Белые крылья на алом полу
Приморский балет сделал изумительно яркий шаг от классики к неоклассицизму
Огромные, в три человеческих роста, безмолвные и суровые, в белоснежных одеяниях, смотрят они на людские страсти. Молчат, но приговор их неумолим. И потому мечется в алом потоке обезумевшая Федра, страдает целомудренный Ипполит. А они – то ли боги Олимпа, то ли Мойры – смотрят и молчат…
Визуальное оформление и сценография балета «Федра» (16+), премьера которого состоялась на Приморской сцене Мариинского театра 12 и 13 ноября, пожалуй, одно из самых эффектных, что были на этой сцене. Лаконичное – всего три цвета: белый, алый и черный, но при этом фантастически выразительное…
Страсть на грани безумия
Балет «Федра», отметим, представлен в России впервые. И, конечно, труппа Приморской сцены осознавала степень ответственности – все же российская премьера!
Музыку к балету написал один из самых узнаваемых в мире американских композиторов и влиятельных музыкантов второй половины XX века Филип Гласс (он автор саундтреков к 50 известным кинофильмам).
В 1986 году балет «Федра» был поставлен в Далласе, штат Техас, легендарным датским танцовщиком и хореографом Флемингом Флиндтом, вдохновившимся образами трагедии Еврипида, специально для своей жены, балерины Виви Флиндт.
Постановку во Владивостоке осуществил Джейкоб Спарсо, ассистировавший в 1990-х при постановке балета Флиндтом в труппе Индианаполиса, руководителем которой в те годы являлся Эльдар Алиев. Сейчас этот редко исполняемый балет вводится в репертуар Приморской сцены Мариинского театра именно по инициативе Эльдара Алиева, ныне художественного руководителя балетной труппы.
– Я уверен, что язык балета дает все возможности для полной передачи той гаммы чувств и страстей, о которых идет речь в балете. Мне было важно объяснить солистам Приморской сцены, как выразить эти эмоции, – говорит Джейкоб Спарсо. – Федра – это страсть, даже похоть, если хотите, это нечто на грани безумия…
Воплощение замысла итальянского художника, режиссера и сценографа Бени Монтресора осуществил главный художник театра Петр Окунев. Алый глянцевый пол – уникальное решение в оформлении спектакля. В нем зеркально отражаются артисты, он словно становится еще одним действующим лицом балета.
– Цветовое решение спектакля, на мой взгляд, помогает идеально отразить идею Флеминга Флиндта, подчеркнуть гибельность страстей, обуревающих Федру, – рассказывает постановщик.
Я с большим удовольствием работаю с артистами Приморской сцены, они молодцы. Им непросто было начать работу на глянцевом полу, но они упорно трудились и справились с этим. А главное, они сумели ярче и активнее выражать свои эмоции, чем в классическом балете, где предполагается некая сдержанность. В «Федре» же все должно быть на разрыв, нараспашку!
Дирижер премьерных спектаклей – Владислав Карклин.
Соблазнение смертью
В эти же дни Приморская сцена Мариинки представила еще одну премьеру – одноактный балет «Юноша и смерть» (16+) в хореографии Ролана Пети на музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Балет «Юноша и смерть» на либретто драматурга Жана Кокто – произведение, хорошо известное российскому зрителю. Поставленный в 1946 году в Париже, этот спектакль стал одним из самых известных сочинений признанного классика балета XX века Ролана Пети и одним из самых желанных балетов для танцовщиков разных поколений.
Изначально хореограф сочинял танцевальный текст балета, используя популярную джазовую песню, но накануне премьеры Кокто предложил заменить музыку на Пассакалию Баха. Именно благодаря ей тема диалога художника со смертью, затронутая в балете, обрела иной масштаб. Ведь едва ли не каждый зритель в послевоенной Европе мог подписаться под словами Жана Кокто: «Мне случалось переживать столь тягостные периоды, что смерть представлялась соблазном. Я привык не бояться ее и смотреть ей прямо в лицо…»
Прямая речь
Эльдар Алиев, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра:
– Репертуар любого театра, в том числе молодого, формируется по принципу пирамиды. Базу должна составлять классика, классическое наследие, особенно такого театра, как Мариинский. Это мы и сделали в первую очередь – осуществили переносы таких спектаклей, как «Лебединое озеро», «Жизель» и других. Классика балета у нас уже представлена в полном объеме, за исключением таких произведений, как «Раймонда», «Коппелия», «Тщетная предосторожность» и нескольких других, но и они обязательно появятся в нашем базовом репертуаре.
Средняя часть пирамиды – это неоклассицизм, современные работы, которые проверены временем, зарекомендовали себя и продолжают десятилетиями идти на сценах театров. К ним относятся балеты Джорджа Баланчина, Ролана Пети, Флеминга Флиндта.
Верхушка пирамиды должна состоять из экспериментальных работ – модерн и так далее.
На мой взгляд, на Приморской сцене на данном этапе становления театра, существующего с 2013 года, современные работы следует представлять осторожно, поскольку местная публика еще не настолько искушена в балете. Поэтому мы не берем много экспериментов, но обращаемся к неоклассике, проверенной временем.
Напомню, что балет «Юноша и смерть» уже был показан на Приморской сцене во время фестиваля «Мариинский» и принят был с большим успехом. Поэтому было решено поставить спектакль в репертуар.
«Федра» Флеминга Флиндта – один из немногих сюжетных балетов в современном неоклассическом репертуаре, а российская публика все же предпочитает сюжетные балеты. Кроме того, в «Федре» потрясающее оформление, лаконичное и в то же время яркое. Основной акцент – глянцевый алый пол. На нем очень трудно танцевать, но это дает толчок к развитию в артистическом плане и техническом, и артисты с большим энтузиазмом отнеслись к этой работе.
Справка.
Трагедия неразделенной любви привлекала многих поэтов начиная с античных времен. Одним из первых противоречивую палитру чувств замужней женщины к юноше описал древнегреческий драматург Еврипид. Сюжет «Федры» строится вокруг любви мачехи к пасынку. Федра открывает Ипполиту свои чувства, но отказ юноши влечет за собой трагическую развязку.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА