Родине своей он отдал все

Ориентиры в развитии Дальнего Востока, заданные более века назад Николаем Гондатти, остаются актуальными до сих пор

7 апр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4807 (6512) от 7 апр. 2021

Нынешней весной исполнилось 75 лет со дня смерти первого и единственного гражданского генерал-губернатора Приамурского края Николая Гондатти. Помнить об этом человеке обязаны все дальневосточники, потому что мало кому удалось столько же сделать для процветания тихоокеанской окраины России.

Выдающийся ученый с мировым именем, член многих русских и зарубежных ученых обществ и столь же выдающийся политик, исследователь и подвижник в освоении Сибири и Дальнего Востока ушел из жизни 5 апреля 1946 года. В советскую пору его имя было вычеркнуто из историографии. Ну как же – царский сановник, действительный статский советник, за свое служение Отчизне ставший шталмейстером двора Его Императорского Величества Николая II. Потому-то сегодня немногие знают и помнят о Николае Гондатти. Но напрасно: память о такой личности дает нам возможность чувствовать единение с теми, кто самоотверженно служил и служит России.

Ченый и хозяйственник

Николай Львович родился в Москве 3 декабря 1860 года в семье итальянского скульптора и русской дворянки. С золотой медалью окончил Нижегородский Александровский институт. В Московском университете с отличием окончил одновременно юридический и физико-математический факультеты, вдобавок там же получил естественно-историческое образование.

В молодости занимался наукой, преподавал. С исследовательскими экспедициями объездил пол-России, Германию, Англию, Ближний Восток, Египет, Австрию, Францию, Индию, Цейлон, Китай, Японию, Северную Америку. Его труды по этнографии Сибири и учебные коллекции по шелководству в Азии были отмечены большой золотой медалью имени Федора Литке Русского географического общества. Императорская академия наук за изучение народов Чукотки наградила его большой золотой медалью имени академика Карла Бэра.
Широкий кругозор, знания, работоспособность Гондатти не остались незамеченными властью. В сентябре 1908 года ученого назначили губернатором Томской губернии. Он сразу же с головой окунулся в проблемы региона. Уже через год в Петербурге на расширенном совещании кабинета министров выступил с детальным докладом о текущей ситуации и развитии Сибири. На местах основательно взялся за развитие промышленности и ремесел, следил за расширением дорожной сети. Во всех крупных городах способствовал открытию средних и высших учебных заведений.

В 1909 году страшное бедствие постигло Новониколаевск (ныне Новосибирск): в масштабном четырехдневном пожаре сгорело около тысячи жилых и общественных зданий, значительная часть населения осталось без крова. Николай Львович учинил следствие причин катастрофы и поиск виновных. Городских руководителей за халатность привлекли к ответственности. Меры по восстановлению Новониколаевска оказались колоссальными. Люди без задержек стали получать страховые выплаты, из казны выделялись строительные материалы, в помощь строительным артелям отправляли военных, полностью изменилась градостроительная политика. Город за короткий срок преобразился и похорошел. Гондатти стал его почетным жителем и гражданином в дополнение к таким же званиям в Томске, Сургуте, Березове, Тюмени и Екатеринбурге.

На Дальний Восток

Административные старания и заслуги Николая Львовича отметили государственным орденом и премией. В 1910 году Петербург снарядил научную экспедицию по реке Амур и выделил на эти цели 600 тысяч рублей. Требовалось понять, в каком направлении развивать территории вдоль великой реки. Уже тогда предполагались возведение судостроительных мощностей, создание рыбодобывающей и горнорудной промышленности, прокладка железнодорожных путей и строительство новых поселений. Именно этим через четверть века активно стала заниматься советская власть. 

А в начале XX века с поставленной задачей блестяще справился руководитель экспедиции Гондатти, издав итоговый научный труд по проведенным исследованиям. Единственное, что ему не удалось тогда решить, так это воодушевить жителей европейской части России на очередное массовое переселение на средний и нижний Амур. Опять же позднее это сделали Советы. 

Тем не менее ориентиры были заданы. Претворять задуманное в жизнь поручили именно Гондатти. В 1911 году он становится первым гражданским генерал-губернатором Приамурского края (в его состав входила и Приморская область) – до этого первое лицо региона одновременно занималось гражданскими и военными делами. Впрочем, вникать во внешнюю и оборонную политику ему приходилось неоднократно: Япония и Китай не скрывали желания расширить свои владения за счет российского Дальнего Востока.

Однако основные усилия губернатора были направлены на экономическое, транспортное, социальное и культурное развитие края. К примеру, в селах массово строились школы, а в городах больницы. Открылся первый в регионе учительский институт, с запада привлекли профессуру и завезли учебную литературу. При поддержке Гондатти в 1916 году на территории Приморья был учрежден первый заповедник Кедровая Падь. Особое внимание он уделял жизни коренного населения в долинах Амура и его притоков, издал распоряжение о запрете продажи алкоголя в стойбищах. А еще способствовал переезду в регион староверов. По всем этим причинам Николай Львович является почетным гражданином Хабаровска.

«Дорогой моему сердцу край»

Одной из главных заслуг Гондатти, по мнению его современников, стало строительство уникального моста через Амур и Амурской железной дороги, в этом многолетнем проекте он был главным вдохновителем и непосредственным участником. Грандиозный мост строился во время Первой мировой войны, с 1913-го по 1916 год. После торжественного открытия и освящения моста в октябре 1916-го поезда между Москвой и Владивостоком пошли через Хабаровск вместо прежнего маршрута по КВЖД. Благодаря этому тихоокеанские окраины преодолели свою изолированность и стали частью единой экономической системы страны.

Что касается Владивостока, генерал-губернатор постоянно и подолгу находился здесь с деловыми визитами. Через наш город привлекал в регион иностранный инвестиционный капитал. Способствовал выделению субсидий и кредитов на развитие торговли, промыслов, сельского хозяйства и промышленности. Организовал расширение и модернизацию коммерческого порта. Принял участие в организации ветеринарной службы и становлении метеослужбы в Приморье. С его легкой руки появился первый дачный поселок в пригородной зоне, началось возведение капитальной лечебницы в Садгороде, проводились землеустроительные работы и решались вопросы водоснабжения. (Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. – См. стр. 2.) Самое пристальное внимание уделялось процветанию науки, образования, культуры. «Дорогой моему сердцу край», – именно так Николай Львович назвал Приморье в одной из газетных публикаций того времени.

Имя остается в истории

Февральскую революцию Николай Гондатти не поддержал. Уже 2 марта 1917 года по решению созданного в Хабаровске комитета общественной безопасности его арестовали. Под конвоем отправили в Петроград. Однако в столице за отсутствием состава преступления освободили.

Вскоре после этого Николай Львович выехал в Финляндию, читал в Хельсинки лекции по этнографии. А еще через полгода перебрался в административный центр КВЖД Харбин, где соединился со своей семьей. Основал там техникум, а позже и политехнический институт, преподавал в нем. Построил там же православный мужской монастырь, помогал русским эмигрантам обустраиваться в Маньчжурии.

Шанс вернуться в политику появился у него в июле 1922 года: Приамурский земский собор выдвинул Гондатти на пост временного правителя Приамурского государства. Однако Николай Львович снял свою кандидатуру. Он уклонился от сомнительного, на его взгляд, сотрудничества с представителями белогвардейских кругов. Однако большевиков это не смутило. Они отправили письмо маньчжурским властям, которые тут же арестовали бывшего генерал-губернатора. После освобождения он занимался общественной и научной деятельностью. 

Николай Гондатти скончался в Харбине в 1946-м и был похоронен на русском кладбище (до нашего времени не сохранилось). В прощальной речи архиепископ Нестор дал емкую характеристику его личности: «Имя Николая Львовича Гондатти – большое, крупное, ярко выделявшееся на фоне полувековой, многогранной, обширной государственной и общественной его деятельности и работы на Дальнем Востоке, вошло в историю русской государственности… С именем Гондатти неразрывно связано представление о незаурядной и мощной фигуре человека огромного административно-государственного масштаба, человека тонкого ума, с безгранично широким размахом, неутомимой энергией, с твердой волей и с добрым чутким сердцем… Во всех своих действиях и поступках Николай Львович проявлял себя как достойный сын своей Родины и благородный исполнитель своего долга перед Отечеством… Родине своей он отдал все свои годы, и ум, и энергию, и знание, и любовь…»

Николай КУТЕНКИХ, действительный член РГО – Общества изучения Амурского края

Автор выражает признательность сотрудникам Хабаровского краеведческого музея имени Н.И. Гродекова за помощь в подготовке материала

Фото:

из архива Шимановского краеведческого музея, со страницы ДВЖД – филиала ОАО «РЖД» в facebook, с сайта pastvu.com