Куда несут нас крылья мечты
Грустная вещь с элементами юмора: театр молодежи приглашает в «Лес»
Своему 75-летнему юбилею посвятил премьеру спектакля «Лес» (16+), что состоялась 5 и 6 ноября, Приморский краевой театр молодежи. Поставил его лауреат «Золотой маски» заслуженный артист России Александр Огарев.
«Взрастить» «Лес» в сжатые сроки
– 75 лет – серьезная дата, – отметил Игорь Селезнев, директор театра молодежи, на пресс-конференции, посвященной премьере. – И мы не случайно обратились к классике, отмечая юбилей, я твердо убежден, что классика должна быть в репертуаре любого театра. При этом мы не боимся трактовать классические пьесы в современном ключе, выбираем современный язык для общения со зрителем. Так, чтобы это было и понятно ему, и интересно.
Мы пригласили Александра Огарева сделать эту постановку и очень счастливы, что он согласился и нашел время в своем графике. Я давно знаю Александра Анатольевича и его прекрасные работы, которыми может гордиться любой театр.
Никогда еще мы не выпускали такую сложную постановку в столь сжатые сроки. Пьеса Островского большая, объемная, но Александр Огарев очень опытный и весьма востребованный режиссер, кроме того, он имеет большой опыт в постановке классики.
Наши цеха работают в огромном напряжении, создание декораций и костюмов – огромный, трудоемкий процесс. Но результат стоит того.
Спектакль о том, как всегда…
– Труппа театра молодежи прекрасна, и в первую очередь тем, что ничего не боится и не зашорена штампами, – подчеркнул Александр Огарев. – Трудно работать в тех театрах, которые привержены какой-то одной традиции, где шаг влево, шаг вправо – уже преступление. А театр молодежи открыт всем ветрам, и это здорово.
«Лес» – пьеса в пяти актах, и мало какому театру сегодня удастся осилить такую махину. Нам пришлось немного поработать над текстом и над количеством персонажей. Поэтому вы не обнаружите в спектакле, например, Бодаева. Часть его реплик мы отдали Милонову.
Считаю ли я «Лес» слишком взрослой для детей пьесой, мол, не по возрасту? Отвечу так: это зависит от того, как мы воспринимаем наших детей. Если мы видим в них тех, кого надо оберегать от любой острой информации, от размышлений о том, что есть добро и что есть зло, тогда да, «Лес» не для них. А если наши дети – такие же люди, как мы, то они вполне в состоянии понять, что правильно и что неправильно, разобраться и подумать. Сложность взаимоотношений мужчины и женщины, искусства и жизни, сложность столкновения бедности и богатства – почему бы детям об этом не задуматься? Если кто-то считает, что детей надо воспитывать только на «Курочке Рябе», тогда «Лес» не для них…
Конечно, в первую очередь мы придерживаемся авторского замысла, работая над спектаклем, но, разумеется, позволяем себе и вариации, которые, как нам кажется, не мешают этому самому замыслу. Что касается времени действия, я не стал переносить его в наши дни, но и ограничиваться рамками XIX века не стал. Ведь те ситуации, о которых идет речь в пьесе, вечные. То, что пишет Островский про театр, актуально и сегодня, и наши беседы с актерами театра молодежи только подтверждают это.
Счастливцев и Несчастливцев убегают из театра на территорию жизни, скажем так, рассчитывая как-то облегчить свою участь. Но оказывается, что в жизни ничуть не легче, а подчас и сложнее, так что в итоге они возвращаются в театр. Этот круговорот существует и у сегодняшних актеров, это сомнение, эти поиски смысла. Актеры уходят из театра, потом возвращаются…
Поэтому у нас ни время, ни место конкретно не указаны, это некая условность. Ни современность, ни XIX век, а «так всегда».
Что касается жанра спектакля, то я ставлю, если оперировать классическими терминами, трагикомедию. На мой взгляд, «Лес» – грустная вещь с элементами юмора.
Можем ли мы летать?
– Во всех своих пьесах Островский в ремарках тщательнейшим образом указывает, какого достатка дом перед нами, где окна, двери, что стоит в комнате, – напомнила Елена Ярочкина, художник спектакля. – Для театра его времени это было важно и нужно. Но сегодня времена изменились и театр изменился. Мы не воссоздаем на сцене богатую усадьбу конца XIX века, не придерживаемся исторической конкретики. Все описания Островского работают скорее как ассоциативный ряд.
Готовясь к работе над спектаклем, я изучаю немало исторического материала, много обсуждаю будущий визуальный ряд с режиссером. И тогда приходит некий образ, где есть и современное искусство, и поэтика…
На афише спектакля крылья, утопленные в асфальт. Это к вопросу о том, можем ли мы летать и куда могут унести нас крылья нашей мечты. Это и об актерах, которых несет вдохновение, и о женщинах бальзаковского возраста, которые окрылены последней любовью. Иногда эти мечты могут разрушиться – и мы с высоты падаем на асфальт. Вот об этом и спектакль, и афиша.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА