Чем мемуары круче романов
Именно из них можно узнать, какую страну мы унаследовали и кто мы вообще такие
В день показа в небольшом кинозале публики было немало – на необычный проект «Живые Мемории» (12+) пришли взглянуть и любители мемуаров, и артисты, и представители кинофестиваля «Меридианы Тихого», и те, кто просто любит Владивосток и связанные с ним удивительные жизненные истории.
Что же за проект сумел собрать воедино столь разную публику и, мало того, покорить сердца всех? Придумали «Живые Мемории» – многосерийный короткометражный фильм об истории нашей страны, созданный в жанре документальной анимации (проект осуществлен на средства президентского гранта), брат и сестра Ирина и Михаил Разумовские, журналист канала «Культура» и архитектор. Молодые люди, готовые не только для саморазвития открывать новые (точнее, подчас хорошо забытые) эпизоды истории России, но и рассказывать о них другим. Тысячам людей. Сотням тысяч. Чтобы соединить вчера и сегодня, собрать воедино нити истории и показать, какую страну мы, люди XXI века, унаследовали от тех, кто жил век, а то и два назад…
Встречи с прошлым открывают тайны
– Есть такой ресурс «Ktomy.media», – рассказывает Ирина Разумовская, – его создали мы с братом. На этом ресурсе мы создаем разные проекты о стране, цель которых – ответить на вопрос, поставленный в названии команды: «Кто мы?» Мы пытаемся делать это не замыленно, не картонно, не банально, а главное – стремимся привлечь к разговору молодых людей, тех, кто родился уже в этом веке, юных, еще только осознающих, кто они и в какой стране живут.
«…Мемории», по словам Ирины, выросли из размышлений, из желания найти новые форматы бесед об истории и дне сегодняшнем. В руки Разумовских попала небольшая книга мемуаров Всеволода Мамонтова, сына известного мецената Саввы Мамонтова.
– Она поразила нас живостью и трепетностью. Захотелось сделать так, чтобы об этой книге узнали и другие, – объясняет Ирина.
Мемуары Мамонтова стали основой для первой серии проекта. Он построен на воспоминаниях, написанных как людьми известными, например, Иваном Буниным, великой княгиней Ольгой Александровной, так и теми, чьи имена сегодня знакомы больше знатокам и специалистам: философом Никитой Гиляровым-Платоновым, художницей Анной Трояновской. Материал подбирался тщательно, ведь целью было популяризировать жанр мемуаров как таковой и одновременно продолжать искать ответ на вопрос «Кто мы?». Авторы проекта убеждены: мемуары, как и любые встречи с героями прошлого, помогают нам понять, какая она, страна, в которой мы живем, как она огромна и как сложна ее история, где нет черного и белого…
– Проект создавала команда из 50 человек, и все мы довольно молодые. Но мировоззренческим вектором «Ктомы.медиа» является наш отец Феликс Разумовский, историк и публицист, он уже 30 лет ведет программу «Кто мы?» на телевидении, – говорит Ирина. – Половина мемуаров была подсказана им, взята с книжной полки в нашем доме. Часть книг мы находили сами – в поездках по стране, встречах.
Впрочем, не каждая книга, даже очень хорошая, может стать основой для сценария. В любом кинопроекте, будь он маленький или большой, игровой или анимационный, главное, чтобы зрителю было интересно, и неважно, какой хронометраж – семь минут или два часа. Зритель будет следить за происходящим, если захочет узнать, что дальше. Поэтому мы выбирали книги и отрывки из них по простым принципам: чтобы они отвечали на главный вопрос «Кто мы?» и, даже будучи вырванными из контекста, были драматургически завершенными. Кроме того, брали отрывки, в которых рассказывается об одном эпизоде из жизни человека. Таком, который мог бы сказать о нем и о России гораздо больше, чем кажется.
Говорить голосом ушедшей эпохи
«Живые Мемории» создавались в тесном сотрудничестве с музеями России.
– Подав заявку на президентский грант по направлению «Сохранение исторической памяти», мы понимали, что 10-серийный проект в стиле документальной анимации – это маловато для гранта, интересно было бы вовлечь в него других участников, – рассказывает Разумовская. – И подумали: у каждых мемуаров есть автор, а с каждым автором наверняка связано то или иное место памяти в стране. Например, мемориальный музей. Так родилось партнерство с музеями. Мы сами на них выходили и предлагали стать частью «…Меморий». С некоторыми музеями нашли понимание не сразу, но в итоге мы получили огромную консультационную поддержку, опирались только на документы, архивные фото, сами мемуары. То, чего в книге не было, мы находили в музеях.
