Приставы защитят должников от коллекторов
Должники микрокредитных организаций попали под защиту закона
22 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 205-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Можно поспорить, что подавляющее большинство россиян никогда не слышали и не подозревают о существовании этого документа. И совершенно напрасно – закон направлен на защиту прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности.
Проще говоря, у должников макро– или микрофинансовых организаций появилась реальная защита от незаконных действий коллекторов. Которые, по мнению обывателей, за копейки нанимают мальчиков и девочек, чтобы те круглосуточно терроризировали заемщиков телефонными звонками и вымогали у них деньги.
За вымогательство – суровый штраф
По просторам Интернета гуляют десятки, если не сотни страшилок о беспардонных и даже жестоких коллекторах, которые вламываются в личную жизнь и в квартиры своих клиентов, пугают их уголовным преследованием и физической расправой. Доводят до расстройства психики.
Но, как уверяет начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Приморскому краю Руслан Бикмуллин, бесчинства коллекторов, которых в народе называют «разбойниками с большой дороги», ушли в прошлое.
– Во-первых, новый закон предусматривает передачу полномочий по возврату просроченной задолженности должностным лицам Федеральной службы судебных приставов России. Наши сотрудники при осуществлении государственного контроля среди прочих полномочий имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, возбуждать дела об административных правонарушениях, принимать решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. Во-вторых, закон № 205-ФЗ увеличивает размеры административных штрафов для должностных и юридических лиц за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. То есть если коллекторы выйдут за рамки закона и начнут заниматься откровенным вымогательством, то запросто могут нарваться на штраф. Даже превышающий сумму долга клиента микрофинансовой организации, – рассказал Руслан Бикмуллин.
За что боролись, на то и напоролись
Как уже говорилось выше, новый федеральный закон позволит защитить граждан от откровенного произвола со стороны «вышибателей» долгов. А таких случаев, по словам Бикмуллина, было предостаточно. Так, в июне этого года в Управление ФССП России по Приморскому краю поступили две жалобы от жительницы Приморья, заключившей договоры займа с двумя микрокредитными организациями. Как часто бывает, она не смогла вовремя вернуть долги. После чего кредиторы поручили коллекторским агентствам возвратить просроченную задолженность, но об этих действиях надлежащим образом женщину не уведомили. Да, ей прислали текстовое сообщение со скрытого номера телефона о привлечении коллекторов, однако в нем не содержалось необходимых сведений ни о кредиторе, ни о привлеченном коллекторском агентстве.
Выявленные нарушения закона со стороны микрокредиторов обернулись для них далеко не копеечными взысканиями по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Фрунзенский районный суд Владивостока обязал каждую из организаций заплатить по 70 тысяч рублей. В народе в таких случаях говорят: за что боролись, на то и напоролись.
Аналогичная история произошла в мае с жительницей Владивостока, которая также не смогла своевременно погасить долг перед другой микрокредитной организацией. После чего лица, действующие в интересах кредитора, буквально затерроризировали должницу: они беспрестанно ей звонили, забросали текстовыми сообщениями с угрозами. Во время разговора по телефону запугивали «кошмарными» последствиями неисполнения обязательств. И все это вперемешку с непечатными выражениями и словами, унижающими честь и достоинство должника…
В целях конспирации в текстовых сообщениях не были указаны наименование кредитора, сведения о наличии просроченной задолженности и номер контактного телефона. В начале телефонных разговоров звонящие не представлялись и не сообщали наименование кредитора, как того требует закон. Подобный подход к взысканию долга закончился для микрокредитной организации штрафом в размере 30 тысяч рублей. Возможно, для кредитора это мизерная сумма, но из-за нее репутация фирмы оказалась подмоченной.
Бить и унижать должника нельзя
Важно добавить, что личные встречи и телефонные переговоры представителя коллекторского агентства с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени. Ни о каком круглосуточном телефонном терроре не может быть и речи! Кроме того, личные встречи коллектора и должника можно проводить не более одного раза в неделю. Телефонные переговоры позволены не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. Отправку текстовых и иных сообщений – не чаще двух раз в сутки, четырех раз в неделю, 16 раз в месяц.
Руслан Бикмуллин рекомендует записывать телефонные разговоры, вести видеосъемку, сохранять скриншоты сообщений, фотографии писем, а также получить у вашего оператора связи детализацию разговоров.
– При встрече или телефонном разговоре коллектор обязан сообщить наименование кредитора и своей организации, а также свои фамилию, имя, отчество. Ни при каких обстоятельствах не допускаются применение к должнику и иным лицам физической силы, причинения вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества. Противозаконно психологическое давление, нельзя использовать выражения и совершать другие действия, унижающие честь и достоинство гражданина, – говорит Руслан Эдуардович.
По словам Бикмуллина, жалобы на противоправные действия местных коллекторских компаний в краевое управление ФССП не поступали. Зато были жалобы на действия коллекторов, включенных в государственный реестр на территории других субъектов РФ. В общей сложности с начала 2021 года сотрудниками краевого управления приняты к рассмотрению 93 обращения на действия лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.
В основном жалобы поступали на микрофинансовые (микрокредитные) организации (в 59 % случаев), на действия «профессиональных коллекторов» жаловались в 41 % случаев. Результаты рассмотрения жалоб – это 15 протоколов об административном правонарушении, из которых 12 составлены в отношении микрофинансовых организаций и 3 – в отношении «профессиональных коллекторов». Судами рассмотрены и вступили в законную силу восемь постановлений о назначении административных штрафов на общую сумму 530 тысяч рублей.
Подводя черту, можно сказать, что сегодня должники микрофинансовых (микрокредитных) организаций находятся под защитой закона. Но при этом не нужно забывать, что свои долги надо отдавать вовремя, чтобы потом не было проблем.
Если вам стало известно о нарушении действующего законодательства со стороны коллекторов, сообщите об этом в УФССП России по Приморскому краю по телефону 8(423)241-34-12.
Справка «В»
Сегодня в Приморье действуют четыре коллекторские компании, имеющие право заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности: ООО «Премьер Авто», ООО «КАЙТ ГРУПП», ООО «ЭНЕРГИЯ», ООО «ДВ Капитал». Сведения о них включены в государственный реестр юридических лиц и размещены на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России. Все они прошли определенную процедуру проверки на соответствие требованиям законодательства РФ. Кроме профессиональных коллекторов внесудебную деятельность по возврату просроченной задолженности могут осуществлять кредитные (банковские) и микрофинансовые (микрокредитные) организации. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ.
Сергей КОЖИН
Фото предоставлено пресс-службой УФССП России по Приморскому краю