«Мостопад» остановлен
Власти Приморья выделяют беспрецедентные суммы на модернизацию дорожной инфраструктуры
Во время недавней рабочей поездки в Находкинский городской округ губернатор Приморья Олег Кожемяко заявил, что на трассе Владивосток – Находка в 2022 году начнется строительство шести мостов. На их возведение из бюджета будет выделено порядка 1,2 млрд рублей. Это позволит обновить почти все мостовые сооружения на важнейшей для юга Приморья дороге протяженностью 185 км.
В прошлом году дорожники сдали мосты через реки Артемовку и Лобогу, в этом году на находкинской трассе уже обновлены два мостовых перехода, до конца года закончат возведение еще трех. Губернатор напомнил, что в 2020–2021 годах дорожники сделали большой рывок в строительстве и ремонте краевых трасс, особенно на направлении Артем – Находка.
– Практически всю эту дорогу капитально отремонтировали, не просто уложив асфальт, а заменив грунт, устранив пучины. Дорога себя изжила, она не справлялась с современными нагрузками, и ее латания ни к чему не приводили, – обозначил Олег Кожемяко.
С места сдвинулся и вопрос реконструкции Рудневского моста во Владивостоке. В феврале текущего года был утвержден проект планировки и межевания территории под строительство нового моста, который заменит существующий путепровод. Строить его будут в несколько этапов: сначала будет возведен первый мост, на который переведут движение автомобилей, затем демонтируют старый, а позже на его месте уже будет создано второе сооружение. На втором этапе работ запланировано возведение кольцевых развязок на улицах Руднева и Луговой.
Напомним, что существующий Рудневский мост строили с 1963 по 1975 год, но в эксплуатацию тогда не сдали из-за многочисленных строительных недоделок и просчетов проектировщиков. В конце концов движение по мосту открыли, но не для большегрузного транспорта. Конечно, и водителям легковушек волнительно ездить по железобетонному путепроводу длиной 504 метра и шириной проезжей части 9 метров, но альтернативы ему пока нет.
Добавим, что ремонт существующих и строительство новых дорог, а также возведение и ремонт мостовых сооружений в регионе реализуются в рамках госпрограммы «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2020–2027 годы.
Своевременная замена
Именно мосты на находкинской трассе все последние годы были головной болью как для автолюбителей, так и для транспортных компаний Приморья. В феврале 2016 года обрушились пролеты моста через речку Литовку около поселка Новолитовск – к счастью, обошлось без жертв. В апреле 2017-го сместилась тротуарная плита на мосту в поселке Домашлино – сооружение признали аварийным и организовали объезд. А еще через полгода начал трескаться мост через реку Лобогу рядом со Смоляниново – его тоже закрыли. В августе 2019-го по той же причине «ушел на заслуженный отдых» мост через реку Артемовку возле села Штыково.
Наконец, в марте прошлого года из-за разрушения опор было закрыто движение по мосту в городе Фокино. А еще через неделю рухнул пролет моста через реку Суходол в селе Романовка – на него выехал большегруз общей массой 70 тонн, хотя движение автомобилей массой больше 20 тонн здесь запрещено. В образовавшийся разлом провалился автомобиль Toyota Prius – к счастью, водитель легковушки отделался лишь травмами.
Добавим, что в апреле 2021 года органами прокуратуры была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на мостовых сооружениях, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения. В результате «ревизии» установлено свыше 100 мостовых сооружений, находящихся в ненадлежащем техническом состоянии. Чтобы это не обернулось трагедией, в регионе необходимо и дальше наращивать темпы модернизации транспортной инфраструктуры.
Нужна забота и ответственность
По словам председателя профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» Петра Куприянова, многих аварийных ситуаций на мостах в регионе можно было бы избежать, если бы в свое время их эксплуатировали в соответствии с нормативными документами. Например, красить металлические части дважды в год – весной и осенью. Даже укладка дополнительного слоя асфальта без снятия прежнего отрицательно сказывается на несущей способности мостового сооружения.
Ремонт и содержание мостов – это совокупность организационных и технических мероприятий, обеспечивающих сохранность (долговечность) и безопасную работу сооружения в исправном состоянии в течение его расчетного срока службы, говорит эксперт. И хотя срок службы мостовых сооружений в российской нормативной практике не регламентирован, его следует оценивать не менее чем в 70-80 лет. В то же время в Европе его нормативная величина определена в 100 лет. То есть упомянутый выше мост через речку Суходол 1962 года постройки, как и многие треснувшие и рухнувшие переходы, еще не отработал положенный срок даже по российским стандартам. И если бы эти сооружения правильно эксплуатировали, они могли бы еще послужить жителям и экономике края.
– В мае 2016 года, когда Москва распределяла средства по регионам на восстановление региональных дорог и мостовых сооружений, наш край не подал заявку. Тогда губернатором Приморья был Владимир Миклушевский. После этого администрация края два года не занималась ремонтом и восстановлением мостов, ссылаясь на отсутствие денег. Отсюда все проявившиеся впоследствии проблемы, – рассказал корреспонденту «В» Петр Куприянов.
По его мнению, аварийные ситуации с мостовыми сооружениями в крае будут происходить до тех пор, пока не будет установлена персональная ответственность чиновников за состояние мостов и дорог. Впрочем, недавно был сделан конкретный шаг в этом направлении: в июле губернатор Приморья Олег Кожемяко устроил разнос начальнику краевого минтранса Виктору Свяченовскому. И причиной как раз стал еще один трескающийся мост – путепровод над железной дорогой в районе АртемГРЭС.
– Сколько времени вам нужно, чтобы этот мост открыть? Вопрос принципиальный. Вам палатку там поставлю, и будете жить! Меняйте пиджак на рабочую робу, выезжайте туда и разбирайтесь там. Пока не разберетесь, в министерстве вам делать нечего! – напутствовал Свяченовского Кожемяко.
Сергей КОЖИН
Фото предоставлено Петром Куприяновым