Блеск, артистизм, утонченность

Прислушайтесь к голосам Кореи, запечатленным на бумаге

4 авг. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4841 (6546) от 4 авг. 2021

«Многоголосие: современная печатная графика Республики Корея» (6+) – так называется выставка, открывшаяся недавно в Главных анфиладах Приморской краевой картинной галереи.

– Этот проект придумал и создал московский искусствовед Андрей Мартынов, большой друг Приморской картинной галереи, знаток искусства АТР – Кореи, Японии, Китая, – говорит Светлана Руснак, сокуратор проекта, заместитель директора галереи по развитию. – Она была представлена сначала в Москве, в Музее Востока, а теперь мы имеем удовольствие любоваться удивительной корейской гравюрой и графикой во всем ее многообразии.

Современная корейская печатная графика во Владивостоке выставляется впервые. Выставка составлена из работ членов Ассоциации графиков Кореи, образованной несколько десятков лет назад представителями творческих объединений печатных графиков этой страны.

Изумительно сложное искусство

– В экспозиции представлены 42 работы от 25 художников – очень разные по стилю, выполненные в разных техниках печатной графики, – рассказывает Светлана Руснак. – Здесь традиционная для Кореи ксилография, линогравюра, литография, офорт, меццо-тинто, акватинта, шелкография и коллаграфия. Ряд авторов отдают предпочтение новейшим цифровым технологиям, другие для достижения задуманных художественных эффектов обращаются к сложному сочетанию разных графических техник и методов. Но в какой бы технике ни были выполнены работы, все они отличаются блеском и артистизмом исполнения, печатью высокой интеллектуальной культуры и утонченного эмоционального мышления.

Глядя на эти работы, мы можем отследить, как каждое новое поколение художников вносит что-то свое в мир графики, меняет его. Появляются новые мотивы, совершенствуется техника работ. Это очень хорошо прослеживается на выставке. Самому старшему из авторов, представленных здесь, уже за 75, а самому молодому – 30 лет. Вот сравните: классическое изображение корейской природы – спокойное, словно погружающее в медитацию, и рядом совсем другая работа – гиперреализм, лес, полный сломанных веток, лес после бури, бурелом… И то и другое – ксилография, а какая разница!

Вот этим и славится современное корейское искусство: художники, осмысливая себя, мир вокруг, свободны в выборе стиля, манеры подачи. Корейские графики высказываются на любые темы, даже на острополитические, используя для этого одну и ту же визуальную технику.

Есть здесь и выполненные в сложнейшей европейской технике меццо-тинто произведения. На открытии выставки известный приморский художник-график Геннадий Кунгуров сказал о них: «Это изумительно сложные работы!» 

Корея вечная, Корея новая…

– Изначально графика была связана с искусством книжной иллюстрации. Искусство гравюры очень тонкое, оно требует от художника внимания к тончайшим деталям. Гравюра также теснейшим образом связана с книжной культурой. В книге изначально любая иллюстрация – это полноценная гравюра, – объясняет Светлана Руснак. – Постепенно техники печати совершенствовались, запрос на высокую гравюру ушел. Но мы стали жить в медийном пространстве, появилось рисование в цифре, цифровая печать. И это тоже имеет отношение к печатной графике, такие работы здесь представлены. Художники ставят перед собой задачу, чтобы при переходе в медийное, цифровое пространство все богатство и опыт классической гравюры не были потеряны, сохранились. И «Многоголосие…» это доказывает, представляя лучшие работы в цифровой графике. 

Разработала галерея и образовательные программы к выставке. Ведь для нас любая экспозиция – это платформа, от которой мы отталкиваемся. Так и «Многоголосие…» – платформа, на которой мы говорим о культуре Кореи. В год 55-летия галереи мы сначала познакомили зрителей с традиционной корейской культурой – на выставке ханбоков (национальной одежды), а теперь перешли к современному искусству. В залах звучит традиционная корейская музыка, подчеркивая, как в этой стране умеют сочетать традиции и современность. Центральная работа выставки посвящена хангылю – алфавиту Кореи, который был разработан учеными еще в XV веке и с тех пор, по сути, является одним из символов, брендов Страны утренней свежести. Они очень умело используют его, продвигая как пример неразрывной связи между традициями и новаторством, между Кореей вечной и Кореей новой…

Чтобы гости галереи больше узнали о самом искусстве гравюры, для них проведут мастер-классы директор Детского музейного центра Ольга Асаевич и мэтр графики Геннадий Кунгуров. Также в планах – встреча, посвященная корейским страницам в истории Владивостока и Приморья.  

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Сергея КИРЬЯНОВА, предоставлено Приморской картинной галереей