«Физиков» отделяют от «лириков»
Меняем родную парту на новую: как старшекласснику выбрать школу по профилю, который ему интересен
Как революционные изменения в современной школе могут помочь старшекласснику найти свой путь
Система среднего общего образования в России уже не первый год переживает глобальные реформы, серьезные новшества ожидают и школы Приморья. Газета «Владивосток» попыталась выяснить, как все будет происходить и что это даст в первую очередь детям.
Анфас и в профиль
С 2012 года школьники, поступившие в первый класс, начали учиться по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Тем не менее разница между новыми стандартами и прежними стала очевидна (во всяком случае, для родителей учеников) лишь когда дети перешли в 10-й класс.
Профильное обучение теперь обязательно для всех общеобразовательных школ. На выбор предлагается пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, технологический, социально-экономический и универсальный.
Школа сама определяет профили для обучения, разумеется, исходя из нескольких критериев. Во-первых, это учет запросов обучающихся и их родителей. Во-вторых, материально-техническая база – согласитесь, странно будет заявить естественно-научный профиль, не имея оборудованных кабинетов физики, химии, биологии. И, в-третьих, наличие квалифицированных преподавателей по выбранным дисциплинам.
Существенно изменился и перечень предметов для изучения в старших классах. В список обязательных дисциплин вошли русский язык, литература, математика, иностранный язык, ОБЖ, история, физкультура и астрономия. А вот физика, химия и биология отныне не являются обязательными дисциплинами. Зато в школьной программе появляется такой предмет, как естествознание, где естественно-научные дисциплины представлены сокращенно и адаптированно. Что изучать ученикам – физику, химию, биологию или же естествознание, решает школа.
Помимо перечисленных у старшеклассников появился еще один новый обязательный предмет – индивидуальный проект, отметка за который будет выставляться в аттестат.
О нюансах современного обучения старшеклассников рассказывает министр образования Приморского края Наталья Бондаренко.
Квест для школяра: найти и поступить
– Наталья Валерьевна, все озвученные изменения кажутся слишком уж революционными, и у родителей возникают опасения, получат ли дети возможность учиться интересным для них дисциплинам…
– Как правило, к 10-му классу дети уже четко определяются со списком любимых и нелюбимых дисциплин и прекрасно понимают, что хотят изучать и почему. Когда процесс обучения учитывает эти интересы, он становится более эффективным. Основываясь на желании детей (подчеркну: детей, а не родителей), и формируется учебный план в школах. Как именно это происходит, учреждения должны были разъяснять родителям, однако пандемия приостановила эту работу, поэтому мы и сталкиваемся с некоторым негативом и непониманием.
– Если девятиклассник нацелен на дальнейшее обучение в школе, более того, уже определился с будущей профессией, но его родная школа не имеет возможностей дать ему необходимые знания?
– Если ребенок действительно хочет получить углубленные знания по конкретному профилю, а школа, в которой он учится, не может дать ему нужные знания, возможен вариант сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями. Администрации школ могут договариваться друг с другом и производить обмен группами учеников. К примеру, группа гуманитариев, обучающаяся в школе с естественно-научным профилем, может приходить на занятия в школу с социально-экономической направленностью. А технари этой школы – брать уроки у физиков и математиков первой.
Не всегда это взаимодействие выступает панацеей, так как только занятиями обучение не ограничивается, ведь нужно посещать элективные курсы, готовить проект по профильной дисциплине. Поэтому, если у ребенка есть возможность обучаться в школе с интересным ему профилем, лучше перевестись из той, которая его требованиям не соответствует.
В старшеклассники – по конкурсу документов
– А если набралась большая группа детей, желающих изучать какой-то предмет или несколько предметов, школа может скорректировать свой учебный план, поменять профиль?
– Давайте определимся с возможностями школы и с возможностями учащихся. Подготовка учебного плана – это исключительное право школы, как и выбор профиля. У родителей и, соответственно, детей есть право выбора школы. Кроме того, ребенок в старших классах может выбрать предметы из школьной программы, которые будет изучать углубленно.
