Подъем с комфортом требует времени
Установки новых лифтов придется ждать около полугода, но это ради безопасности
Слабое звено многих городских многоэтажек – это лифты. Исписанные вандалами подъемники с выжженными кнопками и неработающим освещением доставляют множество неудобств жильцам домов Владивостока. Стандартный срок эксплуатации лифтового оборудования – 25 лет. Однако очень немногие лифты доживают до окончания этого периода в хорошем состоянии.
Оборудовать новый подъемник в своем подъезде мечтают многие. Сделать это можно в рамках региональной программы капремонта, которая в ближайшие два года предусматривает ускоренную замену лифтов. Только в 2021 году Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае планирует установить 286 лифтов в 110 многоэтажках.
Очередность зависит от УК и мэрии
Как рассказал исполняющий обязанности директора Фонда капитального ремонта Михаил Клепцов, в проект по ускоренной замене лифтов попало оборудование с истекающим или завершившимся сроком эксплуатации. Уже сейчас во Владивостоке установлено 80 лифтов в 31 доме – это примерно 30 % от запланированного количества, причем цифры увеличиваются еженедельно. Пока программа рассчитана на 2021–2022 годы, но может быть продлена. Правда, попасть в нее не так просто.
– До 15 января каждого года управляющие организации или ТСЖ должны направлять в муниципалитет акты осмотров оборудования и информацию о состоянии многоквартирных домов. Затем администрация принимает решение, какие именно дома следует включить в программу, и до 30 июня года, предшествующего году выполнения ремонта, направляет эти предложения в фонд. Здесь мы их анализируем с учетом собираемости взносов в муниципалитетах и уже после этого совместно с краевым министерством ЖКХ составляем план работ, – говорит Михаил Клепцов.
Таким образом, стать участником программы в этом году, как и в следующем, уже нельзя. Произвести ремонт лифтового оборудования или заменить его в обход проекта по ускоренной замене лифтов можно, но лишь при условии, что у дома открыт собственный специальный счет для капитального ремонта и на общем собрании собственников было принято соответствующее решение. В других случаях надежда только на управляющую компанию, которая в положенный срок должна предоставить муниципалитету все необходимые данные.
Добавим, что за 12 месяцев до начала работ всем собственникам жилья направляется предложение о проведении в их доме капремонта с указанием его вида и предельной стоимости. Если вы получили такой документ, значит, лифт в вашем доме включен в список на замену.
Хочешь кататься – запасись терпением
Поскольку лифтовое оборудование – технологически наиболее сложный элемент подъезда, его замена по программе капремонта требует определенного времени. В первую очередь после подписания всех документов и утверждения сметы на участке производится входной контроль. Подрядчик осматривает объект и проводит дополнительные работы, если лифт пострадал, например, от пожара или вандализма. В некоторых случаях к устранению неполадок привлекается управляющая компания.
– Каждый подъемник обслуживает специализированная организация, которая совместно с экспертными центрами ежегодно проверяет оборудование и выдает заключение. Оно подшивается в паспорт лифта, – рассказывает специалист отдела технического надзора Фонда капитального ремонта Евгений Панин. – Даже если подъемнику меньше 25 лет и с виду он вполне исправен, после проверки могут быть даны рекомендации по замене определенных деталей или лифта полностью. Особенно часто такое бывает в так называемых гостинках, где устройства портят хулиганы.
Новые лифты изготавливаются на заводах согласно характеристикам, обозначенным в паспорте подъемника (этажность, скорость, габариты шахты), и отправляются в Приморье. Так как все производство находится в западной части страны, специалисты говорят о так называемом транспортном плече – времени, которое занимает доставка оборудования на объект. И лишь после того, как новый лифт попадет на участок, ремонтная бригада отключит старый.
– Непосредственно процесс замены техники в доме займет два-три месяца в зависимости от этажности. Потом управляющая компания должна вызвать инспектора Ростехнадзора для проверки нового лифта, – уточняет Евгений Панин. – Но они тоже не приходят сразу, потому что УК перед этим обязана застраховать оборудование. Это еще плюс три-четыре недели. Дело в том, что лифт – объект повышенной опасности, поэтому его состояние проверяют несколько служб.
Получается, что весь процесс, включая демонтаж старого лифта, установку нового, подписание всех необходимых бумаг и пуск в эксплуатацию, могут растянуться на полгода. И, по словам специалистов, это совершенно разумные и приемлемые сроки. Конечно, подниматься пешком по лестнице, особенно в летнюю жару, никому не хочется, но ради собственной безопасности стоит немного потерпеть.
Сдать обратно не получится
Гарантия подрядчика на выполненные работы по замене лифта составляет 5 лет, а завода-производителя – 18 месяцев на отдельные виды оборудования. Бывает, что в новом подъемнике из строя выходит электроника. Причиной этому может стать, например, высокая влажность в приморской столице. Такую поломку должен устранить подрядчик.
– Если произошел гарантийный случай, в Фонд капитального ремонта могут обратиться либо управляющая компания, либо сами граждане. Мы с подрядной организацией отрабатываем каждый случай индивидуально, – говорит Михаил Клепцов. – После этого у подрядчика есть 20 дней, чтобы отправить на завод, например, неисправную плату.
Однако подобные ситуации, отмечают специалисты, регистрируются крайне редко. В основном же причиной неисправности нового оборудования становятся сами жильцы, которые, например, перевозят в лифте тяжелую мебель и бытовую технику, не обращая внимания на его грузоподъемность.
– Бывает, нам пишут жалобы, что лифт работает плохо. Мы звоним в обслуживающую организацию, там говорят: «Да, у нас были сбои, но произошли они из-за вандализма». Недавно я был в одном доме на Некрасовской – там в подъезде висело объявление, что такого-то числа неизвестные выбили двери подъемника. Новое оборудование уже заказано и придет в установленные сроки, – рассказывает Евгений Панин. – Со всеми претензиями люди обращаются в фонд, но на самом деле каждый лифт подключен к диспетчерской связи, что позволяет контролировать состояние техники. Там видны все неисправности, кроме механических вроде неработающего света или погнутых дверей. Да и сами жильцы могут позвонить диспетчеру, а он вызовет механика.
Урон, нанесенный лифтам недобросовестными хозяевами квартир, должен быть возмещен за их же счет. Но чаще всего найти хулиганов не представляется возможным. Именно поэтому в некоторых многоэтажках вместе с современными подъемниками появляются и системы видеонаблюдения. Как говорится, доверяй, но проверяй.
Связаться со специалистами фонда по срокам проведения капитального ремонта можно по телефону 8 (423)2-30-25-83 или по электронной почте info@fkr25.ru.
Марина ЗУБКО
Фото предоставлены пресс-службой Фонда капитального ремонта Приморского края