К славе через кровь
Девять лет назад, 9 ноября 2012 года, ушла из жизни заслуженная артистка России актриса Приморского краевого драматического театра молодежи Алла Павловна Белых
1 октября, за месяц до кончины, Алле Павловне Белых исполнилось 76 лет, из них 57 лет она посвятила служению Мельпомене.
«В 1956 году на экраны Советского Союза вышел художественный фильм «Они были первыми» режиссера Юрия Егорова. Роль комсомолки Катерины в этом фильме сыграла Алла Белых, в те годы студентка ВГИКА. Ее партнерами по картине были Михаил Державин, Лилия Алешникова, Михаил Ульянов, Георгий Юматов, Марк Бернес, Клара Румянова...»
«По словам актрисы, за эротику «натурщицы» получали согласно штатному расписанию, как за обычные съемки. Тем не менее девушки не возражали против съемок в неглиже. Да и кто бы их стал слушать, когда для артиста слово режиссера – закон. Но танцы полуобнаженных девушек были вырезаны. Так под ножницами цензуры погибла первая советская эротика на экране»
Сегодня время вспомнить заслуженную артистку России Аллу Белых, проработавшую в Приморском краевом драматическом театре молодежи без малого полвека.
Аллой назвали в честь Аллы
В 1956 году на экраны Советского Союза вышел художественный фильм «Они были первыми» режиссера Юрия Егорова. Картина рассказывала о первых комсомольцах Петрограда, выступивших в 1918 году на защиту советской власти. Фото афиши вы можете видеть на этой странице. Песни из этого кинофильма «За фабричной заставой» и «Мы жили по соседству» композитора Марка Фрадкина стали хитами всесоюзного масштаба. Роль комсомолки Катерины в этом фильме сыграла Алла Белых, в те годы студентка ВГИКА.
Ее партнерами по картине были Михаил Державин, Лилия Алешникова, Михаил Ульянов, Георгий Юматов, Марк Бернес, Клара Румянова. Потом Белых снялась еще в семи разноплановых фильмах, сегодня почти забытых. С высоты прожитых лет можно сказать, что роль Кати – это ее звездный час.
В октябре 2011 года, накануне своего 75-летия, Алла Павловна вспоминала ушедшие годы в интервью с корреспондентом «В»:
– Моя тетя, Нефедьева Елизавета Александровна, работала во МХАТе концертмейстером и вела вокал в студии МХАТ. Среди ее учеников были Владимир Трошин и Олег Ануфриев. У нее даже есть золотой значок МХАТа. Так что я выросла на сцене. Меня и Аллой-то назвали в честь Аллы Тарасовой. Моя мама очень с ней дружила. И когда я только родилась, мама сказала: «Девочка моя, на тебе знак Аллы Тарасовой*». И этот знак вел меня через детство и юность.
После окончания школы, путеводный «знак» привел Аллу во ВГИК, хотя изначально она поступила в Щукинское училище. Но, на ее счастье, на творческом конкурсе в «Щуку» присутствовал ассистент режиссера из киностудии им. Максима Горького. Он попросил абитуриентку Белых прийти к 10 утра на кинопробы. А для какого фильма, не сказал.
Кинопробы проходили по следующей схеме: сначала режиссер Юрий Павлович Егоров, лауреат Государственной премии, попросил девушку «натурально» поплакать, затем поставил под дождь, точнее, под струю из шланга. После чего Михаил Ульянов (он играл большевика Колыванова) стал обучать приглашенных на кинопробы правильному обращению с оружием.
Хрупкой Алле выдали винтовку образца 1812 года. Ствол был тяжеленный, он то и дело норовил вырваться из рук и во время команды «на плечо» улетал за спину. Из-за многократных дублей у девушки на ладонях выросли кровавые мозоли. Но испытания она прошла успешно. И только тогда узнала, что будет играть комсомолку Катерину в кинофильме «Они были первыми». Впереди ее ждала киноэкспедиция длиною в девять месяцев.
Между тем студентам Щукинского училища сниматься было категорически запрещено. За эту «провинность» могли оставить на второй год или даже отчислить.
И тогда Юрий Егоров собственноручно написал ей рекомендацию для поступления во ВГИК, где его слово имело вес. Эта пожелтевшая верительная грамота до сих пор хранится в архиве Аллы Павловны. А кинопробы ей зачли как вступительные экзамены:
– Девять месяцев мы жили в одной гостинице как одна семья. Если у кого-то было что поесть, тот приглашал к себе остальных. У нас не было деления на великих и простых. Тогда Ульянов еще не был народным, Юматов тоже был никто. Державин вообще был студентом. Они все были рядовые.
За кошку мог убить человека
– За фабричной заставой, где закаты в дыму, жил парнишка кудрявый, лет семнадцать ему… – это строчки из песни из кинофильма «Они были первыми», где кудрявого парнишку 17 лет играл… 30-летний «душка» Георгий Юматов, уже на тот момент звезда советского кино и причина бессонницы миллионов советских женщин.
Перед съемкой на него накладывали килограмм грима, чтобы скрыть его истинный возраст. Юматов всегда злился, когда ему напоминали о его возрасте.
Рассказывает Алла Белых:
– Это был добрейшей души человек! С ним невозможно было ссориться. Он последнюю рубашку мог с себя снять и отдать. По молодости мы его звали Жорка – рваный нос. Он не обижался. Его на фронте ранило и порвало правую ноздрю. Когда снимали крупный план, ноздрю заделывали гуммозом, гримом. Юматов юнгой воевал на Балтийском флоте, и, когда взорвался катер, он в живых остался один. Его отбросило взрывной волной, потому что Георгий был легкий. Ему тогда было 15 лет. Вы смотрели фильм «Офицеры»? Помните кадры, когда Юматов, надевая гимнастерку, поворачивается спиной к жене, а на спине огромные шрамы? Это же его настоящие раны! Когда я была у них в доме, у них же ничего почти не было! Он с Музой Крепкогорской жил в Москве на Тверской, почти на центральной площади. Это была Музина квартира. Она из очень интеллигентной семьи, ее папа был чуть ли не академик. А у них, кроме книг и старой мебели, никогда ничего не было. Когда я приезжала в Москву уже из Владивостока, всегда заходила к ним, у них все так и оставалось! Юматов очень любил животных и свою собаку. Если кто-то на его глазах обидит кошку, у него сразу становились бешеными глаза. Он за кошку был готов убить человека! Или ударить! А ведь у него был инфаркт, был инсульт. У него была тысяча болячек. Потом он стал пить. Из-за чего на себя не стал похож.
О запоях Юматова в киношной среде ходили легенды. Он злоупотреблял даже на съемках, зачастую срывая график работы. Однажды в Гатчине он пришел на съемочную площадку с дикого бодуна, абсолютно ничего не соображая. По словам Аллы Белых, у Георгия даже не было видно глаз, а снимать надо было крупным планом. И тогда режиссер Егоров отправил актера отсыпаться, а день простоя и израсходованную пленку записал на счет провинившегося.
– Ладно, – сказал Юматов, качаясь, – я тогда пойду и допью. А вы ищите себе другого артиста.
И ушел. И Егоров ничего со звездой поделать не мог.
– Как бы ему не было трудно, – продолжает Алла Павловна, – никто никогда не знал, как у него болят раны. А ведь они у него ныли. Когда Юматов не приходил на съемку, мы думали, что он опять «чуть-чуть подквасил», как он говорил. Оказывается, это раны не давали ему покоя. Ближе к старости они его просто доконали. У него и легкое было задето, и плечо. Крепкогорская говорила, что он иногда и рукой не мог пошевелить. В общем, досталось ему. Когда показывают фильм «Офицеры», я всегда его смотрю. Даже в год по нескольку раз. Люблю я этот фильм.
Эротика закончилась кастрацией
В 1959 году режиссер Марк Донской предложил Алле Белых роль в фильме «Фома Гордеев». Роль была эпизодической и по тем временам очень смелой. Алла и еще три девушки должны были изображать… обнаженных танцовщиц, развлекающих главного героя картины во время пьяного разгула. Съемки проходили на барже, где гулеванил Фома Гордеев.
– Перед съемками всех посторонних разгоняли, оставались только режиссер, оператор и осветитель. Мы снимались в легкой дымке, как бы в тумане. Это было очень красиво, – вспоминает Алла Белых.
И, наверное, очень эротично! По словам актрисы, за эротику «натурщицы» получали согласно штатному расписанию, как за обычные съемки. Тем не менее девушки не возражали против съемок в неглиже. Да и кто бы их стал слушать, когда для артиста слово режиссера – закон. Работа есть работа. Конечно, было опасение, что «интимная» сцена не попадет на экран. В Советском Союзе тогда еще «секса не было». Но Марк Донской уповал на свое громкое имя в советском кино и надеялся, что его фильм не тронут. И зря. Танцы полуобнаженных девушек были вырезаны. Так под ножницами цензуры погибла первая советская эротика на экране. А на барже остались только цыгане.
Между тем Алла Павловна была убеждена, что наверняка где-то хранится полная версия «Фомы Гордеева», поскольку в прокат фильм вышел в кастрированном варианте. По воле цензоров пострадали не только кадры с танцовщицами.
Лишь бы они услышали
Прошли годы. С друзьями молодости Алла Павловна давно уже не пересекалась. Во-первых, нет возможности: она – на Дальнем Востоке, они – в Москве и в Питере. Во-вторых, иных уж нет... В январе 1980 года умер ее муж заслуженный артист России Анатолий Януш, с которым она прожила ровно 20 лет. В нищете и безвестности в сентябре 2004-го умерла Клара Румянова, ее подруга. Ушли из жизни Георгий Юматов, Муза Крепкогорская, Марк Бернес. Время берет свое.
Лишь единожды судьба устроила Алле Павловне мимолетную встречу с Михаилом Державиным. В фильме «Они были первыми» он сыграл красавчика студента, примкнувшего к большевикам. Это тоже была его первая работа в кино...
– О тех, кто ушел, я могу сказать много теплых слов, лишь бы они там услышали. Их просто нельзя вспоминать иначе. Они все были жизнелюбы, – рассказывала заслуженная артистка России Алла Белых в октябре 2011 года.
…Прошло 9 лет, как Аллы Белых нет с нами. Говорят, что для актеров самая предпочтительная смерть в стенах родного театра. Если это правда, то Алла Павловна Белых – счастливый человек. Она скончалась во время спектакля «Все начинается с любви», открывавшего новый сезон. Вышла на сцену, отыграла свою роль и почувствовала себя плохо. За кулисы ушла сама. Бригада скорой помощи, прибывшая в театр через несколько минут, не смогла ее спасти. Но если после смерти все-таки есть жизнь, то хочется верить, что душа Аллы Белых встретилась с друзьями молодости. Им есть что вспомнить и о чем поговорить. И мы, живые, будем их помнить!
* – Тарасова Алла Константиновна, народная артистка СССР, 6 февраля 1898 г. – 5 апреля 1973 г.
Автор выражает признательность Елене Дутли, дочери Аллы Павловны Белых, за помощь в подготовке публикации.
Сергей КОЖИН
Фото автора, а также из домашнего архива Елены Дутли