Рядом с ботфортами Петра Великого…

Выставка о начале династии Романовых открылась во Владивостоке

26 май 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4821 (6526) от 26 май 2021
26.jpg

Охотничий нож шведского короля Карла XII, забытый им при бегстве из королевской палатки во время разгрома в Полтавской битве. Крест, подаренный митрополитом Филаретом царю Михаилу Романову. Платно – парадный наряд царя Петра Алексеевича, еще не императора… Где все это и множество других уникальных артефактов можно увидеть? В Оружейной палате? Да. Но именно сейчас – и до сентября – во Владивостоке. 

Выставочный проект «Романовы. От царя до императора. Из собрания Музеев Московского Кремля» (6+) начал работу в главном корпусе (ул. Светланская, 20) Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты XVII–XVIII веков, отражающие историю Дома Романовых – от восхождения на российский престол до провозглашения России империей Петром Первым. В залах музея выставлены средневековые царские регалии трех государей – Михаила Романова, Алексея Михайловича и Петра Алексеевича, памятники иконописи и реликвии из Оружейной казны, а также драгоценные элементы парадного конского убранства. 

– Главная цель выставки, – говорит Ирина Горбатова, ведущий научный сотрудник сектора зарубежного искусства Оружейной палаты Музеев Московского Кремля, куратор выставки, – представить коллекции главной музейной сокровищницы страны и познакомить жителей Приморского края и Дальнего Востока с ключевыми страницами российской истории. 

Русь после польского разорения, после Смуты, Русь времен начала династии Романовых – особое время… Романовы сумели стабилизировать государство, повысить экономический уровень его и в конечном счете превратить царство в империю, прирастив его новыми территориями. Основное приращение началось при Алексее Михайловиче, а затем продолжено было при Петре Первом. Заботой же Михаила Федоровича, первого Романова на царстве, прежде всего стало приведение государства в порядок после польского разорения.
По мнению Ирины Горбатовой, выставка поможет посетителям разобраться в этом непростом периоде российской истории, понять, как выходила Россия на новый виток развития… 

– Мы много говорим о петровских реформах, – рассказывает Ирина Витальевна, – о личности Петра, о том, как он «ломал через колено старую Россию». Да, Петр – личность яркая, неординарная, харизматичная. В отличие от своего деда Михаила, который был человеком гораздо более уравновешенным и спокойным. Но при этом темперамент Петра очень похож на отцовский: Алексей Михайлович, несмотря на прозвище Тишайший, тоже вспыхивал как спичка, но быстро менял гнев на милость. 

Но, если бы не деятельность Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, петровские реформы просто забуксовали бы. И он мог бы рубить бороды сколько угодно, все равно бы ничего не получилось. Потому что все его реформы были очень тщательно подготовлены его дедом и отцом. Просто Петр был по натуре холериком, человеком взрывным и ярким, резкого характера, потому и торопился. А Алексей Михайлович предпочитал действовать постепенно. Если бы Алексей Михайлович прожил подольше, вполне возможно, что великим реформатором стал бы именно он. Только без отрубания бород и прочих насильственных мер. Алексей Михайлович работал на перспективу, а Петр спешил, потому что лично хотел увидеть плоды своих трудов. 

Ирина Горбатова подчеркивает: выставка, привезенная во Владивосток, не просто уникальна, она невероятна. Едва ли не все экспонаты – это не просто вещи, использовавшиеся при царском дворе того или иного государя, а именно личные предметы. Из этого кубка пил Михаил Романов, эти ботфорты носил Петр Первый, именно этой попоной покрывали лошадь Алексея Михайловича… 

– Каждый из посетителей может увидеть выставку под своим углом, – говорит она. – Если вас интересуют исторические личности, в частности первые государи династии Романовых, то вы сможете с ними познакомиться и даже представить себе, как они выглядели, воочию. Например, Петр Первый. Замечу, что Петр выглядел совсем не так, как его привычно рисуют нам кинематографисты или даже художники на портретах. Визуализировать его образ можно по его личным вещам. Например, сапоги-ботфорты, которые, по преданию, сшил себе сам, трость, которую он – и тут уже без всяких легенд – сам себе сделал (был ли Петр скорняком – это вопрос, а вот столяром и плотником он был превосходным). Или даже по отпечатку руки Петра. И если вы присмотритесь, то поймете, что он вовсе не был таким былинным богатырем, как показывают в кино, например. Да, был высок – 2 метра 4 сантиметра, что даже для нашего века многовато, а для XVII века почти невероятно. Но при этом он был худым, узкоплечим, с маленькими руками, ногами и головой. Кстати, советую обратить внимание на такой экспонат выставки, как отпечаток руки первого императора. Это небольшая рука, но сколько на ней трудовых мозолей!

Если интересует церемониальная сторона русского двора XVII века, то вы тоже сможете увидеть это на выставке. К примеру, парадное царское одеяние (как и каждодневное, кстати, гораздо более скромное), элементы парадного конского убранства, парадное воинское оружие, элементы парадного же царского обеда. 

В XV–XVI веках старательно подчеркивалась преемственность Руси от Византии – и парадным церемониалом, и роскошью двора, и роскошью одеяний. Романовы же старались подчеркнуть, что они – преемники Рюриковичей, пусть и не напрямую. Вот парадное платно Петра Первого – уникальный экземпляр русского костюма. Такую одежду, кроме царя, никто не имел права носить. Ее расшивали золотыми и серебряными нитями – кстати, тогда из грамма золота могли вытянуть нить длиной до двух километров. Так вот, на платно Петр Первый надевал драгоценные бармы, которые принадлежали еще Федору Иоанновичу, последнему представителю Рюриковичей. Как знак преемственности. И весил наряд – весь, целиком – под 16 килограммов.

На самом деле практически каждый экспонат мог бы стать просто поводом для большой отдельной выставки. К примеру, портрет 10-летнего Петра Первого, который уже при Екатерине Второй был создан по заказу Григория Орлова. Как он был написан, кем, по каким воспоминаниям? Как известно, до 10 лет царевичей не показывали публике, даже в церковь водили, закрывая особыми тканями. Так что каким был маленький Петр, знали немногие. А вот портрет таки был написан. И говорили, что очень похож. 

Великолепное драгоценное оружие, потрясающей красоты сабли, одна из которых в удивительных ножнах – часть сделана из кожи ската (ее еще называли драконьей), часть – из бересты. Иконы небесных покровителей первых государей династии Романовых. Самая трогательная – икона, изображающая Алексея человека Божьего, Иоанна Предтечу и апостола Петра. Алексий, человек Божий, – небесный покровитель царя Алексея Михайловича и двух его сыновей – Ивана V и Петра I. Это не семейная икона, но это единение отца и его сыновей. Каждый экспонат, повторюсь, великолепен, и каждый раскрывает целые пласты истории России того времени. Надеюсь, что посетители музея вдохновятся увиденным и заинтересуются историей своей страны. Нельзя становиться Иванами, не помнящими родства. Народ, который не знает своей истории, не ценит и не помнит ее, не заслуживает будущего. Все мы живем благодаря тому, что наши предки хорошо или плохо, но создали то, что мы имеем. 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА