Что скрывает занавес
Какие секреты должен знать театр, чтобы зритель ему поверил
Признайтесь, уважаемый читатель: если вы, идя по делам или просто прогуливаясь по самой обычной городской улице, вдруг услышите классическую музыку, это вас удивит? Ну конечно! Удивит, заставит прислушаться, даже остановиться. Именно так ведут себя прохожие в Уссурийске, оказавшись рядом со зданием театра имени Комиссаржевской.
Классическая музыка здесь, прямо на улице, играет негромко, ненавязчиво, и кажется, будто звучит само старинное здание. Человек удивляется, улыбается. И пусть он даже просто проходит мимо, его мысли настраиваются на приятный лад. А может быть, ему захочется завернуть в театральный дворик – полистать что-нибудь из книжного шкафа, стоящего на улице, взглянуть на афиши. А там – кто знает? – взять да и купить билет на спектакль…
Где традиции, там и классика
Трансляция классической музыки – одно из свежих нововведений Уссурийского городского театра имени Веры Комиссаржевской. Как известно, классика благотворно влияет на душевное состояние человека.
Вообще, в последнее время этот театр удивляет и радует обновлениями довольно часто. Самое явное из них – ремонт фасада, который провели здесь в 2020 году, пока коллектив работал дистанционно в условиях самоизоляции. Это удалось сделать благодаря реализации краевой государственной программы «Развитие культуры Приморского края на 2013-2021 годы» и выделению средств из краевого и местного бюджета по принципу софинансирования. Сейчас вид здания приближен к историческому облику, и можно представить, как театр выглядел сто с лишним лет назад, когда был еще Народным домом: кирпично-красные стены, белоснежные архитектурные элементы… А что же нового внутри этих стен?
Об этом лучше всего знают те, кто здесь работает. Мы попросили людей театра проанализировать недавнее прошлое, рассказать о настоящем и поделиться планами на будущее. Из их рассказов, как из фрагментов пазла, сложится единая картина, дающая представление о том, чем живет Уссурийский театр драмы имени Комиссаржевской сегодня и что планирует воплощать уже завтра.
Удивлять – исключительно культурно
– Среди особо значимых событий последнего времени, конечно же, грант на новую постановку, который наш театр выиграл по программе поддержки обновления репертуара дальневосточных театров в рамках программы развития театрального искусства в регионах Дальнего Востока, – рассказывает Борис Бехарский, главный режиссер театра. – Благодаря этому у нас появился спектакль «Каренин» (16+) по пьесе Василия Сигарева, над которым работала постановочная команда из Санкт-Петербурга во главе с режиссером Романом Габриа. Спектакль необычный и непривычный для наших зрителей, о нем сразу стали спорить. Но восторженных отзывов оказалось большинство, и нельзя не отметить, что такая культурная провокация – в хорошем смысле этого слова – удалась.
Обновлению репертуара способствует также участие театра в других грантовых программах. Так, благодаря программе «Театры малых городов» с 2017 года у нас в репертуаре появляются новые интересные спектакли. Первыми были «Калека с острова Инишмаан» (16+) и «Лесная сказка» (6+), которая получила главную награду XV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь». В 2018 году мы поставили сразу три спектакля: «Шальные деньги» (16+), «Жестокие игры» (16+) и «Аленький цветочек» (6+). В 2019-м смогли пригласить в наш театр из Москвы режиссера Александра Огарева – и появились «Опасные связи» (16+). А в этом сезоне в рамках проекта создан спектакль «Любовь и голуби» (12+) в постановке Станислава Мальцева.
Работа по направлению «Театры малых городов» продолжается: в честь 200-летия Федора Достоевского на будущий сезон заявлен спектакль «Дядюшкин сон» (16+), который будет ставить режиссер из Хабаровска Вадим Паршуков, художественный руководитель проекта – худрук Приморского академического краевого драматического театра имени Горького народный артист России Ефим Звеняцкий.
Но и в этом сезоне зрителей ожидают новые постановки. Только что вышел спектакль «Эгоисты» (16+) по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева», затем ожидается детская сказка «Счастье в мешке» и комедия «Люкс № 13». У нас, кстати, уже был коммерчески успешный спектакль по этой же пьесе, но его жизненный цикл завершился, и теперь мы ставим «Люкс» заново – с другими декорациями, другими артистами.
Театр по-прежнему уделяет внимание классике: по моему мнению, в репертуаре каждого уважающего себя театра должен быть хотя бы один спектакль по пьесе великого русского драматурга Александра Островского. В российской истории не так много драматургов, которые получили мировое признание и при этом имели отношение к театру, знали театральную механику изнутри, что позволяло им писать пьесы не только так, чтобы зрителям было интересно их смотреть, но и чтобы актерам было удобно их играть. Поэтому наш режиссер-постановщик Нийоле Макутенайте приступит к работе над пьесой Островского «Волки и овцы». (Сами предложат... – Cм. стр. 2.) В 2023 году будет отмечаться 200-летие драматурга, наверняка будут заявлены театральные конкурсы и фестивали, посвященные этому событию, и у нас будет что представить на них.
Спектакль с доставкой на дом
– Кстати, если говорить о фестивальных и гастрольных поездках, в связи с пандемией многие планы были перенесены – одни на год, другие на неопределенное время, – с сожалением констатирует Борис Бехарский. – Но мы о них не забываем. Например, с 2020-го на 2021 год был перенесен II Фестиваль театров Дальнего Востока в Хабаровске, на который мы заявляли «Опасные связи», но недавно пришло подтверждение, что он состоится, и 17 сентября наш спектакль откроет конкурсную программу этого фестиваля.
