенко Л.Н. Командир пробега – начальник инструментального цеха Николай Шульжицкий. В будущем почетный гражданин Владивостока, организатор и бессменный директор Владивостокского музея автомотостарины. К сожалению, с 11 апреля 2017 года этого замечательного человека нет с нами.
Заместителем командира пробега по политической части был заместитель главного технолога этого же предприятия, член КПСС Палло Виктор Тимофеевич. На него же возлагалась роль летописца команды. И Шульжицкий, и Палло – выпускники Владивостокского высшего инженерно-морского училища (ныне МГУ имени Г.И. Невельского) – в 1965 году уже имели 14-летний туристический стаж. Во время учебы в мореходке ими было организовано семь туристических походов по Приморскому краю и Дальнему Востоку.
«Это были маршруты пешие, на лыжах, на мотоциклах и автомобилях. Одним из наших самых трудных и самых знаменитых переходов был переход Сихотэ-Алинского хребта на мотоциклах Иж-49 зимой по маршруту Владивосток – бухта Ольга – Владивосток. Этот пробег даже освещался в центральной печати. Шло время, мы зрели и взрослели. Как и всех, нас тянуло к чему-то необычайно гигантскому. Нам были тесны границы Дальнего Востока. Было желание раздвинуть горизонты, но не было идеи, с чего начать. Толчком к участию во Всесоюзных соревнованиях автотуристов «По местам боевой славы» послужили заманчивые материалы мартовского и апрельского номеров журнала «За рулем» за 1965 год», – позже напишет Николай Шульжицкий в отчете о пробеге.
По замыслу судейской коллегии «этот маршрут должен быть всеобъемлющим и всеохватывающим по характеру обороны и боевых действий защитников Родины. Он должен включить в себя основные сражения Красной армии, победа в которых обеспечила завершение этой кровавой войны». Без политического подтекста и патриотического настроения в Советском Союзе не обходилось ни одно спортивное или культурное мероприятие.
Техника супер, а спальники не очень
Подготовка и комплектация команды профкома КТОФ всем необходимым проходила в сжатые сроки. Подстегивала близость даты старта. В качестве средства передвижения был выбран автомобиль ГАЗ-51 (фургон) госномер 14-24 ПРА, принадлежащий первичной организации ДОСААФ предприятия, где работали члены команды.
Правда, изначально Шульжицкий и его товарищи сомневались, что машина выдержит многодневную «пытку» автопробегом. Прежде всего смущала не одна тысяча километров на спидометре, накрученных за годы эксплуатации. Но, как оказалось, их сомнения были беспочвенны. Материальная часть автомобиля, сошедшего с конвейера автозавода имени Максима Горького в 1951 году, выдержала все испытания. Как выяснилось, эта машина отлично подходит для автотуризма после соответствующей подготовки.
«Мы горды за нашу отечественную технику, в особенности с клеймом завода города, который носит имя великого пролетарского писателя», – это строки из отчета автотуристов команды профкома КТОФ.
К месту старта в город Свердловск (ныне Екатеринбург) автомобиль ГАЗ-51 доставили через 10 суток после отправки из Владивостока по железной дороге на платформе. Таковы были условия соревнований. Из Свердловска команда стартовала 16 сентября в полдень.
Маршрут протяженностью 11 тысяч километров команда первичной организации ДОСААФ профкома КТОФ прошла за 27 суток. За время путешествия автомобиль ГАЗ-52 57 раз пересек границы союзных республик, краев и областей. Путешественники посетили 62 крупных города, на маршрутную карту нанесли около 320 населенных пунктов, которые проезжали и в которых иногда останавливались, чтобы посмотреть исторические достопримечательности. Все контрольные пункты на маршруте в городах Москве, Киеве, Севастополе и Волгограде были пройдены без опозданий. К финишу в городе Волгограде двигались даже ночью. Во время движения два человека находились в кабине, четверо отдыхали в фургоне.
«Особых неудобств в автомобиле мы не чувствовали. Проще говоря, их не было, кроме неудобных спальных топчанов. Но участники маршрута знали, на что шли, и были полностью подчинены жесткому графику движения и жесткой дисциплине. Весь путь пройден экипажем без дисциплинарных нарушений и без нарушений правил уличного движения. Вернувшись в Свердловск, к месту нашего старта, мы снова погрузили автомобиль ГАЗ-51 на железнодорожную платформу, а сами вылетели во Владивосток на самолете», – вспоминал командир команды Николай Шульжицкий.
Надо признать, что в середине 60-х годов этот автопробег не был сенсационным для автомобилистов центральной части России. Подобные мероприятия и по другим маршрутам там проводились регулярно. О них писали едва ли не в каждом номере журнала «За рулем». Но еще никто до Шульжицкого и его друзей не участвовал в таких масштабных соревнованиях на грузовом автомобиле ГАЗ-51.
Край заболел автомототуризмом
За годы существования краевой секции автомототуризма, (с 1972 года – Приморский краевой клуб автомототуристов) во Владивостоке и во многих городах края общественные организации АМТ появлялись, как грибы после июльского дождя. Секции АМТ были организованы в ДВПИ, ДВГУ, во Владивостокском торговом порту, на военном предприятии «Эра», в краевом УВД, на Дальзаводе, заводе Дальприбор, предприятии Дальморепродукт, ГПТУ-40, в городах Партизанске, Находке, Большом Камне, Артеме, Арсеньеве, Уссурийске, поселке Славянка. И это еще не весь список. Можно сказать, что край «заболел» автомототуризмом.
Это было время, когда иностранное слово «байкер» еще отсутствовало в лексиконе советских людей. Но наши граждане уже вовсю колесили по дорогам и бездорожью родной страны на мотоциклах и на личных автомобилях. Участвовали в автомотопробегах, соревнованиях и слетах, организованных Всероссийским добровольным обществом автомотолюбителей (ВДОАМ), Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
После каждого мотопробега или ралли независимо от протяженности командир команды составлял подробный отчет в толстой «амбарной» книге, где подробно расписывал едва ли не каждый километр маршрута, состояние дороги, климатические условия, достопримечательности, приятные и негативные моменты, с которыми путешественники столкнулись в пути. Компьютеров и принтеров тогда не было. Текст печатали на пишущей машинке, иллюстрируя его фотографиями. К отчету прилагалась карта маршрута, нарисованная на бумаге или на кальке, с указанием ежедневного километража пробега. Иногда путешествие снимали на пленку любительской кинокамерой.
В те годы, когда не было Интернета, туристические карты и буклеты были редкостью, отчеты членов Приморского краевого клуба автомототуристов (ПримКАМТ) служили неоценимым справочным пособием для любителей путешествий на мотоцикле или на автомобиле. До наших дней «дожило» не более десяти отчетов «ПримКАМТ» о мото– и автопробегах по Приморью и Советскому Союзу, составленных Юрием Гривановым и его собратьями по клубу в 60-80-е годы. Эти уникальные свидетели истории отечественного АМТ и прежде всего Приморского края достойны музейных экспозиций.
Продолжение в ближайших номерах «В».
Автор выражает признательность Сергею Яковлевичу Матвиенко за помощь в сборе информации к публикации.
Справка «В»
Мотоцикл среднего класса Иж-56: дорожный, двухместный, длина – 2115 мм, ширина – 780 мм, высота – 1025 мм, клиренс – 135 мм, сухой вес – 158 кг, максимальная скорость – более 100 км/час. Емкость топливного бака – 14 литров, запас хода по шоссе – 310 км. Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км. Максимальная мощность двигателя – 13 лошадиных сил, охлаждение воздушное. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1956-го по 1962 год.
Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-51: длина – 5715 мм, ширина – 2280 мм, высота – 2130 мм, клиренс – 245 мм. Колесная база – 3300 мм, масса – 2110 кг, грузоподъемность – 2500 кг. Максимальная скорость – 70 км/час, объем бака – 90 литров.
Первые опытные образцы автомобиля с индексом ГАЗ-51 были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51 А, производившийся до 1975 года. Было выпущено 3481033 экземпляра всех модификаций.
Сергей КОЖИН
* песня из кинофильма «Капитан Немо» (1975), композитор Александр Зацепин, слова Леонида Дербенева.
Фото автора, из архива Юрия ГРИВАНОВА, а также Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева