Первый командующий ТОФ вернулся в бронзе
Михаил Викторов подготовил флот к противостоянию с Японией, но был расстрелян как враг народа
Адмиральский сквер в историческом центре Владивостока пополнился новым экспонатом под стать своему названию – в конце июля здесь открыли памятник первому командующему Тихоокеанским флотом Михаилу Викторову. А в ближайшие годы по соседству с Домом офицеров флота, мемориальным комплексом-музеем «Гвардейская подводная лодка С-56» и Триумфальной аркой цесаревича Николая планируется создать аллею флотоводцев ТОФ.
Михаил Владимирович Викторов – выдающийся военно-морской деятель молодой Страны Советов. В 1935 году получил высшее звание флагмана флота I ранга (в нынешней классификации – адмирала флота). Кроме него этот чин имел лишь начальник морских сил Красной армии Владимир Орлов. Обоих флотоводцев репрессировали в 1938 году.
Флагманский курс
О первом командире нарождавшегося на дальневосточных рубежах Родины флота «В» попросил рассказать члена Военно-исторического общества России капитана I ранга Вячеслава Островского.
В начале 30-х годов прошлого века в СССР было принято решение о формировании флота на Тихом океане. 25 февраля 1932 года нарком обороны Климент Ворошилов подписал соответствующий план мероприятий. А уже в мае в бухтах Золотой Рог, Улисс и Новик удалось развернуть бригаду заграждения и траления.
В декабре началось формирование двух бригад подводных лодок – средних (12 «Щук») и малых (30 «Малюток»). Поскольку собственной судостроительной базы в регионе не было, сразу на трех ленинградских заводах началось их строительство. После испытаний в Финском заливе подлодки разбирались и отдельными секциями отправлялись по железной дороге во Владивосток и Хабаровск для повторной сборки. 23 сентября 1933 года на первой подводной лодке Щ-11 под командованием Георгия Холостякова (будущего вице-адмирала и Героя Советского Союза) был поднят в торжественной обстановке военно-морской флаг.
Через несколько лет, незадолго до начала Второй мировой войны, флот пополнился 13 субмаринами типа «С» – «Средняя» или «Сталинец». Одна из них – гвардейская Краснознаменная С-56 и вовсе стала символом доблести и славы советских моряков. Теперь это мемориальный комплекс на Корабельной набережной во Владивостоке…
Также в середине 30-х годов на Дальний Восток по железной дороге с Балтики поступил дивизион из 12 торпедных катеров. Кроме того, приморские гражданские организации и предприятия передали военным шесть буксиров, три траулера и три транспорта, которые в сжатые сроки переоборудовали в тральщики и минные заградители.
Созданные новые соединения должны были прикрывать наше побережье от кораблей и самолетов потенциальных противников, а в случае необходимости – совершать дерзкие рейды к чужим берегам, нападать на вражеские корабли и конвои.
Летом 1932 года из западных регионов страны в Хабаровск передислоцировали эскадрилью гидросамолетов-разведчиков (111-й особый отряд), а также истребители и бомбардировщики 19-й тяжелой авиабригады. На приморском аэродроме «Воздвиженка» разместилось 13 бомбардировщиков ТБ-1 (70-й авиаотряд). Всего в составе морской авиации насчитывалось 53 самолета.
В начале 1932 года на старых позициях (еще царской армии) береговой артиллерии на полуострове Муравьева-Амурского и острове Русском началось оборудование шести батарей калибра 120 мм и 152 мм. Еще одна батарея состояла из четырех 305-мм гаубиц. Чуть позднее их дополнили три железнодорожные артиллерийские батареи, сведенные в 5-й отдельный железнодорожный дивизион. Все перечисленные подразделения объединили в составе специально созданной 9-й артиллерийской бригады береговой обороны.
Небо над Владивостоком прикрывал прибывший из Пскова 12-й полк ПВО. Гарнизон Владивостока дополнял 2-й стрелковый полк 1-й стрелковой дивизии, усиленный отдельным пулеметным батальоном. Таким образом, численность Морских сил ДВ в начале 30-х годов составляла более 6800 человек. Местом их развертывания являлись Владивосток и частично Хабаровск. Они уже представляли собой организационно оформленный военно-морской флот и были готовы к выполнению масштабных задач на Тихом океане.
Первым командующим Морскими силами Дальнего Востока (МСДВ) назначили флагмана флота II ранга Михаила Викторова, который ранее поочередно возглавлял Черноморский и Балтийский флоты. При нем в январе 1935 года МСДВ были переименованы в Тихоокеанский флот. Так он именуется и поныне.
Героев Первой мировой расстреляли перед Второй
Говоря о перерождении Морских сил Дальнего Востока в ТОФ, необходимо вспомнить и о предшественниках Михаила Викторова – Василии Селитренникове и Иване Кожанове.
Василий Селитренников окончил Артиллерийскую академию (1907 год), затем Морскую академию (1912). В Первую мировую войну командовал эскадренным миноносцем «Финн» и другими кораблями. В 1918 году уволился с флота в звании капитана II ранга. Добровольно встал на сторону большевиков. В 1924–1926 годах являлся командиром Владивостокского военного порта и Амурской военной флотилии. Был преподавателем и заведующим кафедрой военно-морской организации Военно-морской академии.
В 1931 году Селитренникова как бывшего царского офицера арестовали и присудили 10 лет лагерей. Но выпустили по амнистии. Еще несколько лет он учил будущих морских командиров. В 1937-м последовал повторный арест. 25 января 1938 года капитан I ранга Селитренников был расстрелян.
Иван Кожанов встретил революцию гардемарином, вступил в партию большевиков. В годы Гражданской войны прославился в боях против белых на Волге, Каме и Каспии, заслужил орден Красного Знамени. Летом 1920 года находился в Иране в должности командира советского экспедиционного корпуса. В период подавления Кронштадтского мятежа в 1921 году стоял во главе Балтфлота. Затем был командирован на Дальний Восток. После командования Морскими силами ДВ был на дипломатической работе в Японии, учился в академии, вновь командовал Балтийским, а затем и Черноморским флотами. Осенью 1937 года контр-адмирала Кожанова арестовали, долго и жестоко пытали, а потом расстреляли. Чекистам так и не удалось сломить его волю и заставить оговорить себя и других военморов…
Что касается Михаила Викторова, то он был продолжателем рода российских морских офицеров. Образование получил в Ярославском кадетском и Морском корпусах. Во время Первой мировой служил на кораблях Балтийского флота в чине лейтенанта. После Октябрьского переворота присоединился к большевикам и вступил в ряды Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ). Был командиром эсминца «Всадник», линкоров «Гражданин», «Андрей Первозванный» и «Гангут». Участвовал в подавлении восстаний на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, а также в Кронштадте. Командовал морскими силами на ряде морских оперативных направлений, всем РККФ. За свою профессиональную службу был награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени и Красной Звезды. Избирался депутатом Верховного совета СССР.
О его организаторской деятельности в должности командующего ТОФ известно не очень много. Все дело в том, что практически все сведения о Михаиле Владимировиче оказались засекреченными или уничтоженными. Ведь его причислили к врагам народа в составе организации заговорщиков во главе с Яном Гамарником, который, в свою очередь, два года возглавлял Дальневосточный крайком компартии.
Флагмана флота I ранга Викторова арестовали весной 1938 года по предложению наркома обороны Ворошилова. Под пытками он признался, что был завербован в фашистскую организацию и боролся против советской власти. В том же году его расстреляли, реабилитировали посмертно в 1956 году. Но сформированный под его началом Тихоокеанский флот уже жил полноценной жизнью.
Открыл аллею флотоводцев
Конечно, Михаил Владимирович оставил заметный след в жизни ТОФ и заслужил право быть увековеченным на аллее флотоводцев. Идею установки памятника удалось реализовать благодаря поддержке Совета по культуре и искусству при администрации Владивостока и финансовой помощи меценатов.
В торжественной церемонии открытия бюста приняли участие ветераны и военнослужащие ТОФ, воспитанники военно-патриотических клубов, руководители Приморского края и Владивостока, приморского отделения Российского военно-исторического общества, представители общественных организаций. Кстати, почетный караул из числа юнармейцев пришлось оперативно снять, поскольку на жаре несколько подростков перегрелись и им понадобилась медицинская помощь.
Бюст Михаилу Викторову был выполнен в Московской студии военных художников им. М.Б. Грекова, скульптором является Алексей Чебаненко.
– Владивосток и Тихоокеанский флот – это одно неразрывное целое, – рассказал в ходе церемонии руководитель города Константин Шестаков. – Символично, что мы открываем этот монумент в преддверии празднования Дня Военно-морского флота России. Важно знать историю города. Я хочу поблагодарить команду, которая занималась проектом и, конечно, скульптора. Это его вторая работа в нашем городе воинской славы. Уверен, что здесь, в Адмиральском сквере, появятся бюсты всех тех, кто являлся основой Тихоокеанского флота.
Николай КУТЕНКИХ, действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края
Фото из архива Вячеслава ОСТРОВСКОГО и Александра ПРИТЧИНА, специально для «В»