Куклы не только развлекают, но и воспитывают

Как сделать кукольный спектакль завораживающим и для детей, и для взрослых

11 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4843 (6548) от 11 авг. 2021

Приморский краевой театр кукол завершил сезон. В залах и фойе непривычно тихо, актеры в отпусках. А ведь совсем недавно здесь гремели аплодисменты – театр прощался со зрителями до сентября замечательной премьерой, спектаклем «Царевна-лягушка» (6+).

Для работы над этой постановкой главный режиссер театра Вадим Перфилов специально пригласил режиссера из Южно-Сахалинска заслуженного деятеля культуры РФ Антонину Добролюбову. 

Приглашение режиссеров из других театров страны – одно из принципиальных нововведений, которые затеял Вадим Валерьевич. Он твердо убежден, что знакомство с разными творческими методами даст приморским артистам своеобразный толчок в профессиональном развитии.

Иллюзия настоящего чуда

– Антонина Добролюбова много работала как актриса в драматическом театре на Сахалине, потом пришла в театр кукол, позже стала дипломированным режиссером, – рассказывает Вадим Перфилов. – Сегодня она главный режиссер и художественный руководитель Сахалинского театра кукол. У нее множество постановок за границей – в Турции, Финляндии, Эстонии, во многих театрах России. Кроме того, на базе ее театра проходит один из лучших на Дальнем Востоке фестивалей кукольных театров. На будущий год и мы приглашены, и это замечательно. Наши дальневосточные театры просто обязаны тесно сотрудничать.

Я пригласил Антонину Александровну сделать эту постановку, потому что уверен, что ее сотрудничество с нашими актерами научит их новому, покажет другой стиль работы, не тот, к которому они привыкли, а это всегда только на пользу. Вы бы видели, как шли репетиции! В самую жару, когда в нашем зале просто стоит зной, актеры выкладывались на все сто!

Добролюбова приехала во Владивосток с полностью готовым спектаклем, она, можно сказать, сложила его в голове – оставалось только реализовать. А до приезда она много работала дистанционно с нашим художником Ириной Цыпыловой. Они обсуждали все до мелочей: внешний вид кукол, костюмы артистов, сценографию.

Для создания волшебных спецэффектов, с помощью которых мы показываем, как Царевна-лягушка выполняет задания царя – шьет рубашку, печет хлеб, режиссер задействовала все возможности нашей осветительной системы. Получилось не просто хорошо и красиво, а именно по-настоящему волшебно! Это завораживает, создает иллюзию настоящего чуда.

Отмечу также, что костюмы у актеров простые, в народном стиле, но при этом они отлично оттеняют яркость кукол, не отвлекая на себя внимание зрителя. И в таких нарядах легко двигаться по сцене.

Интересный ход придумала Антонина Александровна и для того, чтобы показать разного рода нечисть – упырей, водяных. Получилось и впечатляюще, и в то же время занимательно.

Приглашаются взрослые

– Кто выбирал пьесу для постановки?

– Это было совместное решение. Пьеса просто замечательная. Вообще, у Нины Гернет, известного советского драматурга, пьесы обычно несколько дидактические. А тут и юмора много, и характеры выписаны исключительно, и мораль есть, но она не выбивается, скажем так, в первый ряд.

– Актеры здесь работают как бы в двух ипостасях сразу…

– Да, они водят планшетных кукол и в то же время работают как драматические актеры, играют живым планом. Меня это очень радует. Я предложил Антонине Александровне свой вариант распределения ролей, но она работала этюдным методом, просмотрела список, а потом, приглядевшись к актерам, внесла изменения. И они оказались в точку.

– В сентябре вы откроете сезон…

– …разумеется, «Царевной-лягушкой»! Я сразу приступаю к репетиции взрослого спектакля – «До третьих петухов». В новом сезоне мы будем давать как утренние, детские, спектакли, так и вечерние, для взрослых. 

Еще в планах – постановка спектакля для взрослых по произведениям Владимира Арсеньева, расширение репертуара малой сцены. Вот отдохнем – и с новыми силами!

Прямая речь

Антонина Добролюбова, режиссер:

– Получив приглашение во Владивосток, я согласилась с восторгом – нам надо дружить театрами, я в этом давно уверена. Работалось здесь мне прекрасно. Во-первых, отличный театр, труппа полна желания творить! Я в восхищении от актеров. А какой город красивый! 

О чем наш спектакль? О любви! Это главное в жизни – все в ней, все строится на любви. А еще он о доброте и чести. Это те краеугольные понятия, которые ребенок должен усвоить с младых ногтей. И театр в этом помощник родителям, он начинает разговор на важную тему, а уж мама и папа могут продолжить. Ведь так важно обсудить увиденное, осознать, что малыш понял. Ребенок, если спектакль его захватит, будет возвращаться мысленно к полученным впечатлениям, вспоминать, задумываться. И нам надо строить спектакль так, чтобы он вспоминал не только яркие картинки, но и поступки героев, мысли, которые в них заложены. И рос.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА