«Корона» не помешает получить мандаты
Как пройдет избирательная кампания в условиях третьей волны COVID-19?
Пандемия нового коронавируса наложила отпечаток на многие сферы жизни общества, и политика – не исключение. В активную фазу избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы страна вступает на фоне роста заболеваемости и ужесточения антиковидных ограничений. Эксперты считают, что в этой ситуации кандидатам придется пересматривать подходы к ведению предвыборной борьбы.
Регионы России усиливают ограничения в связи с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией. Цель – снизить частоту контактов между людьми. Учитывая, что это происходит во время избирательной кампании, на первый план выходят не личные встречи, а активность кандидатов в СМИ и социальных сетях.
Кто раньше начал, тот и лидер
– COVID-19 оказывал бы влияние на предвыборную повестку, даже если бы сейчас не было подъема заболеваемости. Все меры, принимаемые властями для борьбы с пандемией, транслируются на отношение к кандидатам и партиям. Настроения людей накануне выборов будут зависеть от того, насколько успешно регионы справятся с очередной волной пандемии, – уверен политолог, кандидат политических наук Виктор Бурлаков.
Стоит отметить, что и в первую, и во вторую волну коронавируса представители практически всех политических сил заявляли о необходимости увеличить финансирование медицины, а также предусмотреть дополнительные меры поддержки для бизнеса и граждан. Инфоповодом становились и визиты депутатов и общественников в больницы с раздачей медикам средств индивидуальной защиты, продуктов питания и одежды. Судя по всему, эти методы будут востребованы и нынешним летом, поскольку число заболевших «короной» и госпитализированных снова идет в рост.
– Осложнение эпидемиологической ситуации снова делает актуальными тему социального волонтерства, которая уже присутствует в повестке ряда партий. Если говорить об организационной стороне кампании, то здесь некоторая фора есть у действующих депутатов, уже имеющих хорошую узнаваемость и сеть сторонников для работы на территории. Для новичков антиковидные ограничения, скорее всего, станут определенным препятствием в коммуникации с избирателями, – рассуждает политолог Сергей Гребенюк.
Проживающий в Москве руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что в условиях третьей волны пандемии определенное преимущество имеют кандидаты, обозначившие свои амбиции еще до официального старта избирательной кампании.
«Третья волна пандемии, приведшая к очередному закручиванию гаек в столице, работает на тех будущих кандидатов в ГД, кто стартовал раньше других и уже заработал узнаваемость в округе. Если мягкий локдаун, направленный в первую очередь на заботу о пожилых людях, которым не стоит где-либо собираться группами, протянется до самих выборов, то кандидаты «лояльного» пула, работающие с февраля, с большой вероятностью избавляются от конкурентов, которые уже не смогут напрямую общаться с избирателями. У оппонентов останутся всего четыре формы предвыборной активности: соцсети, колл-центры, наглядная агитация и немногие заявившиеся на выборы СМИ. Личные встречи отпадают», – написал Калачев на своей странице в соцсети Facebook (12+).
Всех не заблокируют
По мнению экспертов, в условиях сокращения возможностей для личного общения кандидатов с избирателями закономерно растет роль СМИ и социальных сетей как средства агитации. Не случайно федеральные законодатели еще зимой сыграли на опережение, регламентировав правила агитации в Интернете. Об этом моменте в ходе недавнего Дальневосточного медиасаммита упомянул заместитель председателя Избирательной комиссии Приморского края Роман Охотников.
– Государственная дума приняла изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав». Впервые за долгое время появились ориентиры по контролю за агитацией в Интернете. Раньше особый режим размещения материалов в рамках избирательной кампании имел место только на телевидении, в печатных и сетевых изданиях, – отметил зампред ИК ПК.
Нововведения в законодательстве дают избиркомам регионов право обращаться в Роскомнадзор по поводу материалов, которые размещены в Интернете с нарушением закона. Именно РКН принимает меры реагирования по отношению к тем площадкам, на которых размещена незаконная агитация. Впрочем, отвечая на уточняющий вопрос корреспондента «В», Роман Охотников выразил мнение, что новые нормы в первую очередь коснутся интернет-сайтов, а не набирающих популярность месседжеров, например, Телеграм (12+).
– Можно ли считать телеграм-канал интернет-площадкой, должны разбираться специалисты. Ориентир, насколько я понимаю, – это сайты в сети Интернет. Насколько хватит ресурсов, сил, нормативной базы, чтобы воздействовать еще и на социальные сети, я пока не готов сказать, – отметил Охотников.
– Любая агитация должна оплачиваться из средств избирательного фонда кандидата. То есть если кандидат или партия размещают какой-нибудь видеоролик, его нужно оплачивать из средств избирательного фонда. Кроме того, есть перечень лиц, которым проведение предвыборной агитации запрещено. Это, в частности, лица, замещающие госдолжности субъекта РФ. Можно агитировать за себя, за партию, которая выдвинула. Агитация в пользу других кандидатов запрещена. Агитационные материалы до начала распространения должны предоставляться в соответствующую избирательную комиссию, – напомнила председатель крайизбиркома Татьяна Гладких в ходе заседания ЗС ПК 16 июня.
Три дня вместо одного
Одним из ключевых моментов любой избирательной кампании является выдвижение кандидатов. Как правило, кандидатов в Госдуму определяют съезды политических партий. Ряд из них проведут съезды в конце июня, несмотря на ужесточение антиковидных ограничений. А на выборах в Заксобрание решение остается за конференциями региональных отделений в Приморье – они пройдут в начале-середине июля.
Согласно предварительному календарному плану избирательной кампании по выборам в Законодательное собрание представить документы о выдвижении в избирком кандидаты смогут в период до 9 августа включительно. На принятие решения о регистрации кандидата или об отказе в регистрации у комиссий будет 10 дней. Таким образом, окончательный список участников выборов в каждом из 30 одномандатных округов на выборах в ЗС ПК станет известен к третьей декаде августа. Проведение предвыборной агитации на телевидении и радио, а также в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях начнется с 21 августа.
Важный организационный момент – это количество дней, в течение которых избиратели могут сделать свой выбор. Законодательство позволяет проводить трехдневное голосование, чтобы развести потоки людей и обеспечить их безопасность в условиях пандемии. Но, как уточнила на днях председатель крайизбиркома Приморья Татьяна Гладких, решение по этому поводу будет приниматься Центральной избирательной комиссией, так как региональные и федеральные выборы в 2021 году совмещены. 18 июня ЦИК РФ принял решение, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией голосование в сентябре будет продолжаться три дня – 17, 18 и 19 числа.
Однако в любом случае у избирателей, как и прежде, будет возможность голосовать вне помещения. При этом дистанционное электронное голосование, эксперимент по организации которого был проведен в России в мае этого года, пока не получит широкого распространения. Проголосовать через Интернет можно будет только в семи регионах страны – Приморье в их число не входит.
Артем СТРОГИН
Фото Алексея ВОРОНИНА