Проекты в жанре документальной анимации не так уж часто встречаются в нашей стране. «Живые Мемории» – это десять уникальных историй, каждая из которых нарисована и озвучена своей командой. Озвучивание – вообще особая тема проекта.
– Мы искали артистов, которые по органике, по духу, если угодно, подходили бы тем героям, чьи мемуары они читали. Учитывали и чтецкий дар, и многое другое, – говорит Ирина. – Нам повезло, что довольно известные артисты Галина Тюнина, Василий Бочкарев, Евгений Князев, Лика Нифонтова согласились принять участие в проекте. Алексей Гуськов вообще сам вызвался. Мы с ним еще на стадии подготовки проекта разговорились в коридорах телестудии, он заинтересовался идеей и сказал: «Я бы хотел поучаствовать. Если все получится, позови». И дал личный номер телефона. В итоге все артисты вошли в проект именно потому, что в них нашла отзвук идея.
Для серии, основанной на письмах Элеоноры Прей, мы привлекли актрису Мириам Сехон, потому что нам нужна была девушка с безупречным английским и красивым акцентом в русском. Она идеально передала игривое, простое настроение юной Элеоноры, приехавшей во Владивосток, и искреннее сопереживание событиям Русско-японской войны.
Наследники по прямой
Да-да, в 10 серий «…Меморий» вошла одна, особо близкая нам, жителям Владивостока. Она основана на письмах Элеоноры Прей.
– Серия, основанная именно на письмах, единственная в проекте, – поясняет Разумовская. – Вообще, это удивительная история. Сначала мне рассказали о Викторе Алексеевиче Шалае, директоре музея имени Арсеньева, позже я узнала, что музей издал книгу писем женщины, прожившей 30 лет во Владивостоке во времена его становления. И ниточка потянулась дальше. Я побывала во Владивостоке, чтобы увидеть город и купить книгу. Сотрудники музея имени Арсеньева помогли связаться с Биргиттой Ингемансон, переводчиком писем Прей, и решить все вопросы с авторскими правами. Биргитта нам тоже очень помогла, предоставила тексты писем на английском (в серии звучит английская речь, причем на том самом акценте, с которым говорила Элеонора Прей).
Меня поразило, с какой абсолютной любовью к земле может писать человек, который на этой земле не родился. Это и нам большой пример – как можно любить Отечество, в котором ты не рожден. Она 36 лет прожила во Владивостоке, это целая жизнь!
– Вас ведь могут упрекнуть в том, что Прей не русская и даже не российская подданная. Как она может ответить на вопрос «Кто мы?» в приложении к русским, к России?
– Мне кажется, Россия – особая страна в том смысле, что, когда в нее попадают на долгий срок иностранцы, они зачастую могут ответить на вопрос «Кто мы?» глубже и четче, чем те, кто здесь живет. Потому что у них свежее восприятие, ярче впечатления, кроме того, они искренне восхищаются Россией. Как Элеонора Прей. Как она детально описывает со свойственной ей провинциальной американской наивностью ежедневную жизнь Владивостока того времени, помогая нам понять, чем и как жил тогда город, какие в нем были настроения. А в мемуарах что главное? Это не исторический труд, который выверяет все до последней даты. В мемуарах главное то, что они передают настроение эпохи…
Количество просмотров «Живых Меморий» на «Ютубе», как и количество публики на показах в тех городах, с музеями которых сотрудничали создатели проекта, доказывают: основная цель – популяризация темы мемуарной литературы, разговор о ней на языке, близком молодежи, достигнута.
– Мы хотели показать, что иногда мемуары покруче любых романов, на то она и жизнь, – улыбается Ирина. – Наш проект показывает, какую прекрасно-сложную страну мы наследуем. А те, кто принимал участие в проекте – актеры, режиссеры, сотрудники музеев, – внесли свою лепту в ответ, кто мы. Мы очень разные, но мы – наследники той страны, наследники по прямой. Мы не ставили целью сделать проект в стиле «Россия, которую мы потеряли». Нет, мы умеем созидать. Но, скажу честно, «Живые Мемории», мемуары первой половины XX века показывают, что события 1917-1922-го и 30-х годов нанесли почти невосполнимый урон культуре России…
Сейчас все 10 серий проекта можно увидеть на «Ютубе», они всем доступны. А мы готовы продолжать. Количество просмотров и комментарии нас ободряют. Это будут новые города, новые герои…
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА