Кино и немцы. И не только

Во Владивостоке 15 мая открылся масштабный фестиваль немецкой культуры (16+)

19 май 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4819 (6524) от 19 май 2021

В одном из предыдущих номеров «В» давал анонс этого события, и уже тогда все понимали: это будет весьма интересно. Так и оказалось.

Пер Брандт, директор Гете-Института в Новосибирске (организатор фестиваля), отметил, что очень важно в  тяжелые пандемийные времена показать взаимодействие двух стран – России и Германии – именно в сфере культуры.

– Цели нашего фестиваля просты, – сказал он. – Во-первых, мы хотим представить Владивостоку Германию во всех ее проявлениях. Обсудить темы, волнующие как россиян, так и немцев. 

Мы приготовили более 80 событий, которые будут идти целых три недели (фестиваль завершится 6 июня). Во временном павильоне, специально построенном на открытой площадке Морского вокзала, с утра до вечера будет интересно и, я уверен, людно. Здесь в первой половине дня будут проходить языковые курсы и мероприятия по популяризации немецкого языка, а во второй – мероприятия в области культуры и искусства. 

Языковые мероприятия ориентированы на детей и молодежь – знакомство с немецким языком, на учителей и преподавателей немецкого – помощь в обучении. 

Культурная программа состоит из четырех частей. Первая – кино. Это будут показы современных фильмов, снятых за последние два-три года и представляющих Германию такой, какая она сегодня.

Вторая – литература и театр. Будет чтение романа немецкого прозаика Ойгена Руге и встреча с ним, будут читки современной немецкой пьесы в рамках фестиваля «Метадрама» (16+).

Третья составляющая – музыка. На открытом воздухе рядом с павильоном будет звучать электронная музыка. 

И четвертая часть – выставочная. Выставки в рамках фестиваля пройдут в разных частях Владивостока. И, на мой взгляд, они являются основной частью программы.

Вместо картин – книги 

Одним из самых интересных культурных мероприятий фестиваля стала выставка в галерее современного искусства «Арка» – «Книга художника как самоорганизованная практика» (16+).

– В рамках Года Германии в России – 2020/21 Гете-Институт в Новосибирске и берлинский книжный магазин Motto Books представляют во Владивостоке гибридное мероприятие, объединяющее книжную выставку и читальный зал, – рассказала куратор культурной программы фестиваля Яна Гапоненко. – В галерее «Арка» экспонируются печатные издания от Motto Books, представляя во Владивостоке многообразие независимых представителей мировой художественной сцены. 

Художники уже давно используют книги как способ распространения своих идей, фокусируясь на книге как на физическом объекте, кристаллизирующем гибридные современные художественные высказывания. Трехнедельная выставка планирует привлечь в качестве зрителей местных актеров, художников, дизайнеров, писателей, издателей, поэтов и других творческих людей, которые откроют для себя широкий спектр книжных изданий со всего мира. Книги используются как отправная и конечная точка, демонстрирующая, что печатная продукция уже давно не является носителем информации из прошлого и что прогресс в технологии позволил гибридным формам художественного выражения перемещаться как физически, так и в цифровом виде, иногда стирая границы между сообществами и группами людей.

Около ста представленных изданий включают в себя книги художников, а также публикации, отражающие саму книжную индустрию и темы самиздата. Выставка – читальный зал приглашает посетителей увидеть книгу с точки зрения произведения искусства. Отобранные издания показывают демократический взгляд на издательский процесс с его особым вниманием к дизайну, макету, выбору бумаги и способу печати.

Среди художников, представленных на книжной выставке, – художники из Европы (в том числе из Восточной Европы), Азии и Центральной Америки.

А у нас – монополия на память

Еще одним значимым проектом фестиваля стала выставка «Монополия на память» (16+), работающая в Старом дворике ГУМа. 

Художники Кирилл Крючков, Аксинья и Ника Сарычевы, Андрей Чугунов и куратор Мария Максимова создали культурный проект – историческое исследование. 

«В биографии Владивостока драм больше, чем у средневековых городов. Улицы и парки усеяны памятниками, напоминающими об этих событиях.

Памятники – это не только монументы и отдельные здания, не только корабли и мемориальные знаки, это и городские улицы, площади, скверы, носящие ныне славные имена. Это координаты истории, по которым сегодняшний Владивосток сверяет свой нынешний путь» – на эти слова историка Владимира Маркова, автора путеводителя «Здравствуй, Владивосток!», опирались авторы выставки в своей работе. 

– Мы приглашаем вас посетить выставку в Старом дворике ГУМа и переосмыслить свое место в экосистеме города. Во время посещения экспозиции вы узнаете о торговых войнах и градостроительных планах в годы становления Владивостока, о вкладе мигрантов в формирование облика города и личных историях горожан, – рассказала Мария Максимова, куратор выставки. – Отправной точкой этого выставочного проекта стала торговая система, сформировавшаяся во Владивостоке в конце XIX – начале XX века. Мы исследуем историю Дальнего Востока как историю развития торговых связей и формирования торговых инфраструктур.

Экспозиция выставки построена вокруг реконструкции взаимодействия старого и нового, пространства и места. Посредством работ художников и проделанного исторического исследования мы формируем символический ландшафт ушедшего образа Владивостока и проводим параллели с нынешним временем. Работы Кирилла Крючкова, Аксиньи и Ники Сарычевых, Андрея Чугунова обращают наш взгляд к будничной истории города – торговым взаимоотношениям, рекламным вывескам, формированию облика исторического центра города и фантазийному восприятию этих торгово-бытовых процессов и взаимоотношений.

Мультимедийная инсталляция художника Андрея Чугунова под названием «Тому, кому это может предназначаться» отсылает зрителя к рекламным щитам, расположенным на Некрасовском путепроводе. Работа не просто анализирует или репрезентирует послание, зашифрованное внутри конструкции, но и старается продолжить этот причудливый световой язык с использованием алгоритмов машинного обучения, как бы расширяя язык, помогая выявить закономерности, поврежденные во времени. Сестры Аксинья и Ника Сарычевы представили свои работы, объединенные темой «Бьютивандализм как практика взаимодействия с памятью места». 

Текстильная инсталляция Кирилла Крючкова «Мягкий занавес во время перехода» придает материальный облик воспоминаниям, подчеркивая их многослойность и обращая наше внимание к истории палаточной торговли во Владивостоке.

Создавая этот выставочный проект для конкретного места в самом сердце исторического центра города, художники и куратор выставки пытаются начать диалог о деколонизации таких понятий, как успех и коллективная память.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА