Железные люди с железной дороги
9288 км между Владивостоком и Москвой закаляют характер и учат находить подход к каждому пассажиру
По Транссибирской магистрали из города в город ежедневно проходят десятки пассажирских поездов. Девять с лишним тысяч километров разделяют столицу России со столицей Дальнего Востока. И на всем протяжении этого длинного пути обслуживают вагоны и помогают пассажирам поездные бригады: машинисты и электромеханики, начальники поездов и проводники.
У людей, выбравших местом своей работы «железку», несколько другое отношение к жизни. Каждый день они видят, как кто-то встречается после долгой разлуки, а кто-то прощается навсегда. Сотрудники поездных бригад легко расскажут, в каком привокзальном ларьке самые вкусные пирожки, как, не расплескивая воду, помыть полы в движущемся вагоне, как растопить кипятильник. А города они узнают только по вокзалам и перронам.
Такая работа на первый взгляд кажется очень романтичной. Поэтому довольно часто проводниками становятся студенты, стремящиеся увидеть всю страну – пусть даже из окна вагона. Накануне Дня железнодорожника, который отмечался в минувшее воскресенье, «В» попросил ребят, проводящих свое лето под стук колес, рассказать о самых запоминающихся моментах из поездок.
Страшно только вначале
Татьяна, студентка направления «Перевод и переводоведение»:
– Буквально пару дней назад я вернулась из своего «юбилейного», пятого рейса на Москву. Если учитывать стажировки (обязательные рейсы, в которых за студентом закреплен кадровый проводник. – Прим. авт.), то всего у меня 11 поездок за два лета.
Свой первый самостоятельный рейс вспоминаю до сих пор. Единственное, что я ощущала тогда, – страх. Дыхание участилось, ладошки вспотели, коленки дрожали. Я много ездила на поездах до этого и думала, что с легкостью справлюсь с раздачей белья и повторной проверкой документов, во время которой нужно рассказать всю важную для пассажиров информацию. Но нет. У меня как будто комок в горле застрял: ничего не могла из себя выдавить. В тот момент я была очень благодарна своей напарнице, которая всему меня научила. И до сих пор ту, первую смену я считаю самой сложной за все время работы. За 12 часов я ни на минуту не присела, бегала по вагону туда-обратно, обращалась за помощью к соседним кадровым проводникам… И боялась сделать что-нибудь не так.
Пойти работать на железную дорогу было моей давней мечтой: очень хотелось проехать в поезде от Владивостока до Москвы. Но работа эта довольно тяжелая. Она научила меня оставаться спокойной и хладнокровной, не грубить пассажирам, когда они доводят, и не принимать все близко к сердцу. Тем более что кроме негатива в рейсах с нами случается множество забавных случаев. Например, как-то у меня ехал монтер ж/д путей, довольно обходительный и приятный. На одной из длинных стоянок я попросила его сбегать в магазин и купить мне резиновые перчатки и ершик, который куда-то делся из туалета. Пассажир вернулся со всем, что я просила, да еще и мороженого принес. А потом несколько моих ночных смен скрашивались разговорами с этим монтером.
Работа проводником сделала меня сильнее и доказала: нет того, с чем я бы не смогла справиться. В наш профессиональный праздник хотела бы сказать: дорогие коллеги, спасибо вам за труд и стойкость! Сил и терпения в нашем нелегком деле!
Проводник не виноват
Владислав, 20 лет, студент направления «Электроэнергетика»:
– Я шел в проводники, чтобы подзаработать денег. Откатал три рейса на Москву и один на Советскую Гавань. Помню, что уже в первый день на работе чувствовал воодушевление, потому что за окном мелькали просто потрясающие пейзажи. За ними никогда не надоест наблюдать!
На работе мы всегда стараемся найти общий язык со всеми пассажирами. Именно поэтому так неприятно получать жалобы от людей на те вещи, к которым проводник не имеет никакого отношения. Очень часто на нас срывают злость за то, что поезд отстает от графика движения, или за неисправности в оборудовании вагона. Помните, что мы в этом не виноваты и исправить ситуацию никак не можем! Но в поезде ты начинаешь адаптироваться к любым ситуациям и стараешься находить выход даже из самых сложных конфликтов.
Также могу посоветовать всем пассажирам, собирающимся в дорогу, заранее распечатать себе маршрут следования или сохранить его на телефон каким-то другим способом. Потому что самый часто задаваемый вопрос: «Когда будет следующая длинная станция?» Тем, кто сейчас в рейсе, хочу пожелать, чтобы сигнальные флажки всегда были вертикально подняты (признак того, что на состав не сели ревизоры или другие проверяющие. – Прим. авт.).
Памятка пассажира
Дарина, студентка направления «Технология продукции и организация общественного питания»:
– Я откатала семь рейсов на Москву и 24 дня на Советскую Гавань. Началась моя работа в роли проводника довольно тяжело: напарница, с которой мне предстояло работать, села в поезд только на Ружино, поэтому мне пришлось принимать вагон у предыдущей смены самостоятельно. В тот же день ко мне подошел пассажир, у которого не было багажной квитанции на сумку. Я не знала, что делать, а проводница из соседнего вагона посоветовала спрятать этот багаж в кладовую. Я только потом поняла, что так делать было нельзя. И все дни, что этот молодой человек ехал в поезде, боялась, что к нам сядет проверка и найдет его чемодан.
Железная дорога учит терпению и осознанию собственной ценности. Нам довольно часто приходится встречаться с негативом от коллег, пассажиров или начальника поезда, потому что не все серьезно воспринимают работающих студентов. А в депо после поездки надо отстаивать очередь по три часа, чтобы получить наряд на следующий рейс. Это очень выматывает, особенно когда ты не спишь уже почти сутки.
Но в работе бывают и довольно позитивные моменты. Я как-то познакомилась с парой пассажиров, которая ехала из Владивостока в Екатеринбург – это пять с половиной дней. Мы так хорошо общались, что, когда они выходили на станции, у меня даже навернулись слезы.
Если бы для пассажиров можно было написать какую-то памятку, я бы сказала им: когда вы заходите в вагон, не забывайте о том, что вы взрослые и что здесь работают люди. Некоторые начинают вести себя, как дети в лагере: «Я заплатил, а значит, могу делать все, что захочу, пусть за мной убирают». Цените чужой труд!
И французы заговорят по-русски
Дмитрий, студент направления «Юриспруденция»:
– В моей копилке три рейса в летний период и один зимой. Эта работа для меня – возможность заработать деньги и ненадолго сменить обстановку. Как и для многих, первый день в вагоне был волнительным, но моя напарница помогла быстрее освоиться и привыкнуть.
Я очень хорошо запомнил свой первый визит в Москву. Целый день мы с ребятами посещали разные достопримечательности, катались на метро и ели в кафе. Да и погода в тот день стояла чудесная. Одно из самых неприятных воспоминаний – некомфортные условия отдыха: очень маленькая койка, готовка с помощью микроволновки, отсутствие душа. А самым лучшим в работе проводника я бы назвал новые знакомства, которые можно завести в поезде. Ведь практически каждый день ты везешь новых интересных людей, с которыми можно душевно пообщаться. А иногда и научиться чему-нибудь.
Довольно интересной была моя последняя поездка. В Москве ко мне в вагон села группа французов из 30 человек. Это были школьники, которых везли на Байкал их учителя. Руководителем группы был учитель русского языка, и практически все дети неплохо говорили по-русски, что облегчило мне задачу коммуникации с ними. Было очень интересно наблюдать за другой культурой. Например, в отличие от русских пассажиров французы разувались в тамбуре и ходили по вагону босиком, чему я был очень рад, ведь мне не нужно было мыть полы слишком часто. После смены мы общались на разные темы, рассказывали друг другу истории и пели песни. Мы неплохо подружились за те пять дней, что ехали на Байкал.
В День железнодорожника желаю проводникам меньше происшествий в пути, а пассажирам – уважительно относиться к тем, с кем вы находитесь в одном вагоне.
P. S. Железная дорога не терпит слабости. Не многие справятся с постоянными переездами, отсутствием твердой земли под ногами и сменой нескольких часовых поясов за одни сутки. Пока вы читали эти истории, поездные бригады отправились в свой очередной рейс. Поэтому мы желаем им легкой дороги и «зеленого», как выражаются сами проводники.
Марина ЗУБКО
Фото из архива «В»