Чистый дзен крупным планом

Говорят, что картины открывают путь к внутреннему миру художника, показывают, что у него в душе. Если это так, то у молодой владивостокской художницы Светланы Фирюлиной в душе гармония, спокойствие, нежность, чистый дзен…

17 июнь 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4827 (6532) от 17 июнь 2021

Именно в такое состояние внутренней сосредоточенности, созерцания и внимания к деталям погружает выставка Светланы «Разговор о…» (6+), открывшаяся в галерее современного искусства «Арка».

– Эта выставка о нас, о тех, кто способен остановиться в ежедневной суете и увидеть большое в малом, – поясняет куратор выставки искусствовед Алена Даценко. – Для Светланы Фирюлиной, кажется, не существует неинтересных тем. Наделенная образным мышлением, своеобразным видением мира, она выделяется в русле довольно пестрого творчества молодых художников Владивостока. Ее искусство далеко от вычурности и манерности, лишено внешних эффектов. Средствами своего «тихого делания», кропотливо-вдумчиво, тая в себе неожиданную интригу, художница проникает в сущность тревожных проблем, которые волнуют современников. Ее герои наделены широкой гаммой настроений – от радости до тонкой грусти.

Картины Светланы Фирюлиной, выполненные в ее любимой технике – темпере, неяркие, они не бросаются в глаза. Но перед каждой из них хочется остановиться, вглядеться, присмотреться и что-то понять, а может быть, задуматься о чем-то своем… В простых вещах – уставшей старушке, вышедшей из калитки, в беспородной псине рядом с ней, в окошке деревянного дома, в старинной каменной ограде, увитой виноградом, в забытом под дождем старом стуле – она видит истории. Истории, которые может – как у Андерсена – рассказать каждая вещь. Захватывающие, волшебные…

– Казалось бы, бесхитростно изображенные художницей повседневные сцены исполнены то тихого раздумчивого созерцания, то романтической мечты. Художнице необходимо, чтобы душа раскрылась навстречу натуре, а впечатления отстоялись, были осмыслены, – говорит Алена Даценко. – Композиции большинства работ Фирюлиной лишены пространственной глубины, это холсты крупного первого плана с использованием больших плоскостей тонально разработанного цвета. Фактура деревянного забора, кирпичная кладка дома или заклеенная разноцветными объявлениями плоскость стены предстают как орнаментальные элементы и органично вплетаются в изобразительную ткань.

По словам самой Светланы, название выставки «Разговор о…» – это прямое приглашение зрителям. Посмотреть. Присмотреться. Увидеть большое в малом.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА