Педагогическая поэма учителя Бронникова
Более полувека он работает с детьми, а потому знает: ученики никогда не подведут учителя, если доверяют ему
Разговаривать на улице с Сергеем Николаевичем Бронниковым практически невозможно: с ним постоянно кто-то здоровается. Кого-то из них он может и не помнить по именам – за 55 лет педагогической работы многие фамилии стерлись из памяти, уступая место все новым и новым ученикам. Но Бронникова знает весь Хороль: практически в каждой семье кто-то у него учился. И даже сегодня, в свои почтенные 74 года, заслуженный педагог занимается с детьми.
Застать его дома не так просто, он всегда в делах: нужно провести занятия для ребят-кадетов, сходить на классный час в школу, пообщаться с учителями. Неугасающий энтузиазм и любовь к детям передались ему от матери. Ираида Дмитриевна тоже была учителем, преподавала русский язык и литературу и увлекалась краеведением. Благодаря ее инициативе в Хорольском районе начались поиски информации о солдатах, пропавших без вести во время Великой Отечественной, были открыты и до сих пор действуют школьный и районный музеи, последний из которых носит ее имя.
Никогда не ври ученику
Страсть к исследованиям у него с детства. До 8-го класса жил в Екатеринбурге и постоянно ходил в походы по Уральским горам, изучал географию и климат местности. Потом семья переехала в Хороль, и он стал изучать новый для себя край. Любовь к природе стала решающей в выборе будущей профессии: он поступил на лесной факультет Приморского сельскохозяйственного института.
– Учился, ездил на практики, писал работу о питании маньчжурского зайца… Через два года понял: не мое. Хотелось работать с детьми, передавать им свои знания. Вот и перешел с лесфака на биофак в Уссурийский пединститут, – рассказывает Сергей Николаевич.
После окончания вуза молодых педагогов распределяли на работу в отдаленные деревни края. Так Сергей Бронников в 1969 году попал в школу села Поповка. Первое время приходилось замещать сразу нескольких специалистов – не хватало учителей. Он, биолог по образованию, преподавал географию, рисование и историю. А затем – череда школ и переводов. Об успехах молодого учителя быстро узнавали в других учебных заведениях, приглашали поработать, даже направили в университет получить дополнительное образование историка.
О своей работе в классе Сергей Николаевич говорит: «Я всегда вел уроки с указкой и возле карты». Чтобы заинтересовать ребят историческими датами и событиями, преподаватель старался отходить от текста учебника, рассказывать все «из головы» и приводить примеры.
– В истории и политике нельзя врать. Ребенок все должен понимать. А понимает он только тогда, когда ты говоришь правду, какая бы грязная или неприятная она ни была. И самое главное – нельзя лаком покрывать что-то. Да, было, никуда от этого не денешься. Но всегда можно поставить одно событие в противовес другому. Есть темы, которые им сейчас тяжело понять, и тут главное – как ты это подаешь. Не просто рассказываешь, а вытягиваешь учеников на разговор. Когда их расшевелишь, дело пойдет, – говорит учитель.
Разговор на равных
В 1983 году Сергей Николаевич становится директором тогда еще восьмилетней хорольской школы. За шесть лет на руководящей должности ему пришлось разрешить множество конфликтов, лицом к лицу встретиться с родителями, которые наплевали на своих детей, и с детьми, которые ни во что не ставят взрослых. Однако Бронникову всегда удавалось находить ключик к сердцу даже самых трудных подростков. Есть у него одно правило – быть на равных с каждым ребенком.
– За время работы каких я только ребят не видел. Были и самые настоящие моральные уроды. Но я в каждой личности старался найти что-то человеческое. Один парень мне когда-то заявил: «Я вас ненавижу, вы меня ментам сдали». А дело было вот в чем. Мальчишка курил травку, я забрал у него сумку и вызвал отца, просто сказав: «Вот портфель, посмотрите, чем ваш сын занимается». Отец и пошел с этой сумкой в милицию. Я парня, конечно же, не закладывал. Года через три после этой ситуации встретились мы с ним на улице, и он извинился, признал, что неправ был. Они всегда понимали, что мне можно доверять. Просто я относился к ним с уважением, – рассказывает Сергей Николаевич.
О методах работы педагога спорили многие. Кому-то его решения казались странными и неправильными. Например, когда на место руководителя спортивной секции Бронников взял своего бывшего ученика, который недавно вернулся из мест не столь отдаленных. Сегодня, понятно, ему бы никто не разрешил этого сделать, да и тогда окружающие крутили пальцем у виска, дескать, кого ты привел в школу?! Но для Сергея Николаевича было важнее, что в секции с появлением нового руководителя установился порядок, дети с удовольствием ходили на занятия, а команда по волейболу начала занимать призовые места на соревнованиях.
