Вся мощь ТОФ скрыта под водой
Россия умножает подводные силы в Тихом океане
«У России есть только два союзника – ее армия и флот», – сказал почти полтора века назад император-миротворец Александр III. При нем, как и в периоды правления Петра I, Екатерины II, а в советское время при Сталине и Брежневе, происходило усиление вооруженных сил страны. В наши дни мы наблюдаем очередное судьбоносное обновление Российской армии и флота.
Недавно президент и Верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин заявил, что до конца года Военно-морские силы получат 40–50 новейших надводных и подводных кораблей, судов гидрографии и обеспечения, а также начнется строительство очередных боевых и вспомогательных единиц флота.
«В» попытался разобраться, что именно из этой мощной современной эскадры новостроя достанется нашему Тихоокеанскому флоту. Первый материал посвятим атомным и дизель-электрическим подводным лодкам (АПЛ и ДЭПЛ).
«Княжеское» пополнение
Ближайшим пополнением ТОФ станет атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег». Это вторая подлодка обновленного проекта 955А «Борей-А», или, как его еще называют, «Супер-Борей». Первой стал «Князь Владимир», который в минувшем июле вошел в состав Северного флота и сейчас находится в пункте базирования в бухте Гаджиево.
Крейсер четвертого поколения «Князь Олег» изначально также строился для СФ. Однако в прошлом году Генштаб и главный морской штаб изменили место его дислокации – теперь АПЛ отправится на Камчатку. В состав Тихоокеанского флота, скорее всего, войдет до середины нынешнего лета, но тут все будет зависеть от предстоящих государственных испытаний и учебно-боевых стрельб главным калибром.
Почему «Князя Олега» решили перенаправить на ТОФ? Да потому, что необходимо в ближайшие сроки максимально усилить наш флот в связи с повышением значимости Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политике, ростом напряжения и необходимостью обезопасить дальневосточные рубежи Родины.
Пока что в структуре 25-й дивизии подводных ракетоносцев ТОФ успешно несут службу два первенца «Бореев» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (не считая подлодок-стратегов предыдущего проекта «Кальмар»). «Князь Олег» от них несколько отличается: улучшены характеристики скорости, маневренности, малой шумности. Однако главное отличие скрыто в имеющемся на его борту оружии.
Основной ударный комплекс остался прежним, это 16 твердотопливных межконтинентальных стратегических ракет Р-30 «Булава» с десятком разделяющихся боеголовок, имеющих возможность преодоления любой системы противоракетной обороны и увеличенной дальностью полета. Однако для ближнего/среднего боя и собственной защиты новый крейсер основательно обновился за счет радиолокационной оснащенности. Также он несет на борту расширенный арсенал крылатых ракет, торпед, торпедо-ракет, мин и средств противовоздушной обороны. То есть он может не только раз и навсегда решить проблему бесконечных угроз всему миру от «жандарма демократии», но и эффективно защитить себя на глубине или нанести непоправимый ущерб субмаринам и крупным надводным группировкам вероятного противника в любой океанской зоне.
Для новой подлодки уже подготовлен экипаж во главе с капитаном II ранга Игорем Голубевым, который после государственных испытаний и вхождения крейсера в состав ВМФ поведет его из Северодвинска в Вилючинск. Однако в дальнейшем «Князь Олег» будет иметь два равноценных экипажа. В каждом чуть больше сотни человек, половина из них – офицеры. К слову, до недавнего времени ВМФ практиковал другую схему: три экипажа на два подводных крейсера.
Уникальная подводная лодка сейчас стоит у причальной стенки и готовится к швартовым испытаниям, проверяются все механизмы, оборудование и аппаратура. У этой АПЛ неограниченный режим плавания со скоростью 29 узлов под водой и автономностью в три месяца. Противник практически не имеет шансов на его обнаружение и перехват, поскольку «Князь Олег» сможет неделями находиться на глубинах от 400 до 480 метров.
Завершая «княжескую» тему, напомним, что прямо сейчас на заводе «Севмаш» в Поморье строятся атомные крейсера «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Один из них однозначно будет базироваться на Камчатке.
Также предстоит пополнение и в составе 10-й дивизии многоцелевых АПЛ ТОФ на Камчатке. Для нее построят несколько крейсеров модернизированного проекта 885М «Ясень».
Всего в Северодвинске для ВМФ строятся девять многоцелевиков четвертого поколения. Первый из них, «Казань», уже на плаву и вскоре отправится к месту службы в Гаджиево. Еще шесть находятся в разной степени готовности. Оставшиеся два пока на стадии закладки на стапелях «Севмаша».
Нашему флоту достанется минимум четыре подводных корабля. Один из них будет именоваться «Владивостоком». Кстати, в его закладке в режиме видеоконференции участвовал Владимир Путин.
Особенностью «Ясеней» в числе разнообразного оружия станут новейшие противокорабельные «Цирконы», летящие со скоростью около 9 Махов на расстояние порядка 1 тысячи км и гарантированно поражающих любую надводную цель.
Вторая жизнь «Антеев»
Пока «Ясени» находятся в стадии постройки, на Дальневосточном заводе «Звезда» российского военно-промышленного комплекса проходят модернизацию их предшественники проекта 949А «Антей». На стапелях в Большом Камне находятся многоцелевые лодки «Иркутск» и «Челябинск», которые обновленными до уровня 949АМ вернутся в строй в ближайшие два-три года.
Вместо прежних «Гранитов» они получат на вооружение новые крылатые и противокорабельные ракеты «Калибр», «Оникс» и «Циркон» (меньшие по размеру). Количество ракет на борту увеличится ровно в три раза – до 48 штук, но весовые характеристики останутся прежними. Помимо объектов на воде появится возможность поражать цели и на земле на удалении порядка 1600 км от места пуска. Такое перевооружение основательно повысит ударные возможности лодок.
Доведенный до уровня 949АМ «Иркутск» вернется в состав ТОФ в 2022 году.
Под новые и модернизированные корабли в главной базе подводного флота ТОФ ведется масштабная реконструкция. В гавани бухты Крашенинникова развернулось сооружение причальных стенок, гидротехнических сооружений, пунктов обслуживания и ремонта кораблей, жилых зданий для размещения военнослужащих и членов их семей, объектов соцкультбыта. При этом новые пирсы уже изготовили на заводе «Восточная верфь» во Владивостоке и отправили на Камчатку.
С повелителем морей на борту
Не менее грозным для врага станут новейшие российские атомные субмарины «Белогорск» и «Хабаровск» пятого поколения. На ТОФ поступит одна из них. Скорее всего, это окажется именно «дальневосточник».
Эти АПЛ будут иметь много общего с подводными кораблями типа «Борей-А». Но есть и существенные отличия. У каждой такой лодки гораздо более крупные габариты. Автономность увеличена до четырех месяцев, скорость возрастет до 32 узлов, максимальная глубина погружения составит 600 метров.
Экипаж также в пределах сотни моряков. Однако на борту достаточно много роботизированной техники. Помимо ударных «Посейдонов» здесь будут те же «Калибры», «Цирконы» и комплексы самообороны «Пакет-ПЛ», которые устанавливаются и на стратегические «Бореи». Это оружие позволяет нашим подлодкам наносить непоправимый урон вражескому флоту, отражать удары торпед и глубинных бомб, уходить невредимыми от преследования.
Проект имеет сверхсекретный статус, поэтому о нем известно меньше всего. Командование ВМС США и вовсе не верит в реальность существования «Посейдонов». Однако каждый раз в выступлениях перед СМИ его представители заявляют, что такое оружие не имеет права на существование (как будто в 1945 году они советовались с японцами о необходимости атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки).
Напомним нашим читателям, что «В» уже подробно рассказывал об этих грозных торпедах возмездия в материале «Посейдон» на нашей стороне» в номере за 25 апреля 2019 года. Поэтому вкратце напомним основные характеристики.
Будущие атомоходы, оснащенные уникальным оружием, смогут кардинально изменить расстановку сил в военно-политическом противостоянии в мире, а также повлияют на тактику ведения подводной войны. Внутри каждого такого корабля будет находиться шесть ядерных торпед «Посейдон» (первоначальное официальное название «Статус-6»). Это глубоководный беспилотный аппарат с ядерной силовой установкой. Носитель ядерной боеголовки до 100 мегатонн будет следовать к цели на глубине более 1 км со скоростью почти 110 узлов. Такую рекордную для водной среды скорость он сможет развивать благодаря движению в воздушной каверне, которая уменьшит сопротивление воды на любых глубинах.
Местами ударов станут авианесущие группировки в открытом море и военно-морские базы в прибрежных районах. Разрушительный взрыв у побережья противника не только все уничтожит в районе подрыва, но и вызовет сокрушительное цунами на десятки километров вглубь континента или острова.
Испытания беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» началось минувшей осенью. Параллельно производится сборка первых серийных образцов торпеды с атомным двигателем и ядерной боеголовкой.
Положа руку на сердце отметим, что спасения от нрава «грозного морского царя» нет. Американский ВПК предлагал своему флоту взять на вооружение торпеду Мк-48 самой последней модификации, которая способна действовать на глубинах до 800 метров и развивать скорость до 55 узлов. Но даже в теории она не способна перехватить «Статус-6». И это если бы американские радары смогли засечь его на бескрайних просторах океанов. Что тоже маловероятно с учетом бесшумности «Посейдона». К тому же эта торпеда может самостоятельно обходить под водой любые системы защиты противника. Таким образом, катастрофа ему обеспечена. Попытка создания средств противодействия российской «угрозе» будет стоить странам западного мира десятков или даже сотен миллиардов долларов, впрочем, без шансов на успешный результат.
Остается отметить, что ВМФ России планирует в нынешнем десятилетии построить минимум еще два подобных корабля-носителя ядерных торпед «Посейдон», по одной на Тихоокеанский и Северный флот. Сейчас на заводе «Севмаш» формируется корпус третьего крейсера «Ульяновск». Решение о строительстве других носителей будет принято позднее.
Марш «Варшавянки»
Но не одними лишь АПЛ пополняется ТОФ. Параллельно поступают дизель-электрические подводные лодки глубоко модернизированного проекта 636.3.
Современные «Варшавянки» по всем показателям превосходят своих предшественниц из числа ДЭПЛ. Максимальная скорость подводного хода достигает 19 узлов на предельной глубине погружения в 300 метров. Автономность плавания составляет 45 суток, что позволяет им нести боевое дежурство не только у родных берегов, но и на путях движения флота вероятного противника. Экипаж состоит из 52 человек. Ударным оружием служат крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные ракеты, а также торпеды и мины.
Основательно изменились средства обнаружения.
Строят их на заводе «Адмиралтейские верфи» Объединенной судостроительной корпорации. Первую серию из шести кораблей поставили на Черноморский флот, причем два из них, «Краснодар» и «Старый Оскол», отметились удачными ракетными ударами по местам скопления и обороны исламских террористов на территории Сирии.
Сейчас в Санкт-Петербурге строят серию для ТОФ. Две ДЭПЛ, «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», уже вошли в состав 19-й бригады подводных лодок Приморской флотилии ТОФ. Обе успешно участвуют в учениях в Японском и Охотском морях. Они также будут нести боевое дежурство на Курильско-Камчатском противолодочном рубеже, на подходах к берегам Приморья, Сахалина, Камчатки и Курильских островов, на основных маршрутах передвижения группировок 7-го флота США.
В настоящее время идут активные работы по достройке «Магадана» и «Уфы». Эти подлодки придут в бухту Малый Улисс во Владивостоке в конце 2021-го и 2022 годов соответственно. Их экипажи сейчас в специальном учебном центре осваивают новые корабли.
На освободившихся стапелях «Адмиралтейских верфей» начнутся сборка секций и формирование корпусов двух оставшихся кораблей – «Можайск» и «Ижевск». Деньги на их строительство уже заложены в федеральный бюджет. Более того, уже принято решение о подготовке экипажа для большой дизельной подводной лодки «Можайск».
К моменту их поступления в состав ТОФ выйдет срок эксплуатации их предшественниц из семейства «Палтус» (сейчас шесть в строю и одна в резерве), которые верой и правдой служили Родине свыше 30 лет в составе подводного флота ТОФ на бескрайних просторах Тихого океана. Однако не все из них отправятся в утиль. Не исключено, что наиболее свежие ДЭПЛ после капитального ремонта и модернизации продолжат службу на Балтике.
Что же касается недавно прибывших и еще ожидаемых атомных и дизель-электрических подлодок, то им предстоит стать основой подводного щита ТОФ на два ближайших десятилетия с гарантией продления срока службы.
В заключение необходимо сказать, что на подводных лодках служит элита российского флота.
– Все они профессионалы высочайшего уровня, цвет подводного флота России, – сказал корреспонденту «В» экс-командир атомного многоцелевого крейсера капитан I ранга в отставке Николай Вальков. – Эти офицеры прошли огонь, воду и медные трубы. Других таких специалистов поискать. Их тщательно отбирают еще в училищах. Никто не сомневается и в том, что за время службы эти офицеры неоднократно совершали геройские поступки в интересах Родины. Не случайно их грудь украшают ордена и медали.
Тем временем
На Тихоокеанском флоте сегодня несут службу два атомных подводных крейсера стратегического назначения первоначального проекта 955 «Борей» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». На боевые задания они ходят по отдельности и разными непересекающимися маршрутами. Однако недавно впервые в истории их пути сошлись. В соответствии с планом боевой подготовки экипажи двух ракетоносцев разыграли дуэль у побережья Камчатки. «Александр Невский» и «Владимир Мономах» искали друг друга на глубинах и по очереди атаковали торпедами, а затем уходили на маневрировании от нападения условного соперника. При этом на поверхности за ними охотились малые противолодочные корабли третьей стороны. Да еще и противолодочный вертолет Ка-27ПЛ проводил разведку с воздуха. В итоге подводникам приходилось уклоняться от залпа реактивными глубинными бомбами и торпедами. В общем, проверили силушку богатырскую.
Николай КУТЕНКИХ
P.S. В следующей толстушке «В» расскажет о новинках в составе надводных кораблей ТОФ.
Фото:
пресс-службы ПО ОАО «Севмаш», Олега КУЛЕШОВА / Центральный военно-морской портал, с сайта Минобороны РФ, Дмитрия ЖАВОРОНКОВА / Mil.Press FlotProm , Центральный военно-морской портал