Фильм, который ждал Сталин, вернулся через 79 лет
Приморцы плакали, увидев хронику одного дня войны
«Запомни, зритель. Это твоя жизнь, твоя борьба, твой труд прошел перед тобой на экране. Запомни этот день 13 июня 1942 года, 356-й день войны.
Для потомства сняли кинооператоры то, что происходило в этот день: гнев, кровь и милосердие великого народа в его борьбе. Страдания и надежды, война и труд. Многое заставит вспомнить человека этот фильм, в котором правда жизни взята в самом глубоком и самом нежном рисунке».
Газета «Известия», 22 октября 1942 года.
Российский госархив кинофотодокументов запросил 500 тысяч рублей за копию фильма «День войны». Жители Приморья получили ее бесплатно
В номере «В» за 9 июня мы рассказали о широкомасштабной патриотической акции «Помнить войну» Приморской краевой публичной библиотеки им. Горького, в рамках которой состоялся общественный просмотр уникального документального фильма «День войны», снятого на фронтах Великой Отечественной, в цехах оборонных заводов и фабрик, на колхозных полях. 22 июня 2021 года – через 79 лет после премьеры, которая состоялась 6 ноября 1942 года, – картина была показана во всех 34 муниципальных библиотеках Приморья.
О том, как создавался уникальный исторический кинодокумент, о его непростом возвращении к зрителям, корреспонденту «В» рассказал директор библиотеки им. Горького Александр Брюханов.
На кадрах – реальная жизнь
В прошлом году, в период подготовки краевой библиотеки к 75-летию Великой Победы, руководитель отдела краеведческой библиографии Нина Иванцова неожиданно обнаружила, что в фондах Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске хранится фильм «День войны», снятый по заказу Государственного комитета обороны в 1942 году.
Это был очень тяжелый год для страны – на всех фронтах части Красной армии отступали. Иосиф Сталин, чтобы поднять боевой дух в войсках и патриотическое настроение в тылу, попросил запечатлеть на кинопленке, как протекает один день войны: на различных участках фронта от Белого моря до Черного и в тылу. По решению Государственного комитета обороны для съемки был выбран 356-й день войны – 13 июня 1942 года.
– Личную просьбу отца народов на Центральной студии документальных фильмов восприняли как приказ. Чтобы снять кадры для будущего фильма, 160 кинооператоров с кинокамерами в руках на разных участках всех фронтов, а также на предприятиях, обеспечивающих Красную армию и тыл всем необходимым, скрупулезно фиксировали каждую минуту, каждый час одного дня войны. Это были не постановочные и не пропагандистские, а документальные кадры кинохроники, отражавшие реальную жизнь страны, чем они сегодня для нас и ценны, – говорит Александр Брюханов.
Кинооператоров, снимавших «День войны», а также все 1418 дней Великой Отечественной, называли солдатами с двумя автоматами. Помимо боевого оружия они были вооружены профессиональным оружием – кинокамерами «Аймо», КС-4 и КС-5. И те и другие на фронте ласково именовали «Айнушками». Кинокамера «Аймо» заряжается 30-метровой кассетой – это минута экранного времени. Чтобы снять эту минуту, нужно было очень сильно рискнуть, рискнуть жизнью.
Так, кинооператор Владимир Сущинский погиб 22 февраля 1945 года в Польше, встав во весь рост, чтобы снять атаку частей Красной армии. Бросок вперед под пули врага, который потом не повторить, – на войне дубли не снимешь. «Сохраните камеру!» – это были последние слова смертельно раненного кинооператора.
Постановку документальной ленты про один день войны поручили режиссеру-кинодокументалисту Михаилу Слуцкому. До этого он снял несколько похожих проектов, например «Утро Родины», где показан зарождающийся восход, снятый в разных точках Советского Союза – на севере, востоке и западе. Дальний Восток в этот фильм не вошел.
Слуцкий взялся отсмотреть весь материал, придать ему публицистичность и смонтировать фильм, который ждали Иосиф Виссарионович, Госкомитет обороны и весь советский народ, сражавшийся с фашистами на передовой и на трудовом фронте. Режиссер монтировал свой фильм по законам, продиктованным войной, – скупо, ничего лишнего, на экране только то, что укрепляло веру в победу и приближало ее.
Фронт и тыл – едины
– Почему нас заинтересовал этот фильм? Потому что в нем есть кадры, снятые в Приморском крае, на рыбокомбинате «Тафуин», которым руководил Шалва Надибаидзе. В 1942 году предприятие получило переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны за сверхплановые поставки фронту рыбных консервов, а Шалва Георгиевич награжден орденом Ленина. Позже в честь этого события на территории рыбокомбината установили стелу, которая сохранилась до наших дней. За годы войны тружениками рыбокомбината было внесено в Фонд обороны 4 миллиона рублей, – говорит Александр Брюханов.
Для съемки репортажа о буднях тружеников моря в поселок Тафуин (ныне Южно-Морской) из Хабаровска был откомандирован известный кинооператор Дальневосточной студии кинохроники, режиссер и сценарист Павел Русанов. Как уже писал «В», в заметке, опубликованной в краевой газете «Красное знамя» в номере за 6 ноября 1942 года, он вспоминал, как краснофлотцы со своего боевого катера передают свежую газету на борт сейнера передового рыбокомбината «Тафуин», на котором девушки-рыбачки добывали камбалу.
В газете тогда была напечатана и статья об ударнике труда шкипере Алле Коломиной. Этим, а также другими патриотическими материалами газета «Красное знамя» сопровождала демонстрацию в кинотеатре «Уссури» фильма «День войны», выпущенного на экраны и показанного по всей стране в один день – 6 ноября 1942 года. Картину посмотрел, пожалуй, весь Владивосток. По словам очевидцев, возле кинотеатра выстраивались неимоверные очереди. Народ шел в кино как на праздник. Все хотели посмотреть сюжет о приморских рыбаках. В те годы документалисты редко снимали репортажи из Приморского края. Владивостокцы, у которых родные и близкие воевали, смотрели картину несколько раз, стараясь разглядеть на кадрах с фронта знакомые лица. То же самое происходило на передовой, куда доставляли копии «Дня войны».
Писатель-фронтовик Константин Симонов назвал эту коллективную работу кинооператоров, режиссера Михаила Слуцкого и кинодраматурга Алексея Каплера «моментальным снимком лица страны в момент ее смертельной схватки с врагом».
«Создателям фильма удалось главное: показать духовную силу народа, силу, позволяющую ему превозмогать все невзгоды, проходить через все испытания, пронося в себе неизменную веру в победу», – писал он.
В декабре 1942 года премьера фильма состоялась в Великобритании и в других странах – союзниках СССР. Иностранцы после просмотра аплодировали стойкости и мужеству советских солдат и труженикам тыла. Мир рукоплескал тому, что мы называем сегодня исторической правдой о минувшей войне без последующих корректировок и фальсификаций.
Вот что тогда писали лондонские газеты: «После окончания сеанса на сцену выходили зрители, призывая к немедленному открытию Второго фронта».
– Зная о впечатлении, которое произвел этот фильм в странах антигитлеровской коалиции, можно с уверенностью утверждать: «День войны» стал весомым аргументом в пользу открытия союзниками Второго фронта, – уверен Александр Брюханов.
По его словам, общекраевая демонстрация картины 22 июня 2021 года, в день 80-летия начала Великой Отечественной войны, особо значима сегодня – когда США и Европа пытаются дискредитировать Красную армию и ее роль в разгроме международного фашизма.
Снять с полки для всеобщего пользования
Энтузиазм и настойчивость сотрудников библиотеки Горького, благодаря которым приморцы смогли увидеть эту уникальную киноленту, трудно переоценить. Александр Брюханов еще к 75-летию Победы неоднократно просил госархив кинофотодокументов поделиться документальной лентой или хотя бы дать на время празднования 9 Мая, архивариусы отвечали ему отказом. Мол, фильм лежит на полке, мы его не показываем, и вообще, откуда вы узнали, что он у нас есть… Директора Горьковки удивил не только отказ, но и подобные заявления. Информация о «Дне войны» размещена на сайте Российского госархива кинофотодокументов в свободном доступе. Правда, самого фильма там не было.
Почему «День войны» оказался в запасниках на полке и после 1942 года его нигде не демонстрировали? По одной из версий, во всем «виноват» автор сценария Каплер. Как в песне Владимира Высоцкого: «…средь них пострадавший от Сталина Каплер, средь них уважаемый мой Чарли Чаплин».
Режиссер, драматург, писатель и педагог Алексей Яковлевич Каплер (при рождении Лазарь Янкелевич Каплер) попал в немилость из-за амурных отношений с единственной дочерью Иосифа Виссарионовича 16-летней Светланой, которая была на 23 года моложе своего любовника. В марте 1943 года Алексея обвинили в шпионаже в пользу Англии и сослали в исправительно-трудовой лагерь в Воркуту. Сначала на пять лет, затем добавили еще пятерку за «возвращение в Москву без разрешения» после отсидки первого срока. Как следствие, все, к чему приложил руку Каплер, оказалось под запретом, не исключая и фильм «День войны».
Когда он вышел на свободу, Сталина уже не было, но на фоне новых фильмов, снятых более современной техникой, черно-белый «День войны» оказался на задворках документального кино. Со временем о картине забыли. Даже в вездесущем Интернете ее не было.
– На мою очередную просьбу изготовить копию «Дня войны» для ПКПБ имени Горького, – рассказывает Брюханов, – госархив кинофотодокументов готов был ее предоставить за… 500 тысяч рублей. А если запрос на фильм поступит от ветеранской организации, то обещали большую скидку.
Председатель Приморского краевого совета ветеранов Дмитрий Григорович пообещал Брюханову изыскать нужную сумму и, в свою очередь, с этой же проблемой обратился к председателю правительства Приморского края Вере Щербине. Неизвестно, о чем они говорили и какие шаги предприняла Вера Георгиевна, но через некоторое время в библиотеку доставили жесткий диск с копией фильма «День войны», отреставрированной и переведенной в цифру. То есть очень хорошего качества, несмотря на почти 80-летний возраст картины. При этом деньги за копию платить не пришлось.
По словам Александра Брюханова, в прошлом году организаторы патриотической акции «Помни войну!» задумали 9 Мая сделать в кинотеатре «Уссури» вторую торжественную премьеру фильма «День войны». Даже было предложение организовать несколько сеансов, чтобы как можно больше жителей и гостей города смогли его посмотреть. И непременно бесплатно. Но из-за пандемии коронавируса от этой задумки пришлось отказаться.
В этом году ситуация с COVID-19 в Приморье не изменилась, даже усугубилась: пришла третья волна этой напасти. Поэтому «День войны» решили показать 22 июня, в День памяти и скорби, не в кинотеатре, а в 34 муниципальных библиотеках, разумеется, с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Кстати, после того как в Приморье заинтересовались «Днем войны», фильм появился-таки в социальных сетях, но очень плохого качества. Но эту кино-хронику надо показывать бесплатно в кинотеатрах и по ТВ хотя бы раз в год, чтобы в нашей стране не появлялись Иваны, не помнящие родства.
Сергей КОЖИН
Фото: Кадры из фильма «День войны», режиссер Михаил Слуцкий, 1942 год