Со своими учениками Бронников обошел практически весь Приморский край, поднимался на Сихотэ-Алинский хребет. Причем в походах главными его помощниками были те, кто в школе не отличался примерными учебой и поведением. В Сергее Николаевиче они находили отклик и поддержку. Поэтому, когда он в очередной раз решил менять место работы, весь класс, где он был классным руководителем, перешел за ним в новую школу.
– Я всегда говорю, что нужно разграничивать понятия «учитель» и «педагог». Главная задача учителя – дать знания. А вот педагог с латинского значит «надзиратель», «ведущий ребенка». Раньше мы всегда старались разобраться, как работать с детьми. Классный руководитель обязан был за месяц обойти квартиры всех своих учеников, посмотреть, в каком состоянии рабочее место, какие отношения с родителями. Тогда многое становится понятно. А сейчас мне ребята рассказывают: «Мы подошли к учительнице с вопросом, а она и говорит: открывайте такой-то параграф и читайте, я через 20 минут спрашивать буду. И сама все это время в телефоне сидит». Теперь всем некогда, никто не хочет разбираться. Ниточка, которая связывала школу и учеников, оборвалась.
Кадеты: девчонки рулят
Школьным учителем Сергей Николаевич Бронников проработал более 40 лет. За это время сменил несколько должностей, вырастил и выпустил не одно поколение достойных людей. Да и сам он, говорит, вырос за эти годы. Ведь не только педагоги учат детей, но и дети педагогов.
– Со временем я начал хорошо распознавать, куда ребята пойдут после школы. Тогда вместо экзаменов можно было писать рефераты. Мы с моими учениками много написали и по истории, и по праву. После этого большинство из них поступило на юриспруденцию или в школу милиции, – рассказывает Сергей Николаевич. – Уже тогда я понимал, что хочу чего-то другого. А я вообще такой человек: если чувствую, что что-то не то, ухожу. В начале 2000-х меня директор нашего детского оздоровительно-образовательного центра «Отечество» начал переманивать к себе. И в 2008 году я ушел из школы.
Уже 13 лет Сергей Николаевич руководит кадетским юридическим классом – единственным во всем крае. А началось все с просьбы начальника местного ОВД помочь провести экзамен по истории для ребят, поступающих в школу милиции. После успешной аттестации будущих студентов было решено создавать собственную учебную программу.
– Мы набрали ребят, сшили им форму с погонами и начали учить, – говорит педагог. – Программу по праву я составил сам, потом ее в крае немного подкорректировали. Медицинскую помощь мы берем из подготовки младшего офицерского состава работников полиции, и преподают у нас ее врачи. Экономика – по курсу профильных колледжей. Даем намного больше, чем в школе. Недавно был единый юридический экзамен по Конституции, мои ребята решили сами поучаствовать. Набирали от 62 до 98 баллов. Это ли не показатель?
За два года под присмотром преподавателя подростки успевают пройти почти половину вузовской программы. Только на первом курсе у них 124 часа права – как в университете. А в промежутках между теоретическими занятиями – строевая и занятия с оружием. И здесь, как ни странно, отличаются девчонки.
Девушек в юридическом классе традиционно больше, чем парней. Так было и в самый первый набор, так продолжается и сейчас. Сергей Николаевич говорит, что парни стали инфантильными, не хотят служить, не проявляют силу. А вот девочки, наоборот, стремятся показать себя, свой характер и в какой-то мере даже занять место сильного пола. В строю они более подтянутые, в акциях участвуют активнее, да и с командованием взводом (учебным классом) справляются на ура.
– Девчонки намного точнее и быстрее собирают и разбирают оружие. Хотя все через слезы: сколько раз они ранили и срывали кожу на руках, сколько ногтей обломали. По нормативам сборка-разборка автомата занимает 45 секунд, мои девочки за 25 справляются. Пистолет разбирают и собирают за 7–8 секунд, а норматив 15. Мы иногда ездим в военные части, там нам демонстрируют работу с оружием, так мои ученицы иногда быстрее солдат справляются. Они идут на равных с парнями, сейчас около десяти моих выпускниц в войсках и отделах полиции по всему краю. Одна даже в ВДВ служит, с парашютом прыгала, – гордится преподаватель. – В какой-то мере это хорошо, это и есть патриотизм. С другой стороны, а куда парни делись?
Первый месяц обучения в классе пробный. Ребята присматриваются к программе, понимают, интересно ли им это. Спустя 30 дней все, кто решил остаться, принимают присягу. В официальной обстановке, в парадной форме торжественно клянутся с гордостью носить звание кадета, дорожить честью, уважать старших, овладевать знаниями. Принимает присягу руководящий состав районного отдела полиции. Там же ребятам выдаются удостоверения кадета. С этого момента на их плечах лежит ответственность перед классом и организацией.
Кадетов Бронникова отдел Хорольской полиции активно привлекает к проведению различных акций. Ребята помогают обеспечивать правопорядок на массовых мероприятиях, выносят знамена на торжественных линейках, проводят рейды по профилактике продажи алкогольных напитков в ночное время, вместе с сотрудниками ГИБДД участвуют в акции по привлечению внимания водителей к пешеходам с ослабленным зрением. В марте ребята раздавали на улицах села памятки по противодействию телефонным мошенникам.
Со второго курса обучения кадеты начинают помогать с документацией в местной прокуратуре. Уже сейчас восемь человек из двух последних выпусков работают в полиции. Другие оканчивают обучение в юридическом вузе, некоторые остаются в военных структурах. Кадетский класс – самая настоящая кузница кадров силовых структур.
В каждом ребенке видеть человека
Своих балбесов – именно так Сергей Николаевич любя называет учеников – педагог помнит по именам даже спустя несколько десятилетий. За судьбой выпускников специально не следит, говорит, они сами иногда приходят на уроки: посмотреть, вспомнить, помочь нынешним школьникам.
В памяти учителя четко сохранилось множество детских историй. От некоторых из них до сих пор бегут мурашки. Например, Сергей Николаевич помнит, как его ученица выпрыгнула из окна третьего этажа, потому что кто-то рассказал ей, что она приемная дочь. Повезло, что была зима и упала она в снег на козырек подъезда – отделалась переломом ноги. И как другая девчонка из-за несчастной любви резала себе вены, хорошо, что спасти успели. Как парни пропускали занятия в кадетском кружке, потому что порвались последние ботинки. Кажется, все эти детские судьбы он пропускает через себя, навсегда оставляя в своем сердце.
Хотя уже больше 10 лет Сергей Николаевич работает школьным учителем, к нему до сих пор обращаются педагоги за советом и помощью. Он говорит прямо и откровенно: систему образования нужно менять на корню, учеников возвращать в реальность, а педагогов учить не просто давать материал, а работать с классом. Чтобы и учитель, и ученик смотрели в одном направлении, доверяли друг другу и поддерживали.
– Мне до сих пор учителя задают вопрос: как вы с ними работаете? А я их всяких уже видел и прекрасно понимаю, что пока из подростка спесь и бравада не выйдут, он не успокоится. Мне один учитель сказала: я бы их половину поприбивала. Ну разве имеет она право, даже на эмоциях, такое говорить? Ведь дети это воспринимают в сердце. Родители как-то приходили совета просить. Их вызвала классный руководитель и сказала: «Забирайте своих детей из моего класса, переводите в другую школу. Они у меня учиться не хотят, ничего не понимают». В мое время за такое бы сразу уволили, а сейчас нет. Проблемы всегда были одинаковые, нужно просто, чтобы отношение педагога к ребенку было тактичным, – уверен Сергей Николаевич.
Не отстает он и от современных технологий. В «Инстаграме» ДООЦ «Отечество» регулярно появляются видеолекции на историческую тему: памятные даты Великой Отечественной, история Крыма и др. Под лекциями – сотни лайков и добрые комментарии. «Здоровья вам! Нам повезло, что у нас в свое время был такой учитель!» – пишет благодарная ученица.
– Дети могут простить тебе любую оплошность, – говорит преподаватель. – Но, если ты что-то пообещал, сделай. Ученик должен доверять тебе. У меня со всеми добрые отношения, дети для меня все одинаковые. Я оцениваю их по знаниям и по делам. Нас так учили: в каждом ребенке видеть человека. Есть еще один момент. Что бы у тебя ни происходило в семье, в доме, ты в класс входишь абсолютно спокойным. Все твои проблемы там – за дверью, здесь ты работаешь с детьми.
Бросать любимое дело преподаватель пока не планирует. Говорит, еще не все рассказал, не всем поделился. Да и усталости Сергей Николаевич не ощущает: «Если ты идешь в класс, чтобы получить отклик, посмотреть, как в глазах загорается искорка, заканчивать рановато», – считает педагог.
Марина ЗУБКО
Фото пресс-службы ДООЦ «Отечество» и из архива Сергея Бронникова