Например, универсальный профиль предполагает, что помимо обязательных дисциплин, которые каждая школа обязана включать в учебный план, образовательное учреждение также должно предложить три-четыре предмета для углубленного изучения на выбор. Речь идет не о том, что каждый ученик сможет выбрать отдельный предмет и отдельного педагога, а о том, что таким образом формируются группы учеников, которым углубленно преподаются отдельные предметы. Разумеется, это возможно только при наличии преподавателей и площадей, где эти группы могли бы заниматься.
– То есть, если школа видит у своих учеников интерес, например, к естественно-научному профилю, она сможет приобрести оборудование для предметных кабинетов?
– Конечно. Если говорить о государственной поддержке, то край выделяет образовательным учреждениям субвенции на каждого ребенка. Когда в школе учится много детей, сумма получается приличная, и это позволяет приобрести оборудование. Есть и другие варианты господдержки. Например, школа № 10 в Арсеньеве и школа № 28 во Владивостоке отлично оборудованы за счет средств, полученных от грантов.
– Как поступить в профессиональный или профильный класс? Необходимо пройти какой-то отбор? Есть ли преимущества у учеников школы, в которой эти классы образованы?
– Ни у кого нет никаких преимуществ. Законодательно существует лишь одна прерогатива – территориальная, и действует она исключительно при поступлении в первые классы. Для старшеклассников территориальной привязки уже нет, а прием ведется на основании конкурса документов. Конечно же, в естественно-научные классы с тройками по химии или физике не возьмут.
Причем, даже рассматривая две школы, скажем, с естественно-научным профилем, нужно обращать внимание на то, как выстроен образовательный план. Одна школа может выставить восемь часов физики и два – химии, другая, наоборот, отдаст предпочтение химии. И обе будут в своем праве.
– Как можно узнать, что школа выбрала универсальный, естественно-научный, гуманитарный либо экономический профиль?
– Родители или сами ученики могут зайти на сайт школы и выяснить ее профиль. Кроме того, все образовательные программы размещены на портале «Сетевой город».
Кто на что замотивирован
– Честно говоря, сложно представить школьную программу в старших классах без физики или географии…
– Обратите внимание: все больше детей после 9-го класса уходят в колледжи не потому, что они боятся ЕГЭ. Они уходят от изучения ненужных им предметов. Обязательные дисциплины, которые в старшей школе изучают два года, колледжи преподают всего год. Остальное время образовательной программы занимают специальные предметы, которые в будущем молодым людям пригодятся.
Примерно по такому же принципу выстраивается процесс в современных школах. Начальное и основное образование дает достаточно знаний по общим дисциплинам. Среднее общее же образование настроено на то, чтобы развивать детей в том направлении, которое им более интересно и которое пригодится в дальнейшей жизни. Кто-то после школы собирается поступать на английскую филологию, а кто-то на физмат. И первые более эффективно потратят часы учебного времени на совершенствование своего английского, а вторые – на изучение физики. Сегодня школы могут гибко реагировать на запросы своих учеников и выстраивать подходящий учебный план.
Личный опыт
Корреспондент «В», примерив на себя роль родителя школьника, решила проверить опытным путем доступность информации о профилях школ.
Вариант с порталом «Сетевой город» отпал сразу. Чтобы им воспользоваться, необходимо быть школьником (либо родителем реального школьника). Но даже в этом случае вы сможете получить информацию лишь о той школе, где в данный момент учитесь. Но, скорее всего, вы о ней и так знаете все, что нужно.
Далее – сайты образовательных учреждений. Все они выстроены по единому стандарту, общему для портала «Империя школ». Здесь, чтобы отыскать профиль школы, нужно будет пройти по пути: «Наши документы» (столбец слева на основной странице) – «документы 2020-2021 гг.» (то есть только для этого учебного года) – «Учебный план на 2020-2021 гг.». Вот здесь, в разделе, посвященном образовательному процессу в старших классах, и размещена информация об учебных профилях. Здесь же можно ознакомиться и с количеством часов в неделю, выделенных на ту или иную дисциплину, а также с темами элективных курсов.
На сайте некоторых учебных заведений мне так и не удалось найти нужную информацию. На этот случай есть еще один вариант поиска: берете карандаш, список школ, телефон и обзваниваете.
Анжелика ШИЛАН
Фото Дианы Шарафулисламовой