Даешь почетное звание!

Жители Романовки убеждены: их село заслужило воинскую доблесть

7 апр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4807 (6512) от 7 апр. 2021

Ветеран вооруженных сил и почетный житель Шкотовского района Юрий Ахметшин, автор гербов Шкотовского и Хасанского районов, готовит материал для Законодательного собрания Приморского края о присвоении Романовке звания «Село воинской доблести».

В центре села – мемориальный комплекс с Вечным огнем, который зажигают по праздникам в честь летчиков Романовского авиационного гарнизона и местных жителей, защищавших Родину. 

Из этого небольшого населенного пункта на фронты Великой Отечественной войны и войны с милитаристской Японией ушли 250 человек, из них 99 погибли. Но и тех, кто вернулся с войны, уже нет среди нас. 

На одном из стендов мемориала, названного «Боевая слава села» и установленного в 2015 году, увековечены стихи поэта и писателя из Большого Камня Сергея Прохорова, где есть такие строки: 

И, выходя с победою из боя, 
Шли самолеты в заданный район. 
Стране родной дал 33 Героя
Романовский военный гарнизон! 
Где начинается дорога в небо…

История Романовского военного гарнизона начинается 1 октября 1933 года. В этот день на аэродром села произвела посадку 109-я отдельная минно-торпедная авиационная эскадрилья. Именно эту дату принято считать днем образования морской авиации ТОФ. 
Без ложного пафоса можно сказать, что Романовка стала ее колыбелью. 

Самолеты эскадрильи спасали команду парохода «Челюскин» в 1934 году, участвовали в военных конфликтах с японскими самураями у озера Хасан в 1938 году и в районе реки Халкин-Гол в 1939 году. Военлеты 125-й минно-торпедной авиабригады воевали с Финляндией с ноября 1939 года по март 1940-го, сражались с фашистской Германией и с милитаристской Японией. 

Только 4-й минно-торпедный авиаполк, ставший впоследствии 44-м, дал стране 12 Героев Советского Союза.

Всего же за свои ратные подвиги 31 летчик гарнизона Романовка-Пристань удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Уже в наши годы два летчика стали Героями Российской Федерации. 

…и в космос 

Среди героев, которыми гордится не только транзитная Романовка, летчик-космонавт Алексей Губарев, дважды награжденный золотой медалью. Кстати, 29 марта ему исполнилось бы 90 лет.

К сожалению, сегодня мало кто из жителей нашего края знает, что будущий покоритель космоса Алексей Губарев служил в 926-м гвардейском минно-торпедном Киркинесском Краснознаменном авиационном полку с марта 1953 года по февраль 1958-го в должности командира звена. Он летал на самолетах Як-18, Ту-2, Ил-28м, Л-29, его общий налет – более 1450 часов. 

Недавно в администрацию Романовского сельского поселения пришло письмо из Москвы от его дочери Ольги. Она пишет, что Романовка теперь известна всему миру. Поскольку во всех официальных биографиях ее отца, летчика-космонавта Алексея Губарева, указано, что он служил в авиационном гарнизоне, базировавшемся в этом приморском селе. И еще Ольга Алексеевна благодарит сельчан за сохранение памяти о ее отце. 

В Романовке сохранился двухэтажный дом довоенной постройки, где на первом этаже в коммунальной квартире жил военно-морской летчик старший лейтенант Губарев. Правда, от шлакоблочного строения остались только стены, которые в недалеком будущем собираются снести. Но, как уверил корреспондента газеты «Владивосток» Юрий Ахметшин, если это случится, то одна стена все равно останется, на ней установят памятную плиту, чтобы потомки знали и помнили, где начиналась одна из тропинок в космос. 

За экспонат можно и под суд попасть 

Один из экспонатов мемориала «Боевая слава села» – самолет Су-24мр 173-го полка с бортовым номером 10 – установлен на пьедестале с задранным носом, будто готовится к взлету. Его последнее место службы – аэродром в поселке Кневичи. Из-за этого самолета Юрий Ахметшин едва не угодил под суд за «хищение военного имущества». 

Узнав, что три самолета, когда-то приписанные к Романовскому гарнизону, готовят к утилизации в Кневичах на 322-м заводе, он, как председатель совета ветеранов Шкотовского района, написал письмо министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой передать один из них для строящегося мемориального комплекса. Министр в просьбе не отказал, но за самолет надо было заплатить 165 тысяч рублей, как за металлолом. Из трех списанных и готовых к утилизации «сушек» Ахметшин выбрал самолет под номером 10, на котором когда-то летал его друг – полковник авиации Владимир Медведев, ныне покойный. 

– Пригнал на завод трейлер, на него загрузили самолет, и я привез его в Романовку. И тут из Комсомольска-на-Амуре примчался командир полка, где этот Су-24 до сих пор числился, и стал на нас кричать: мол, по какому праву вы угнали боевую машину, да я вас под суд отдам, да меня же посадят вместе с вами!.. Сначала мы не поняли, в чем дело. У нас было разрешение Шойгу, мы за самолет заплатили, есть все документы и квитанция. Но когда я залез в кабину, то сразу все понял. Там все приборы были на своих штатных местах. Даже не убрали пиропатроны с катапульты. Только не было двигателей. 

Командир полка прислал в Романовку бригаду из шести человек и хотел забрать самолет. Но мы его не отдали. За три дня бригада сняла несколько штук секретных приборов, приборы с драгоценными металлами и пиропатроны. На этом конфликт был улажен, – вспоминает Юрий Ахметшин. 

Позже выяснилось, что командир части узнал о «похищении» самолета случайно. Он приехал на завод в командировку, поинтересовался, как обстоят дела с разборкой трех его Су-24. Когда ему сказали, что один самолет продали практически целым, только без двигателей, он едва не потерял дар речи… 

Кстати, в поселке Хороль установлен самолет Су-17 – тоже из бывших «военнослужащих» Романовского военного гарнизона. 

Между тем героическое прошлое села Романовка до сих пор в официальных документах никак не отмечено. Юрий Ахметшин уверен: Романовка должна носить звание «Село воинской доблести». 

Первый раз он озвучил эту идею на приморском телевидении в год 70-летия Победы. Тогда Юрий Рамазанович назвал это почетное звание «Село воинской славы». Но в 2015 году его не услышали. Второй раз выступил с этим предложением на пленуме совета ветеранов края. 

– Я сказал, что есть Курская дуга, о которой все знают, город Курск – город воинской славы. А про небольшие населенные пункты никто не знает. Например, село Прохоровка, где, собственно, и была танковая бойня, сегодня мало кому известно. Это же неправильно! Или вот на озере Хасан были бои с японцами, люди гибли, получали ордена, медали и звания Героя Советского Союза, а поселок Славянка не отмечен никакими званиями. Представители Хасанского района меня поддержали. И Дмитрий Григорович, председатель Совета ветеранов Приморья, тоже меня поддержал. На днях он мне позвонил, поздравил с воплощением моей идеи и сказал, чтобы я готовил документы, – рассказывает Юрий Ахметшин. 

В скором времени на мемориальном комплексе «Боевая слава села» будут установлены освещение и камеры видеонаблюдения. По словам Юрия Ахметшина, ничего бы этого не было, если бы не помощь главы Шкотовского района Виктора Михайлова. Это он настоял, чтобы мемориал сегодня выглядел таким, каким он есть. Строительство комплекса также финансировалось из бюджета района. 

Надежды на порт Суходол 

Как и чем сегодня живет современная Романовка, что осталось у нее кроме памяти и гордости за подвиги предков? 

Как уже писал «В», в 1957 году здесь был образован легендарный военный совхоз «Романовский», который кормил весь Тихоокеанский флот, часть воинских частей Дальневосточного военного округа и местное население. В 50–60-е годы это было единственное градообразующее предприятие, культивирующее животноводство и растениеводство. В совхозе работало более 300 человек – доярки, телятницы, птичницы, механизаторы. Были отделения в поселке Новонежино и в селе Лукьяновка, был засолочный пункт, где в чанах солили капусту, в бочках – огурцы и помидоры. Потом все захотели продукцию в красивой упаковке, и производство пошло на убыль. Забыл народ, что бочковой помидор и огурец – это естественная засолка, без химии и вредных вкусовых добавок. 

Военное хозяйство получало хорошие урожаи зерновых и овощей, молока и мяса. Благодаря инженерному и ремонтному батальонам, военно-морскому лазарету, радиопередающему центру, а также частям авиации ТОФ, дислоцированным в селе, росла численность местного населения, были построены детский сад, школы, дороги. 

– Когда здесь был гарнизон, жизнь в Романовке бурлила. Наши летчики – это элита военно-морской авиации, на них молились. Они – героические люди, им надо было при жизни памятники ставить, – горячится Юрий Ахметшин. 

Сегодня здесь нет ни воинских частей, ни военного совхоза, ни каких-либо сельскохозяйственных и промышленных предприятий. К своему 135-летию, которое отмечалось в прошлом году, Романовка стала заурядным транзитным селом, каких много вдоль автомобильной трассы Владивосток – Находка. Остались авторемонтный батальон, детский сад, средняя школа, построенная в 1974 году, культурно-досуговый информационный центр, амбулатория и несколько магазинов. И еще около 200 бывших военнослужащих Романовского военного гарнизона, ныне объединенных советом ветеранов и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. 

Работоспособные жители Романовки трудятся на заводе «Звезда» в Большом Камне и на строительстве порта в бухте Суходол, что в 14 километрах от Романовки. За рабочими каждый день приезжают автобусы. Кстати, многие приезжие строители порта снимают квартиры в Романовке. 

– Мы все жалуемся, что плохо живем, а приедешь в Большой Камень, так негде машину поставить! Едва ли не в каждой семье по два-три автомобиля. Даже в Романовке порой негде припарковаться, – говорит глава администрации Романовского сельского поселения Анатолий Горшков, много лет отработавший главным агрономом в военном совхозе «Романовский». – Я считаю, что наши люди живут неплохо. Пенсионеры занимаются огородами, кое-что продают – у нас есть небольшой базар. Да, для трудоспособного населения в самой Романовке ничего нет, но строится порт Суходол. В Смоляниново есть депо, где работают наши жители.

Наши центральные улицы (Ленинскую, Заречную, Гвардейскую) в основном заасфальтировали по краевой программе «Безопасные и качественные дороги». На район дают в пределах 100–150 миллионов рублей, и нам перепадает в пределах 10–15 миллионов. Совместно с районом осветили улицу Ленинскую. Скоро запустим освещение от школы до гарнизона и по гарнизону. Здесь тоже совместное финансирование района и наше. Отремонтировали культурно-досуговый центр.

Большие надежды Анатолий Александрович возлагает на открытие порта Суходол, где, вероятнее всего, будет железная дорога для перевозки грузов. А это новые рабочие места для местного населения и приезжих специалистов. Что не исключает увеличения численности проживающих на селе и, как следствие, строительства жилых домов и инфраструктуры. Иными словами, с исходом военных жизнь Романовки не закончилась, а перешла на новый уровень, не исключено, что на более перспективный. Время покажет. По крайней мере, на протяжении нескольких лет оттока населения из села не наблюдается. 

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала почетному жителю Шкотовского района Юрию Рамазановичу Ахметшину. 

Справка «В»

Алексей Александрович Губарев в сентябре 1973 года был командиром дублирующего экипажа (вместе с Георгием Михайловичем Гречко) при полете космического корабля «Союз-12». 

Свой первый полет совершил с 11 января по 9 февраля 1975 года вместе с Гречко в качестве командира космического корабля «Союз-17» и орбитального комплекса «Салют-4» – «Союз-17» (позывной – «Зенит»). Продолжительность пребывания в космосе составила 29 дней 13 часов 19 минут 45 секунд. 

Второй полет Губарев в качестве командира космического корабля «Союз-28» (позывной – «Зенит») совершил со 2 по 10 марта 1978 года вместе с гражданином Чехословакии Владимиром Ремеком. Это был первый пилотируемый полет по программе «Интеркосмос». Космонавты работали на борту орбитального комплекса «Салют-6» – «Союз-27» – «Союз-28» вместе с Юрием Романенко и Георгием Гречко. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 16 минут. 

За два полета в космос Алексей Губарев налетал 37 дней 11 часов 35 минут 45 секунд. В 1981 году покинул отряд космонавтов, но продолжал службу на командных должностях в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. В 1980-х годах был заместителем начальника 30-го Центрального научно-исследовательского института министерства обороны. В 1988 году ушел в отставку. Генерал-майор авиации Губарев скончался 21 февраля 2015 года, похоронен на Федеральном военно-мемориальном кладбище в Москве.

Сергей КОЖИН Владивосток – с. Романовка – Владивосток

Фото:

автора, предоставлено Юрием АХМЕТШИНЫМ