Сказка белой глины

Выживет ли уникальное приморское предприятие в Спасске - завод "Художественная керамика"?

26 окт. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №482 от 26 окт. 1998

Выживет ли уникальное приморское предприятие в Спасске - завод "Художественная керамика"?

Подумаешь, удивили: завод умирает... Если бы он процветал - вот необычность. И все же на этот раз удивили: едва дышит завод, продукция которого нужна почти всегда и почти всем, завод, выпускающий посуду. Не сервизы за миллион, не крюшонницы или мелажницы туманного назначения - тарелки, кружки, салатники повседнего пользования. Спасский керамический, а ныне ОАО "Художественная керамика", отметившийся своими вазочками или пельменными горшочками, почитай, в любом приморском доме, переживает самые тяжкие за всю свою историю времена - так считает его директор Виктор Зарецкий.

Самая главная сложность, говорит Виктор Алексеевич, в резком обнищании людей: вывозит завод свою продукцию на продажу по городам и селам края, подходят люди, цокают языками - красиво, хочется купить, и - не покупают...

Не расходится товар. Не берет торговля. Между тем, посуда эта, без преувеличения, уникальная. Делается из глины, которую знающие люди считают просто лечебной. Технологи - народ производственный, - объясняют по-другому, приземленнее: Меркушевское месторождение глин уникальное по сути, поскольку качество каменной массы позволяет производить обжиг изделий в печах при 1000-1200 градусах. После такой обработки кувшин, горшочек или салатник долговечен как никакой: и в духовке пельмени запекай, и в микроволновке готовь - не лопнет, не пойдет от нагрева или просто от времени и от воды мельчайшими трещинами. На языке профессиональном - спасская посуда "не дает цек." "Роняю, - и то зараза не бьется. Может, билась бы - так новую чаще покупали", - не поймешь, то ли шутит Зарецкий, то ли всерьез сокрушается. Вообще таких предприятий по России остались считанные единицы.

Что глина лечебная - знают работницы цехов: зуб ли заболит, суставы ли заноют - приложи компресс из белой, живой глины - боль утихнет. А то, что не испаряет никаких ядов, в отличие от пластика, который особенно богато "фонит" в микроволновках - так и доказывать излишне. Плюс традиционно богатейшая роспись: когда-то ее по достоинству отмечали коллеги-художники на всесоюзных выставках.

Несмотря ни на что, разработали за последний год десяток новых изделий: сувенирное пасхальное яйцо к 2000-летию христианства, набор для напитков, кашпо, вазы, кружки, подсвечник.

Не берут...

В свое время здорово подкосила китайская конкуренция: дешевые кружки, кашпо, тарелки резко заполонили рынок, оттеснив спасские и вообще российские. Самое интересное, что прошло немного времени, и китайское перестали предпочитать: рассыпается само по себе, вода сочится, как из сита...

Напрочь подкосили перебои с электроэнергией: по весне завод оказался в зоне отключений, был период, когда пришлось загасить даже печи. А это, как домны - раскочегарить их потом на полную мощность вновь - целая проблема.

Скудость оборотных средств и вовсе поставила на грань выживания: не на что закупить у партнеров гипс для отливки новых форм, не сегодня-завтра предприятие вообще станет... И это при том, что завод имеет ряд льгот как предприятие художественного промысла. С помощью краевой администрации заводу установлен льготный энерготариф - производство в высшей степени энергоемкое. И все же после пресловутого 17 августа совсем стало тяжко.

Между тем, коллектив перешел на режим сокращенного рабочего дня. Правда, не сократив ни одного рабочего места: в тяжкое время, особенно для безработного на 80 процентов Спасска, просто берегут людей. Дожидаться лучших времен, считают, честнее всем вместе. Но и зарплаты - "по-честному" - почти не платят. Кое-кто из торговых организаций расчитывается натурой: продуктами, пуловерами или телевизорами. Откуда-то платежи едва приползают.

Кризис.

Тем не менее, остается ощущения того, что на таком замечательном предприятии, как это, происходит что-то не то...

Обожаю керамику. Отложила заветный полтинник - купить во Владивостоке вазу, салатник или что другое дельное в дом. И что? Да нет почти спасской продукции в городе! За исключением не очень-то нужных кружечных сервизов непонятного назначения. В заводском музее - пожалуйста. А в том же ГУМе, сберегшем связи с местным производителем - скуднейший ассортимент. Не говоря уж о десятках хозяйственных магазинов. Французское стекло - пожалуйста, чешский хрусталь - запросто, китайская пластмасса - завались, а родной, здоровой, теплой керамики - почти нигде и ничего. Молодец "Дальхимпром" - пооткрывал всюду своих фургончиков. Увы, Спасский керамический - плачет над убытками...

Нищета загнала "Художественную керамику" в угол: художники забыли, когда последний раз ездили на выставки - других посмотреть и себя показать, когда просто листали профессиональные журналы по дизайну. О серьезных маркетинговых исследованиях и речи нет: а что вообще сегодняшнему покупателю нужно? Ведь все меняется, и быть может, в самом деле нужны немного другие формы и орнаменты: покупатель капризен, ему подавай модное, у него стиль домашнего оформления немного иной.

Уже даже серьезные экономисты шепчут порой крамольное: страшный экономический кризис имеет и положительный момент - он просто обязан встряхнуть отечественного производителя. Дать ему шанс, отодвинув импортного конкурента с его непомерной ценой.

Так хочется вернуться к керамике - к ее живому дыханию, изысканной росписи. И может не стоит искать причины производственных проблем только в неплатежеспособности покупателей? Едим же мы свою колбасу, до черта надоели гнилые китайские носки - покупаем орловские и биробиджанские, охотно вернулись бы к своим туфелькам, пальто и кофточкам - были бы приличные. И капустку квашеную хоть на ужин, хоть на праздник подали бы в спасской керамике. Только бы завод не опустил рук.

Автор: Марина Ивлева, Вячеслав Воякин (фото), "Владивосток”