Имперским планам «корона» не помеха

На вопросы «В» о перспективах развития региона отвечает кандидат политических наук, член Российского общества политологов, доцент ДВФУ Петр Самойленко

10 нояб. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4869 (6574) от 10 нояб. 2021

«Если даже будет работа и там будут платить хорошую зарплату, должны быть и условия для того, чтобы эти деньги тратить, чтобы существовать и жить в комфортных условиях. В противном случае регион будет восприниматься как какое-то место, куда приезжают на трудовую вахту, только чтобы заработать. А тратить деньги будут в другом месте. Так поступают мигранты»

«Раньше такая миграция была ступенчатой, то есть из Уссурийска, Находки, Лесозаводска сначала перебирались в краевой центр, а потом уже, если здесь не сложилось или появились более заманчивые перспективы, ехали дальше – на запад. Сегодня же Владивосток как средняя часть цепочки практически исчез – люди из глубинки если решают уезжать, то уезжают сразу из региона»

В современных условиях стали все больше говорить о «ковидном хвосте», то есть неблагоприятных последствиях новой коронавирусной инфекции для организма того, кто ею переболел. Крупные международные мероприятия, как правило, тоже имеют свой «хвост» в виде каких-то последствий, которые могут быть как четко осознаваемыми и понятными, так и менее очевидными.

О том, какой «хвост» формирует Восточной экономический форум (ВЭФ), итоги которого подвели на днях, корреспондент «В» побеседовал с экспертом кандидатом политических наук, членом Российского общества политологов (РОП), доцентом Дальневосточного федерального университета Петром Самойленко.

Болевые точки Дальнего Востока

– Петр Юрьевич, несколько дней назад совет ДФО под руководством вице-премьера и полпреда президента Юрия Трутнева подвел итоги VI саммита. Прокомментируйте их, пожалуйста.

– В целом мне вновь поднятые вопросы кажутся вполне логичными. По сути, от ВЭФа к ВЭФу идет обсуждение ряда важных для тихоокеанской окраины проблем. Это добыча и переработка природных ресурсов и полезных ископаемых, рыбы и леса, создание в регионе различных обрабатывающих производств, использование его транспортно-логистического потенциала в интересах развития территории. Тут все понятно.

С моей точки зрения, гораздо более значимо то, что стали больше внимания уделять вопросам формирования комфортной и удобной городской среды, реновации городов региона. Это важно, поскольку во многих городах ситуация особо не изменилась с 90-х годов прошлого века, то есть используется в основном тот потенциал, который был сформирован еще во времена СССР. А если изменилась, то как во Владивостоке, где благодаря точечной застройке облик города не везде поменялся в лучшую сторону. Поэтому тут есть над чем работать, тем паче что улучшение условий жизни – это одна из причин остаться жить на данной территории или приехать сюда издалека.

Тут есть и еще один вопрос: в какой степени в этих проектах будет задействован местный бизнес? Чем больше, тем лучше, ведь это станет дополнительной возможностью развивать экономику региона, добавятся рабочие места, увеличатся налоги для поддержки бюджетников и инфраструктуры регионов. Надо, чтобы проектированием тоже занимались местные специалисты или по крайней мере активно участвовали. Кстати, реновация и формирование комфортной городской среды сами по команде не произойдут – для этого нужны еще и кадры. А сколько вузов региона готовят таких специалистов – строителей, проектировщиков, архитекторов, урбанистов? Вот то-то и оно. Я пока не встречал информации о том, что этими аспектами кто-то озаботился. А надо бы, причем уже сейчас их готовить, не откладывая в долгий ящик…

– Лидер страны Владимир Путин одобрил предложения по дальнейшему развитию Дальнего Востока на предстоящий год – это геологоразведка, реновация городов, лесопереработка, поддержка нефтегазового сектора, социальная политика, транспортная доступность населения. Почему выбраны именно эти направления? Чего нам ждать после выполнения новых задач?

– Давайте для начала дождемся и увидим, что поставленные задачи выполняются. Все вышеуказанные сферы деятельности можно условно и, я бы сказал, в определенной степени цинично разделить на два вида – это сферы, где деньги надо зарабатывать, и сферы, где их надо тратить.

Добыча природных ресурсов – это собственно основа экономики нашего региона, так было и будет, и именно к их обработке пытаются привлечь инвесторов из-за рубежа в рамках политики «Восточного вектора». Социальная политика, транспорт, городская среда – это то, что логично следует за первым. Ведь если даже будет работа и там будут платить хорошую зарплату, должны быть и условия для того, чтобы эти деньги тратить, чтобы существовать и жить в комфортных условиях. В противном случае регион будет восприниматься как какое-то место, куда приезжают на трудовую вахту, только чтобы заработать. А тратить деньги будут в другом месте. Так поступают мигранты.

В этом отношении недавно опубличенные предложения моих коллег из одного из уважаемых московских вузов о необходимости создания здесь жилого фонда арендного жилья и служебных общежитий, мягко говоря, циничны и неправильны. Так мы никогда тут не решим социально-демографические проблемы. Нужно, чтобы люди приезжали и оставались, чтобы им здесь было комфортно. Подобное уже происходило в XIX и XX веках. Естественно, сделать это одномоментно или очень быстро невозможно. Но к этому нужно стремиться. В этом смысле задачи, поставленные главой государства, вполне логичны…

Пандемия не остановила форум

– Из-за пандемии в мире минувший форум прошел в усеченном составе и с малым количеством участников. Не говорит ли это о том, что данный саммит в таком формате изживает себя? Если да, то чего нам ждать в будущем?

– Я думаю, что тут надо разделить два подхода, от которых многое зависит в общей оценке ситуации.

Если говорить о прямой эффективности мероприятия, о какой-то реальной экономической отдаче от него, то, наверное, этого в принципе вряд ли стоило ожидать. В условиях сохраняющихся санитарных ограничений и больших проблем в области международной торговли сразу «вдруг» форум бы не принес успеха.

Но есть и другой подход: такого рода мероприятия важны как раз как регулярные, циклично повторяющиеся диалоги на локализованных в пространстве площадках. Не будем забывать, что ВЭФ появился прежде всего как инструмент привлечения внимания «наших азиатских партнеров» к Дальнему Востоку и Владивостоку как центру международного сотрудничества России в АТР. И в этом отношении пропустить мероприятия два года подряд было бы ошибкой, нужно было проводить форум, пусть и в «замиксованном», очно-заочно-дистанционном формате.

Здесь все прошло достаточно успешно, тем более что ВЭФ, как это было уже несколько лет назад, очень быстро соединил в себе экономическую проблематику и социально-политические аспекты. Стоит вспомнить, к примеру, пленарку, где долго обсуждали вакцинацию, ее ход в разных странах региона, подход к признанию вакцин и так далее. Что касается будущего, то оно пока не предопределено. Все будет зависеть от общей ситуации через год, от того, каким будет мир осенью 2022 года.

Мне кажется, что сегодня вряд ли кто-то может это сказать однозначно. Но то, что мы саммит все же провели и не отказались от него, думаю, все же больше плюс, нежели минус. Как минимум политически все сделано верно, мы сохранили фокус внимания иностранного бизнеса на нашем регионе.

Кстати, что касается нашего города, то и в нашем маленьком масштабе это ведь тоже плюс – на подготовку к мероприятию потратили значительное количество денег, часть из которых пошла и на приведение в порядок инфраструктуры Владивостока, чем сегодня пользуемся мы.

Где малый бизнес и китайские инвестиции?

– Для резидентов свободного порта Владивосток сейчас снижают минимальный порог капвложений до 500 тысяч рублей. Официальный повод – дать больше возможностей малому и среднему бизнесу. Говорит ли это о том, что проект СПВ провалился и нет перспектив привлечения новых резидентов в проект? Помогут ли его реанимировать очередные меры?

– Думаю, что помимо того, что этот проект в целом развивается, так скажем, намного медленнее, чем того бы хотелось его организаторам, есть и другие актуальные причины. И главная проблема тут в общей экономической просадке рынка, которая произошла из-за коронакризиса в последние два года.

Проблема в том, что бизнес теперь в целом стал беднее, понес существенные убытки, и, самое главное, он теперь оперирует гораздо меньшими текущими средствами. Иными словами, свободных денег, которые можно вот так вот взять и пустить в оборот, у предпринимателей теперь стало намного меньше. Это характерно для большинства секторов экономики, многие отмечают удорожание товаров и услуг, а это значит, что в целом они оперируют меньшими свободными средствами для закупок партий товаров и поставок, поскольку единица товара стоит дороже. Дорожает и топливо, что также снижает доходность логистов. И так далее.

Если мы говорим про проект свободного порта, то давайте не будем забывать, что там должен быть как раз бизнес, связанный с пространственной логистикой, с транзитными перевозками и так далее. Естественно, сегодня там много резидентов из других сфер хозяйствования, которые зашли в проект, чтобы получить налоговые послабления, это понятно. Но в целом этот экономический режим ориентирован прежде всего на компании, занимающиеся перевозками или по крайне мере имеющие отношение к транспортно-логистическому комплексу.

А именно там сейчас довольно много проблем. Периодически закрывают границы, меняются условия транзита грузов через разные пункты пропуска. К примеру, сегодня какой-то код грузов в классификаторе внешнеэкономической деятельности можно везти любым путем, а завтра условия меняют и разрешают везти только по железной дороге, а автотранспортом нельзя. И так далее и тому подобное. Все это вызывает убытки бизнеса, и это уже на фоне общей экономической рецессии и падения доходов. Или вот история с контейнерами. Как все, наверное, помнят, началось все в начале года с так называемого контейнергейта, то есть нехватки контейнерного парка для отправки по миру, в том числе и к нам, различных готовых товаров из Китая. Все это вызвало достаточно быстрое удорожание стоимости перевозки, прежде всего фрахта, то есть стоимости перевозки морем единицы груза, в данном случае контейнера. Стоимость эта, по имеющимся сведениям, в некоторых случаях выросла до 7 раз! Естественно, все это поставило бизнес в непростые условия, в которых он и продолжает существовать.

И проект свободного порта, ориентированный на морскую и наземную логистику, в данном случае стал более преференциальным для участников, поскольку барьер входа в него снизился. Это, в принципе, ожидаемый шаг. Насколько это повлияет на общую успешность режима, покажет время, но я не думаю, что стоит ждать быстрых результатов. 

– Несмотря на дружеские отношения с КНР, инвестиции из Китая так и не пришли в Приморье. В чем причина? Есть ли шансы на рост экономического сотрудничества в будущем?

– Вопрос достаточно сложный, я думаю, что на него нет какого-то очевидного ответа. В принципе, китайцы продолжают вести на нашей территории достаточно активную экономическую деятельность, они свои позиции сохраняют в лесном комплексе, в торговле и так далее, где они и были раньше.

Что касается вложения существенных средств в какие-то новые экономические инициативы, то, как мне кажется, такое «инвестиционное воздержание» характерно вообще для большинства инвесторов в нынешних условиях. Самое страшное для бизнеса даже действующего, а уж для вложения в будущие проекты тем более – это общая неопределенность. 

 Давайте восстановим в памяти события двух последних ковидных лет. Уже весной этого года казалось, что все, враг повержен. Это касалось и заявлений властей, и уже практически полностью открывшихся границ, и нормализовавшейся жизни. И обещаний относительно живительной силы повальной вакцинации. Я это говорю про мир в целом, везде все было очень похоже. Однако началась осень, и очень быстро дошло до нового локдауна.

Естественно, это тревожит предпринимателей, побуждает их к большей осторожности в своих действиях. И зачем им вкладывать деньги сейчас, если в ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему, а если и изменится, то явно не радикально? Вот вам и ответ. Как только санитарно-эпидемиологическая обстановка выйдет в устойчивое оздоровление, оживится внешняя торговля, вот тогда можно будет ждать и инвестиций, в том числе и китайских. Поэтому шансы есть.

Взгляд за горизонт

– По итогам форума правительство страны хоть и явно нехотя, но признало, что отток населения с Дальнего Востока продолжается. Выходит, что меры поддержки себя не оправдали? Как будет строиться государственная политика в дальнейшем на удержание людей на окраине страны?

– Как будет строиться государственная политика – вопрос к государству, я ведь не полпред и не федеральный министр, чтобы ответить на этот вопрос.

Но думаю, что в целом государство будет продолжать искать рецепты исправления этой ситуации. Пока результаты и вправду не чувствуются, но я убежден, что тут первым и главным драйвером изменения этой ситуации к лучшему будет именно экономика, улучшение экономической ситуации, создание новых хорошо оплачиваемых рабочих мест и тому подобные шаги.

Административно, путем только призывов и заявлений решить эту проблему нельзя. Приведу простой пример, который будет очень понятным для коренных жителей нашего региона среднего и старшего возраста. В нынешних условиях существенно изменилась дорожная карта миграции в пределах региона. Отток населения сохраняется, но в своей основе он-то как раз и радикально поменялся исходя из путей следования тех, кто покидает регион. Давайте вспомним известную задачку по алгебре из средней школы, где есть бассейн, в который по одной или двум трубам вливается вода и по одной-двум, соответственно, выливается. И нужно рассчитать, как при определенных условиях будет наполняться или пустеть бассейн.

Вот Дальний Восток, как, впрочем, и любая другая территория, в определенной степени подобен такому бассейну, куда миграционный поток и вливается, и выливается. И пока та труба, которая на выход, явно шире той, что на вход. Сюда обычно все приезжали за длинным рублем. Сегодня приехать работать в принципе можно, а вот за длинным рублем вряд ли. Поэтому едут в основном мигранты из других стран, где уровень экономического развития ниже нашего. Что касается выпускной трубы, то вот тут как раз произошли изменения, на которые, как мне кажется, нужно обратить пристальное внимание.

Раньше отсюда уезжала молодежь – поступить в вуз и остаться жить в другом регионе, как правило, это Москва и Санкт-Петербург. Или уезжали уже в зрелом возрасте, для того чтобы радикально улучшить условия жизни, получить больше возможностей. Студенческая миграция сильно не изменилась, напротив, благодаря всеми ругаемому ЕГЭ как раз для нее сформировались лучшие возможности: теперь поступить в вуз в центре страны проще. А вот взрослая миграция из региона сильно изменилась. Я это вижу по своим друзьям и знакомым, думаю, что и каждый найдет подобные примеры в своем ближнем кругу. Раньше такая миграция была ступенчатой, то есть из Уссурийска, Находки, Лесозаводска сначала перебирались в краевой центр, а потом уже, если здесь не сложилось или появились более заманчивые перспективы, ехали дальше – на запад. Сегодня же Владивосток как средняя часть цепочки практически исчез – люди из глубинки если решают уезжать, то уезжают сразу из региона, для них малопривлекателен наш «город у моря»… Похожая ситуация, насколько я могу судить, и в других субъектах Дальневосточного федерального округа. Может, где-то это еще более ярко выражено, чем здесь.

Из этого, как я считаю, следует однозначный вывод: из таких городов, как Владивосток, нужно делать региональные точки экономического роста и формировать привлекательные условия жизни здесь, чтобы уезжающее с периферии население оставалось хотя бы тут…
– В следующем году ВЭФ объединят с Международным форумом по сохранению популяции амурского тигра. Хотя численность амурских тигров в регионе уже давно не представляет угрозы полосатым хищникам, стоит ли это того, чтобы разбавлять самыми крупными в мире кошками экономическую проблематику форума? Выходит, что Россия меняет повестку с экономической на природоохранную?

– Ну, наверное, все хотят, чтобы приехал Стивен Сигал, который, насколько я помню, занимался сохранением наших полосатых кошек. Экология – вещь хорошая, и надо все это использовать для формирования бренда территории, создания его устойчивого позитивного имиджа. В целом повестка с экономической на природоохранную вряд ли сменится, я думаю, что для этого нет никаких оснований. А вот объединить все это вполне себе можно.

Ведь тигры, леопарды, медведи, прочая флора и фауна – все это замануха для иностранцев, для развития туризма, для привлечения сюда исследователей и другие форматы, которые в той или иной степени будут работать на развитие в том числе и экономики региона. Кстати говоря, пандемия COVID-19 очень хорошо показала важность чистой природы, стали очевидными минусы крупных мегаполисов и агломераций настоящего, где вирус распространялся и мутировал наиболее активно. Теперь все стали больше стремиться на простор первозданной природы. И в этом отношении мы можем разыграть и эту карту для Дальнего Востока. Посмотрим, как получится…

– Петр Юрьевич, спасибо за интересный разговор.

Николай КУТЕНКИХ

Фото:

предоставлено Петром САМОЙЛЕНКО, Kremlin.ru, ТАСС