На свободу – с чистой совестью! И с новой профессией

Работа и профобучение за колючкой снижают риск новой ходки

8 сент. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4851 (6556) от 8 сент. 2021

В Спасске-Дальнем в исправительной колонии строгого режима № 33 на минувшей неделе открылся учебный класс, где осужденные смогут получить профессию электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Подобного учебного класса по данной специальности до этого не было ни в одной ИК ГУФСИН России по Приморскому краю. 

Его появление стало возможным благодаря реализации проекта Приморского отделения Всероссийской общественной наблюдательной комиссии «Получение востребованной профессии в исправительной колонии как один из факторов ресоциализации осужденных в общество». Партнером ОНК выступал Центр социального обслуживания населения Приморского края. 

Первая группа из 25 человек в ближайшее время приступит к освоению профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. 

Президентский грант для учебного класса 

Исторически Приморье принято считать краем рыбаков, моряков и лесозаготовителей. А еще – зоной Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН). На относительно небольшой территории, где проживает не более 2 млн человек, расположены четыре исправительные колонии общего режима (в том числе одна женская. – Прим. автора), пять – строгого режима, одна – особого режима, три колонии-поселения, четыре следственных изолятора, воспитательная колония, два лечебно-исправительных учреждения и один исправительный центр.

16 исправительных учреждений из перечисленного списка ведут самостоятельную хозяйственную деятельность, занимаясь металлообработкой, деревообработкой, изготовлением мебели и одежды, сельским хозяйством. Труд за колючкой – дело добровольное. Есть желание – работай. Не хочешь – отдыхай, но чаще всего в штрафном изоляторе (ШИЗО) за нарушение порядка на территории колонии.

У федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 33 ГУФСИН по Приморскому краю», где был открыт новый класс для получения профессионального образования, основная направленность внебюджетной деятельности – изготовление деревянных палочек для еды, кофе или мороженого, а также в качестве медицинских шпателей. Плюс производство окон из пластика, пиломатериалов и теплоэнергии, вырабатываемой из отходов производства, и подсобное хозяйство. 

Как рассказал «В» Владимир Найдин, председатель Приморского отделения Всероссийской общественной наблюдательной комиссии, открытие учебного класса в ИК-33 состоялось благодаря помощи Фонда президентских грантов РФ и, разумеется, членов ОНК.
– Когда мы подали наш проект на конкурс грантов, то не было уверенности, что он станет лучшим. Слишком велика конкуренция. Тем не менее мы победили! И в качестве приза получили деньги, на которые приобрели учебную литературу и необходимое оборудование для получения профессии электромонтера по ремонту электрического оборудования. Но, прежде чем открыть новый класс, мы провели семинар по данной профессии, в котором участвовало больше 150 осужденных. Более 260 человек получили индивидуальные адресные консультации, – рассказал Владимир Найдин.

Также на средства гранта выпустили 660 брошюр «В помощь осужденным в поисках работы после освобождения». В них есть необходимая информация, благодаря которой люди могут найти работу не за колючкой. В ОНК уверены, что такая помощь снижает риск вновь попасть в криминальную среду, если у человека после выхода из тюрьмы не будет работы и, соответственно, средств к существованию, заработанных законным способом. 

Палочки для «Доширака» made in Primorye 

Необходимо отметить, что ИК-33 ГУФСИН по Приморскому краю под завязку загружена производственными заказами. Поэтому специалисты здесь всегда нужны, в том числе разбирающиеся в электрооборудовании. Сегодня в колонии работают пять цехов, где из специально нарезанных деревянных чурок, комелей (здесь их называют «патроны»), изготавливают палочки-полуфабрикаты для продажи в Китай, Корею и Японию. Палочки из березы покупают японцы, а из осины – китайцы и корейцы. Кстати, корейцы именно осиновыми палочками комплектуют упаковку с лапшой «Доширак».

Первый «палочный» цех был запущен в 2009 году, остальные – позже. Технологический процесс осужденные осваивали с помощью китайского специалиста по обслуживанию станков для производства палочек. Мастер три месяца жил в Спасске и каждый день приезжал в колонию на работу. Неизвестно, чему китаец научился у наших сидельцев, но они переняли его знания на отлично: один цех за смену производит миллион палочек-полуфабрикатов! 

Доводка продукции до товарной кондиции – процесс технологически сложный и ответственный. Здесь очень высокие требования по качеству, поэтому палочки шлифует заказчик по месту назначения. На ценообразование также влияет качество дерева и предназначение готового продукта. К примеру, палочки для мороженого и кофе делают только из березы, но они дороже. Для их нарезки используются станки с ЧПУ китайского производства, к которым у обслуживающего персонала нет претензий. 

Реализация палочек – обоюдовыгодный бизнес как для заказчика, так и для ИК-33. Готовую продукцию продают мешками весом по 26 кг и 30 кг. Один мешок в зависимости от веса стоит до 1800 рублей. Вроде бы немного. Но одна фура берет примерно тысячу мешков, а это уже большие деньги. При этом у заказчика расходов на всю логистику – от поставки древесины до реализации готовой продукции – около 60 тысяч рублей. Расчет прибыли здесь не требует знаний высшей математики. 

Каждый цех в колонии работает на определенного коммерсанта, у каждого свой поставщик сырья и покупатель готовой продукции. По словам сотрудников ИК-33, заказ на эти изделия есть всегда. Поэтому конкуренции и конфликтов между цехами нет. От этого альянса ИК-33 получает во внебюджетный фонд около 10 процентов выручки от реализации продукции. 

Всего на производстве палочек задействовано порядка 300 осужденных. Кроме того, у ИК-33 бессрочный многомиллионный контракт с заводом «Звезда» из Большого Камня на поставку пиломатериалов. За свою работу сидельцы получают зарплату от выработки. Эти деньги аккумулируются на спецсчете, которым можно воспользоваться, например, в магазине или в кафе, расположенных в зоне. Или перевести на волю родным. 

После освобождения человек выходит на свободу не только с чистой совестью и с банковской карточкой, но и с трудовой книжкой на руках, с документом о профессиональном образовании и с профессией, которая поможет трудоустроиться и адаптироваться в обществе. Если, конечно, бывший зэка захочет начать жизнь с чистого листа. 

Спецучреждения помогут спорту 

Как сообщили «В» в пресс-службе ГУФСИН России по Приморскому краю, благодаря взаимодействию руководства приморского управления с бизнес-сообществом и главами муниципалитетов улицы многих городов и населенных пунктов нашего региона украшены продукцией, изготовленной в учреждениях исправительной системы. К примеру, по заказу муниципалитета Спасска-Дальнего в 33-й колонии изготовили урны и лавочки для городского парка Победы. 

Кроме того, в рамках подписанного соглашения о взаимодействии с губернатором Приморья Олегом Кожемяко, исправительные учреждения примут участие в оснащении спортивных баз края контейнерами выдачи инвентаря, что поможет реализации краевого проекта «Спорт – норма жизни». Заказ доверено выполнить ИК-20 и ИК-33. На сегодня в колонии № 33 уже изготовили и доставили на территорию спортбазы в Анучинском районе специальную металлическую конструкцию. Там же были установлены пластиковые окна и мебель, изготовленные в ИК, проведены коммуникации, сделана внутренняя отделка. Творчески оформленный контейнер, несомненно, будет удобен для работников и посетителей базы, которые смогут в комфортных условиях переодеться и получить все необходимое спортивное оборудование.

Сергей КОЖИН

Фото предоставлено ГУФСИН по ПК