Владивосток. По краю моря
Многие горожане знают Токаревский маяк, о нем немало написано, к нему легко проехать и пройти. Но на Эгершельде есть еще четыре маяка, некоторые из них не так-то просто обнаружить.
От сквера имени Анны Щетининой, что находится на конечной остановке автобуса «Маяк», к морю ведет лестница со ста ступеньками. Вправо от нее стоит приметное здание с красной башенкой наверху. Это один из Шкотовских маяков.
Каждый теплоход, идущий в порт Владивосток через пролив Босфор Восточный, сверяет свое направление по Шкотовским маякам, их еще называют «створными». Названы они в честь Николая Яковлевича Шкота, как и полуостров, на котором они стоят. Створные – значит выстроенные в одну линию, «в створ», обычно они состоят из двух маяков. Но на Эгершельде таких маяков три.
Створные маяки всегда расположены на разных уровнях − с тем, чтобы заходящие в порт суда могли наблюдать их на одной линии. С давних времен такие двойные-тройные маяки (Или дичь и рыба – или меч и дыба. – См. на стр.2.) имели название «ведущих огней».
Задний Шкотовский маяк расположен на сопке Токаревской, в районе улицы Полевой (до 1938 года – Крымской). Средний находится в районе дома по улице Крыгина, 77. Эти два маяка одинаковы по форме: высокие белые башни с вертикальной черной полосой по фронтону и красными квадратными фонарями.
Передний Шкотовский маяк представляет собой белое двухэтажное строение с невысокой круглой башней. На ней установлен красный фонарь, как и на двух других. Работают фонари синхронно, служа ориентиром морским судам, входящим в порт Владивосток.
Но есть еще один маяк в этой местности, его не так-то просто обнаружить. Он расположен на мысе Россета и виден только со стороны Амурского залива. Мыс находится на западной стороне Токаревской сопки, имеющей высоту 91 метр над уровнем моря (выше, чем сопка Крестовая), так что маяк виден на всей акватории залива.
Чтобы найти этот навигационный знак, нужно свернуть с улицы Крыгина вправо, на проселочную дорогу, у дома 86Б. Дорога поднимается в сопку и упирается в одноэтажный дом, на его стене написано: «Войсковая часть. Маяк Россета». Еще раз свернуть вправо – откроется великолепный вид на город, на задний створный маяк, на гавань Приморской железной дороги. Обойдя дом маячника, с обратной стороны можно увидеть малоприметное устройство, похожее на небольшую опору линии электропередачи, но с красным фонарем-башенкой. Такой же фонарь виден и под крышей дома, к нему ведет высокая приставная лестница. Радиомаяк служит для определения радиодевиации, для чего суда выходят в Амурский залив.
Маяк назван в честь Сергея Сильвестровича Россета, капитана шхуны «Крейсерок», охранявшей границы Российского государства у южного Сахалина. В июне 1888 года при проходе пролива Лаперуза шхуна попала в сильный шторм. Лейтенант Россет был оглушен концом бизань-мачты, упал за борт и утонул. В память о нем также назван мыс, на котором и установлен маяк…
Татьяна Таран
Презентация книги и встреча с автором состоятся 17 апреля в 14.00 в библиотеке Русского географического общества на ул. Петра Великого, 4.
Фото:
автора, Константина Ягодина