Фильм, который ждал Сталин, вернулся через 79 лет

Приморцы плакали, увидев хронику одного дня войны

23 июнь 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4829 (6534) от 23 июнь 2021
9.jpg

«Запомни, зритель. Это твоя жизнь, твоя борьба, твой труд прошел перед тобой на экране. Запомни этот день 13 июня 1942 года, 356-й день войны. 
Для потомства сняли кинооператоры то, что происходило в этот день: гнев, кровь и милосердие великого народа в его борьбе. Страдания и надежды, война и труд. Многое заставит вспомнить человека этот фильм, в котором правда жизни взята в самом глубоком и самом нежном рисунке».  
Газета «Известия», 22 октября 1942 года.

Российский госархив кинофотодокументов запросил 500 тысяч рублей за копию фильма «День войны». Жители Приморья получили ее бесплатно

В номере «В» за 9 июня мы рассказали о широкомасштабной патриотической акции «Помнить войну» Приморской краевой публичной библиотеки им. Горького, в рамках которой состоялся общественный просмотр уникального документального фильма «День войны», снятого на фронтах Великой Отечественной, в цехах оборонных заводов и фабрик, на колхозных полях. 22 июня 2021 года – через 79 лет после премьеры, которая состоялась 6 ноября 1942 года, – картина была показана во всех 34 муниципальных библиотеках Приморья. 

О том, как создавался уникальный исторический кинодокумент, о его непростом возвращении к зрителям, корреспонденту «В» рассказал директор библиотеки им. Горького Александр Брюханов. 

На кадрах – реальная жизнь 

В прошлом году, в период подготовки краевой библиотеки к 75-летию Великой Победы, руководитель отдела краеведческой библиографии Нина Иванцова неожиданно обнаружила, что в фондах Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске хранится фильм «День войны», снятый по заказу Государственного комитета обороны в 1942 году. 

Это был очень тяжелый год для страны – на всех фронтах части Красной армии отступали. Иосиф Сталин, чтобы поднять боевой дух в войсках и патриотическое настроение в тылу, попросил запечатлеть на кинопленке, как протекает один день войны: на различных участках фронта от Белого моря до Черного и в тылу. По решению Государственного комитета обороны для съемки был выбран 356-й день войны – 13 июня 1942 года. 

– Личную просьбу отца народов на Центральной студии документальных фильмов восприняли как приказ. Чтобы снять кадры для будущего фильма, 160 кинооператоров с кинокамерами в руках на разных участках всех фронтов, а также на предприятиях, обеспечивающих Красную армию и тыл всем необходимым, скрупулезно фиксировали каждую минуту, каждый час одного дня войны. Это были не постановочные и не пропагандистские, а документальные кадры кинохроники, отражавшие реальную жизнь страны, чем они сегодня для нас и ценны, – говорит Александр Брюханов. 

Кинооператоров, снимавших «День войны», а также все 1418 дней Великой Отечественной, называли солдатами с двумя автоматами. Помимо боевого оружия они были вооружены профессиональным оружием – кинокамерами «Аймо», КС-4 и КС-5. И те и другие на фронте ласково именовали «Айнушками». Кинокамера «Аймо» заряжается 30-метровой кассетой – это минута экранного времени. Чтобы снять эту минуту, нужно было очень сильно рискнуть, рискнуть жизнью.

Так, кинооператор Владимир Сущинский погиб 22 февраля 1945 года в Польше, встав во весь рост, чтобы снять атаку частей Красной армии. Бросок вперед под пули врага, который потом не повторить, – на войне дубли не снимешь. «Сохраните камеру!» – это были последние слова смертельно раненного кинооператора.

Постановку документальной ленты про один день войны поручили режиссеру-кинодокументалисту Михаилу Слуцкому. До этого он снял несколько похожих проектов, например «Утро Родины», где показан зарождающийся восход, снятый в разных точках Советского Союза – на севере, востоке и западе. Дальний Восток в этот фильм не вошел. 

Слуцкий взялся отсмотреть весь материал, придать ему публицистичность и смонтировать фильм, который ждали Иосиф Виссарионович, Госкомитет обороны и весь советский народ, сражавшийся с фашистами на передовой и на трудовом фронте. Режиссер монтировал свой фильм по законам, продиктованным войной, – скупо, ничего лишнего, на экране только то, что укрепляло веру в победу и приближало ее. 

Фронт и тыл – едины 

– Почему нас заинтересовал этот фильм? Потому что в нем есть кадры, снятые в Приморском крае, на рыбокомбинате «Тафуин», которым руководил Шалва Надибаидзе. В 1942 году предприятие получило переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны за сверхплановые поставки фронту рыбных консервов, а Шалва Георгиевич награжден орденом Ленина. Позже в честь этого события на территории рыбокомбината установили стелу, которая сохранилась до наших дней. За годы войны тружениками рыбокомбината было внесено в Фонд обороны 4 миллиона рублей, – говорит Александр Брюханов. 

Для съемки репортажа о буднях тружеников моря в поселок Тафуин (ныне Южно-Морской) из Хабаровска был откомандирован известный кинооператор Дальневосточной студии кинохроники, режиссер и сценарист Павел Русанов. Как уже писал «В», в заметке, опубликованной в краевой газете «Красное знамя» в номере за 6 ноября 1942 года, он вспоминал, как краснофлотцы со своего боевого катера передают свежую газету на борт сейнера передового рыбокомбината «Тафуин», на котором девушки-рыбачки добывали камбалу.

В газете тогда была напечатана и статья об ударнике труда шкипере Алле Коломиной. Этим, а также другими патриотическими материалами газета «Красное знамя» сопровождала демонстрацию в кинотеатре «Уссури» фильма «День войны», выпущенного на экраны и показанного по всей стране в один день – 6 ноября 1942 года. Картину посмотрел, пожалуй, весь Владивосток. По словам очевидцев, возле кинотеатра выстраивались неимоверные очереди. Народ шел в кино как на праздник. Все хотели посмотреть сюжет о приморских рыбаках. В те годы документалисты редко снимали репортажи из Приморского края. Владивостокцы, у которых родные и близкие воевали, смотрели картину несколько раз, стараясь разглядеть на кадрах с фронта знакомые лица. То же самое происходило на передовой, куда доставляли копии «Дня войны». 

Писатель-фронтовик Константин Симонов назвал эту коллективную работу кинооператоров, режиссера Михаила Слуцкого и кинодраматурга Алексея Каплера «моментальным снимком лица страны в момент ее смертельной схватки с врагом».

«Создателям фильма удалось главное: показать духовную силу народа, силу, позволяющую ему превозмогать все невзгоды, проходить через все испытания, пронося в себе неизменную веру в победу», – писал он. 

В декабре 1942 года премьера фильма состоялась в Великобритании и в других странах – союзниках СССР. Иностранцы после просмотра аплодировали стойкости и мужеству советских солдат и труженикам тыла. Мир рукоплескал тому, что мы называем сегодня исторической правдой о минувшей войне без последующих корректировок и фальсификаций. 

Вот что тогда писали лондонские газеты: «После окончания сеанса на сцену выходили зрители, призывая к немедленному открытию Второго фронта».

– Зная о впечатлении, которое произвел этот фильм в странах антигитлеровской коалиции, можно с уверенностью утверждать: «День войны» стал весомым аргументом в пользу открытия союзниками Второго фронта, – уверен Александр Брюханов. 

По его словам, общекраевая демонстрация картины 22 июня 2021 года, в день 80-летия начала Великой Отечественной войны, особо значима сегодня – когда США и Европа пытаются дискредитировать Красную армию и ее роль в разгроме международного фашизма. 

Снять с полки для всеобщего пользования

Энтузиазм и настойчивость сотрудников библиотеки Горького, благодаря которым приморцы смогли увидеть эту уникальную киноленту, трудно переоценить. Александр Брюханов еще к 75-летию Победы неоднократно просил госархив кинофотодокументов поделиться документальной лентой или хотя бы дать на время празднования 9 Мая, архивариусы отвечали ему отказом. Мол, фильм лежит на полке, мы его не показываем, и вообще, откуда вы узнали, что он у нас есть… Директора Горьковки удивил не только отказ, но и подобные заявления. Информация о «Дне войны» размещена на сайте Российского госархива кинофотодокументов в свободном доступе. Правда, самого фильма там не было. 

Почему «День войны» оказался в запасниках на полке и после 1942 года его нигде не демонстрировали? По одной из версий, во всем «виноват» автор сценария Каплер. Как в песне Владимира Высоцкого: «…средь них пострадавший от Сталина Каплер, средь них уважаемый мой Чарли Чаплин». 

Режиссер, драматург, писатель и педагог Алексей Яковлевич Каплер (при рождении Лазарь Янкелевич Каплер) попал в немилость из-за амурных отношений с единственной дочерью Иосифа Виссарионовича 16-летней Светланой, которая была на 23 года моложе своего любовника. В марте 1943 года Алексея обвинили в шпионаже в пользу Англии и сослали в исправительно-трудовой лагерь в Воркуту. Сначала на пять лет, затем добавили еще пятерку за «возвращение в Москву без разрешения» после отсидки первого срока. Как следствие, все, к чему приложил руку Каплер, оказалось под запретом, не исключая и фильм «День войны». 

Когда он вышел на свободу, Сталина уже не было, но на фоне новых фильмов, снятых более современной техникой, черно-белый «День войны» оказался на задворках документального кино. Со временем о картине забыли. Даже в вездесущем Интернете ее не было. 

– На мою очередную просьбу изготовить копию «Дня войны» для ПКПБ имени Горького, – рассказывает Брюханов, – госархив кинофотодокументов готов был ее предоставить за… 500 тысяч рублей. А если запрос на фильм поступит от ветеранской организации, то обещали большую скидку. 

Председатель Приморского краевого совета ветеранов Дмитрий Григорович пообещал Брюханову изыскать нужную сумму и, в свою очередь, с этой же проблемой обратился к председателю правительства Приморского края Вере Щербине. Неизвестно, о чем они говорили и какие шаги предприняла Вера Георгиевна, но через некоторое время в библиотеку доставили жесткий диск с копией фильма «День войны», отреставрированной и переведенной в цифру. То есть очень хорошего качества, несмотря на почти 80-летний возраст картины. При этом деньги за копию платить не пришлось.

По словам Александра Брюханова, в прошлом году организаторы патриотической акции «Помни войну!» задумали 9 Мая сделать в кинотеатре «Уссури» вторую торжественную премьеру фильма «День войны». Даже было предложение организовать несколько сеансов, чтобы как можно больше жителей и гостей города смогли его посмотреть. И непременно бесплатно. Но из-за пандемии коронавируса от этой задумки пришлось отказаться. 

В этом году ситуация с COVID-19 в Приморье не изменилась, даже усугубилась: пришла третья волна этой напасти. Поэтому «День войны» решили показать 22 июня, в День памяти и скорби, не в кинотеатре, а в 34 муниципальных библиотеках, разумеется, с соблюдением необходимых мер предосторожности. 

Кстати, после того как в Приморье заинтересовались «Днем войны», фильм появился-таки в социальных сетях, но очень плохого качества. Но эту кино-хронику надо показывать бесплатно в кинотеатрах и по ТВ хотя бы раз в год, чтобы в нашей стране не появлялись Иваны, не помнящие родства. 

Сергей КОЖИН

Фото: Кадры из фильма «День войны», режиссер Михаил Слуцкий, 1942 год