Не попадайтесь на удочку аферистов!

Услышав в телефоне: «С вашего счета списываются деньги», не спешите пугаться и соглашаться

17 июнь 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4827 (6532) от 17 июнь 2021
35.jpg

Приморцы продолжают терять деньги, попадаясь на удочку аферистов, применяющих методы социальной инженерии – психологических приемов обмана и запугивания. 

Большинство способов, которые используют злоумышленники, не требуют особой технической подкованности, скорее, это примитивное знание человеческой природы, уверяют специалисты Дальневосточного главка Банка России. Используя методы социальной инженерии, преступники узнают нужные им данные, пользуясь низкой финансовой грамотностью и доверчивостью граждан.

Вам звонит старший специалист… 

Часто злоумышленники звонят по телефону и интересуются: заходили ли вы в течение последних минут в ваш онлайн-банк из чужого города? Затем сообщают о несанкционированной попытке списания средств с вашего счета. Должность, которой представляется «социальный инженер», может быть любой. Главное, чтобы чувствовался вес. 

Банковские эксперты приводят примеры, как может «уговаривать» вас мошенник.

– Здравствуйте, Павел Николаевич, меня зовут Дмитрий Викторович, я старший специалист службы мониторинга платежей и переводов банка. Павел Николаевич, подскажите, пожалуйста, за последние 15 минут вы совершали какие-либо расходные операции по вашим картам?

Как правило, телефонные аферисты знают не только имя-отчество жертвы. Если в голосе собеседника они услышат недоверие, что звонит действительно сотрудник банка, то постараются успокоить его бдительность, перечислив все личные данные. 

– Скажите, Павел Николаевич, какие ваши данные необходимо предоставить: серию паспорта, фактический адрес проживания, возможно, дату рождения?

– Фактическое место проживания.

– Вы проживаете в городе Партизанске, улица ***, квартира 2.

– Да, верно.

– Если хотите, могу сказать серию вашего паспорта, но не целиком, я назову только первые цифры.

– Давайте.

– Серия вашего паспорта начинается на 4510…

– Да, верно.

– Теперь у вас есть сомнения в том, что я действительно являюсь сотрудником банка?

Апеллируя к личным данным человека, мошенник формирует доверие у потенциальной жертвы. При этом злоумышленникам даже не нужно взламывать электронные базы онлайн-магазинов. Зачастую люди сами размещают персональные данные в социальных сетях или передают в открытом виде через Интернет. 

…и сотрудник ФСБ…

Ваш собеседник, скорее всего, намекнет, что времени для обеспечения безопасности ваших средств, которые «кто-то» пытается снять, практически нет.

– Павел Николаевич, ваши деньги до получателя не дошли, они были переведены во временную ячейку хранения нашего банка. У нас только 15 минут на то, чтобы произвести возврат денежных средств обратно к вам на карту, а также установить вам двухфакторную защиту для безопасности ваших средств. Скажите, как вам будет удобно идентифицировать вашу личность – по номеру договора или же по номеру вашей карты?

Ограниченность во времени заставляет человека паниковать, и он, находясь в стрессовой ситуации (кстати, звонок может поступить и ночью, когда человек спросонья плохо соображает. – Прим. авт.), соглашается выполнить все, что ему говорят. Например, перевести деньги на некий безопасный счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам. Растерянному клиенту могут предложить срочно назвать код из СМС банка, чтобы якобы отменить транзакцию, или невзначай уточняют данные карты. Эти сведения дадут злоумышленникам доступ к счету, где хранятся деньги. Иногда мошенники могут попросить установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты. На самом деле им может оказаться программа удаленного доступа, с помощью которой преступник может зайти в личный кабинет онлайн-банка жертвы и перевести оттуда все деньги на свой счет или оформить кредит, а затем вывести и заемные средства.

Мошенник может действовать один или в сговоре с другими злоумышленниками. В последнем случае звонков может быть несколько от разных людей и организаций. Например, от полиции или ФСБ. В этом случае мошенник представляется уполномоченным сотрудником и подтверждает слова лжесотрудника банка, чтобы не дать жертве опомниться. Ведь если человек задумается, то, что называется, включит мозги и поймет: его пытаются обмануть.

… с реального номера банка

 «Мошенники используют наши эмоции, искусственно созданный дефицит времени, перегружают внимание специализированными терминами, чтобы заставить человека сделать ошибку», – прокомментировал начальник отдела информационной безопасности Дальневосточного ГУ Банка России Алексей КАРАКИЯН.

Для пущей убедительности преступники подделывают банковские документы, налоговые уведомления, квитанции о штрафах и рассылают их через различные мессенджеры, электронную почту, социальные сети. А с помощью специализированного программного обеспечения могут подменить номера телефонов, с которых звонят, чтобы во время разговора на экране смартфона высвечивались реальные номера банков. 

«Большинство людей ведут себя осмотрительно и правильно реагируют на звонки мошенников, не поддаваясь на уловки аферистов. Верный способ избежать денежных потерь при общении с аферистом – критически воспринимать любые предложения, перепроверять информацию, не торопиться при принятии финансовых решений», – настаивает Алексей Каракиян. 

В УМВД Приморья отмечают: ежедневно, несмотря на многочисленные предупреждения, из-за противоправных действий телефонных мошенников доверчивые граждане лишаются денежных средств. Иногда потери достигают значительных сумм. Так, за минувшую неделю в краевую полицию обратились 72 приморца, сообщивших о хищении денег. Общий ущерб составил более 16,2 миллиона рублей.

Если поступило сообщение или звонок подобного содержания, прекратите разговор, рекомендуют сотрудники полиции. Если все же встревожены, то позвоните в банк по номеру, указанному на обороте вашей карты, официальном сайте банка или в договоре об оказании услуг, либо обратитесь в ближайшее отделение полиции.

Справка «В»

Телефон дежурной части УМВД РФ по Приморскому краю: 8 (423) 249-04-91.

Телефон доверия УМВД РФ по Приморскому краю: 8 (423) 240-10-00.

Евгений СИДОРОВ

Фото с сайта pixabay.com