Человек, который играл Ленина

Владивосток стал второй родиной народного артиста РСФCР Григория Антошенкова, ныне незаслуженно забытого

14 июль 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4835 (6540) от 14 июль 2021

В номере «В» за 9 июня этого года был опубликован материал с заголовком «Похабные» кладбища: жители возмущены состоянием городских погостов». Текст заметки подтверждал снимок на первой полосе газеты, на котором запечатлены заброшенные и безымянные захоронения на Лесном кладбище, в районе 14-го километра. На двух проржавевших, покосившихся памятниках не было ни табличек с именами и датами жизни умерших, ни их фото. Только на одном чудом сохранилась искореженная звезда. Судя по буйной зелени на могильных холмах, родственники давно забыли о своих покойниках… 

Публикуя эту фотографию, мы не предполагали, что за ней потянется продолжение кладбищенской истории. Через несколько дней после выхода вышеназванного номера «В» в редакцию позвонил сотрудник Приморской краевой публичной библиотеки имени Горького Сергей Утяганов и сообщил, что под ржавым памятником со звездой покоится педагог и режиссер народный артист РСФСР Григорий Иванович Антошенков. 

С поля боя – на сцену 

Имя этого человека, отдавшего Приморскому академическому театру имени М. Горького почти 30 лет жизни, в 50–60-х годах прошлого столетия регулярно появлялось на страницах краевой газеты «Красное знамя». В свое время Григорий Иванович был гордостью местной театральной сцены. И хотя талантливого и разнопланового актера Антошенкова приглашали на работу столичные театры, он оставался верен Владивостоку – городу, где его имя кануло в Лету через несколько десятилетий после смерти. 

Григорий Антошенков родился в марте 1898 года в семье рабочего металлургического завода на Украине. Он рано пошел зарабатывать на хлеб, но находил время и на рабочий театральный кружок. Здесь он проводил свободные часы, с замиранием сердца следил за репетициями и с ходу запоминал текст, который самодеятельные артисты читали по бумажке. Паренька с отличной памятью быстро приметили, сначала поручили стать суфлером, а затем доверили небольшую роль, с которой он блестяще справился.

Несколько минут, впервые проведенных на сцене, в корне изменили жизнь Григория. Он раз и навсегда понял, что хочет посвятить себя служению театру. Но выучиться на артиста ему не пришлось – помешала Гражданская война. Три года красноармеец Григорий Антошенков с шашкой наголо гонялся за белогвардейцами по просторам Украины. Пыльные шляхи, зарево пожарищ, бурка за плечами, рейды во вражеские тылы – все это было ему знакомо… В рядах Красной конной он прошел путь от рядового красноармейца до командира полка, которым стал в 20 лет! Позже театральные критики напишут: «Талант Григория Антошенкова выкован в горниле пламенных лет, когда в коротких паузах между боями за советскую власть он сбрасывал с плеч бурку, шутками и смехом бодрил на импровизированной сцене товарищей по оружию». На привалах и кратковременных передышках Григорий организовывал концерты и даже ставил маленькие спектакли. 

После войны, в 1923 году, бывшего комполка Антошенкова пригласили в полупрофессиональный театр в городе Днепропетровске. Затем была работа в Украинском театре имени Тараса Шевченко. Осознав, что на Украине ему стало тесно, а для покорения театральных вершин одного дарования мало, он учится сначала самостоятельно, а потом поступает на рабфак. 

Карьера в театре шла удачно. Но в 1931 году, когда Григорий Иванович уже был известным лицедеем на Украине и воспитывал двоих детей, он вдруг понял, что топчется на месте и многого не знает. Антошенков едет в Москву поступать в театральный институт (ГИТИС) на режиссерский факультет. 

В приемной комиссии поначалу отказали: «Переростков не принимаем!» Чтобы попасть в вуз, пришлось подключить старые партизанские связи, хотя вступительные экзамены по актерскому мастерству абитуриент Антошенков сдал самостоятельно на отлично. После окончания ГИТИСа 

Григорий Иванович работал актером и режиссером в театрах Оренбурга, Ульяновска, Ашхабада, Ейска, Кимр и везде создавал яркие, запоминающиеся образы классического и советского репертуара. Театральные критики говорили о нем как о выдающемся актере, которому по плечу перевоплотиться в любого героя. 

Однажды Антошенкову случилось репетировать в одной из кубанских станиц роль старого казака, умудренного жизненным опытом. Местные жители, прицокивая языками, удивлялись, как лихо он машет шашкой и как ладно влит в казацкое седло. Кубанцы даже не подозревали, что приезжий артист из города, мастерством которого они восторгались, бывший командир Красной армии. Свое героическое прошлое Антошенков старался не афишировать. 

Воплощать образ, а не исполнять роль 

В 1939 году Григория Ивановича приглашают во Владивосток. С этого момента жизнь актера неразрывно связана с «городом нашенским» и с Приморским краевым драматическим театром им. М. Горького, которому он отдал без малого 30 лет своей жизни. На сцене нашего театра он первым на Дальнем Востоке сыграл роль вождя мирового пролетариата Владимира Ленина в спектаклях «Человек с ружьем» (1939 год), «Кремлевские куранты» (1941 год) и «Незабываемый 19-й» (1950 год). Этими работами Антошенков всегда гордился и особо выделял их среди других ролей. Но особенно дорог Григорию Ивановичу был созданный им образ профессора Вихрова из пьезы «Русский лес» по одноименному роману Леонида Леонова. Критики писали, что «в этой роли актер утверждает большую любовь к родной природе, к русским людям, к Отечеству, принципиальность и непримиримость ко лжи». 

Если бы под одной крышей можно было собрать всех персонажей, которых Антошенков сыграл за полвека творческой деятельности (а таковых наберется больше 400), то для его героев пришлось бы строить многоэтажный дом. Правда, такое соседство неизбежно привело бы к скандалам и конфликтам. Воплощенные Григорием Ивановичем образы – это очень разные люди: злые, добрые, безвольные, подлые, честные, красивые, безобразные, душевные, мелкотравчатые, гордые. Но при этом среди них не было ни одного глупого. 
– Я берусь играть любую роль. И не могу – дурака, ибо его поступки ничем не мотивированы, темны, – любил говорить Антошенков. 

Ни в одном спектакле он не был просто исполнителем роли – каждый раз он проживал жизнь своего героя, волнуясь и утверждая, споря и убеждая, становясь соавтором драматурга. Именно за эту щедрость и искренность зрители любили Григория Ивановича и верили образам, которые он создавал. Понятия «халтура» в его лексиконе не было. 

Актерская и режиссерская деятельность Антошенкова была высоко оценена общественностью края и республики. В 1947 году ему присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР», а семь лет спустя – звание «Народный артист РСФСР». Он стал вторым «народным» на Дальнем Востоке после Никифора Григорьевича Колофидина, также работавшего в Приморском краевом драматическом театре имени М.Горького и в конце 1940-х годов избранного депутатом городского совета. 

От славы до забвения – полвека

Много лет назад Александру Брюханову, директору краевой горьковской библиотеки, посчастливилось увидеть работу Григория Антошенкова на сцене краевого театра имени Горького. 

– Я его видел в двух спектаклях – в «Русском лесе» и в «Хлебе», где он играл хитрого и коварного кулака. Это был величайший актер, – рассказывает Александр Брюханов. – Первый исполнитель роли Ленина на сцене нашего театра. Он играл в спектакле «Партизаны в степях Украины» по пьесе Корнейчука, который у нас шел почти всю войну. Тогда театр размещался в здании, где сейчас филармония. Антошенков и Колофидин уморительно играли двух председателей колхозов. Пьеса слабая, но смешная, народ любит такие. 
Актер театра имени Горького Григорий Антошенков идеально подходил для постановок по произведениям великого писателя. А когда в 1955 году наш театр впервые поехал на гастроли в столицу СССР, Антошенков выступил в роли часовщика Яковлева в пьесе «Фальшивая монета» – ранее эта пьеса Горького впервые в истории была поставлена именно во Владивостоке. Вся театральная Москва писала о персонаже, которого сыграл Григорий Иванович. Газеты «Правда» и «Советская культура» отмечали спектакль и работу Антошенкова как «большое театральное событие». 

Кроме службы на сцене Григорий Антошенков преподавал в театральной студии. Сначала это было Владивостокское театральное училище, из которого вырос Дальневосточный педагогический институт искусств (сейчас Дальневосточный государственный институт искусств. – Прим. авт.). 

В марте 1968 года, в день 70-летия Григория Ивановича, совпавшего с 50-летием его творческой деятельности, в краевом драмтеатре имени М. Горького общественность города организовала банкет в честь народного артиста. В адрес юбиляра звучали теплые слова и признания, было много поздравительных телеграмм со всех концов страны от поклонников, друзей и многочисленных учеников… 

Григорий Иванович Антошенков умер в 1970 году. Его похоронили на Лесном кладбище, позже там же упокоился сын Григория Ивановича Всеволод, который пошел по стопам отца, но великим артистом не стал. Сегодня оба захоронения находятся в удручающем состоянии. По словам Сергея Утяганова, он неоднократно обращался в Союз театральных деятелей, чтобы ныне живущие собратья по творческому цеху Григория Антошенкова, а также его ученики обратили внимание на неухоженную могилу мэтра. И по возможности привели ее в божеский вид, для этого надо собрать около 70 тысяч рублей. 

Сергей КОЖИН 

Фото Л. БЕЛЯЕВА