По федеральной программе «Большие гастроли» тоже обязательно продолжим работу. Еще до пандемии мы подавали заявку на обменные гастроли с театром «Колесо» города Тольятти, который уже приезжал к нам в Уссурийск. За прошедшее время и у нас, и у них появились новые достойные спектакли, так что, скорее всего, гастрольную программу мы будем пересматривать с их учетом. Как только появится возможность, реализуем эту гастрольную задумку.
Ждут нас и в Южной Корее: спектакль о корейском патриоте Чхве Дже Хене – это международный проект, существует пока в видеоформате, но изначально планировалось, что он пойдет на сцене. Мы ждем снятия ограничений, чтобы получить возможность репетировать совместно и представить премьеру спектакля сначала в Уссурийске, а затем и в Республике Корея.
– Не останутся без внимания и наши зрители из сел Уссурийского городского округа, – добавляет Елизавета Присекина, главный администратор театра. – Да, гастрольная деятельность пока находится в режиме ограничений, а мы знаем, что многие с удовольствием пришли бы на наши спектакли. Особенно хочется принести позитивные эмоции детям, ведь у них сейчас нет возможности даже для организованного выезда в театр. Поэтому мы решили задействовать современные технические достижения и разработали проект «Сельский зритель», который будет реализован в рамках национального проекта «Культура». Суть его в том, что зрители смогут смотреть трансляции спектаклей из нашего театра в реальном времени прямо у себя в сельских клубах. Мы планируем начать с детских сказок, первыми участниками проекта станут села Каменушка, Пуциловка и Степное.
В тестовом режиме проект будет запущен в апреле-мае. Согласитесь, такого у нас в крае еще не было. Но все же онлайн-трансляции не заменят собой живые гастроли, поэтому мы с нетерпением ждем, когда можно будет приехать на встречу с нашими зрителями в разных городах Приморья.
Искусство рождается от любви
– Я считаю театр в Уссурийске маленькой жемчужиной на театральной карте страны, – признается Нийоле Макутенайте, режиссер-постановщик. – Приехав в Уссурийск впервые, я очень удивилась высокому уровню профессионализма, вернее, даже какой-то высокой одухотворенности и внутренней подвижности актеров театра. Потом меня привели в восторг цеха – швейный, костюмерный, реквизиторский, свет, звук, монтировщики. Все эти люди безмерно преданы делу, с огромной любовью и ответственностью относятся к творческому процессу.
С тех пор на уссурийской сцене мною поставлены уже три спектакля: «Жестокие игры», с которых все началось, затем «Zhенитьба.Wanted!» (16+) и недавняя премьера – «Эгоисты». Все они сделаны трудами многих дорогих моему сердцу людей, поэтому все важны и значимы, все родные.
Следующая постановка, над которой мы будем работать, – «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского, которого я очень люблю и считаю величайшим драматургом, у кого нужно учиться театральному делу. С одной стороны, это безупречный драматический текст с необычайно тонким юмором, а с другой – это истории человеческих душ, простые и трогательные. На этом стыке двух измерений – профессионального мастерства и психологической достоверности – рождается искусство.
Маэстро, музыку!
– А для меня как музыканта, конечно же, важна музыкальная составляющая и спектаклей, и всего того, что происходит в театре, – делится Наталья Резникова, заведующая музыкальной частью. – Меня очень радует то, что каждый детский спектакль в нашем театре по-настоящему музыкальный. Отмечу одну из последних наших работ для детей – «Сказку о Коньке-горбунке и Иване-дураке» (6+). Мы с режиссером Никитой Трофимовым очень долго и тщательно работали над музыкой к этому спектаклю, она отличается разнообразием стилей, эпох, характеров. Очень многогранная во всех отношениях постановка получилась.
Еще одно, с моей точки зрения, особенное событие: в прошлом году был восстановлен и обновлен замечательный спектакль «Золушка» (6+). Много лет назад музыку к нему написал уссурийский музыкант и композитор Григорий Зинченко. Весь музыкальный материал был восстановлен современными средствами записи, и теперь прекрасные песни и музыка, которые давно полюбились уссурийской публике, снова звучат на нашей сцене.
Да и постановки для взрослых зрителей всегда насыщены звуком, как, к примеру, новый спектакль «Каренин», который высоко оценила наша публика. Музыку для него создал молодой композитор из Санкт-Петербурга Владислав Крылов. Точнее, это не совсем музыка в чистом виде, это саунд-дизайн – современное направление по моделированию звуковых пространств и созданию специальных звуковых эффектов с помощью новейших технологий для кино, мультипликации, мультимедийных проектов и театральных постановок.
К слову, это не столь уж редкий случай, когда к нашему спектаклю композиторы специально пишут музыку. На уссурийской сцене идут спектакли «Тайна пиратских сокровищ» (6+) и «Мещанин во дворянстве» (12+), над которыми работал композитор из Владивостока Николай Новиков. К спектаклю, уже, не побоюсь этого слова, легендарному, «Лесная сказка» музыку написал Владимир Синенко, выдающийся современный композитор, живущий во Владивостоке.
В нашем театре мне тоже удалось реализовать себя как автора музыки к детской постановке. Это история под названием «Осторожно, дети!» (6+). Считаю, что из пьесы о правилах дорожного движения у нас получился замечательный, яркий, поучительный детский спектакль, динамичный, наполненный музыкой и песнями.
И еще не могу не сказать о том, что актеры нашего театра, как и все талантливые люди, талантливы во всем. Они выходят на сцену не только как драматические актеры, но и как поющие артисты. Актерское пение – это вообще штука особенная. Ведь хороший актер за две-три минуты, что длится песня, может не просто красиво спеть – рассказать, сыграть слушателю целую историю! Именно поэтому мы представляем нашему любимому зрителю еще и концертные программы, особенно к различным праздничным датам.
Агитбригады, которые мы ежегодно готовим ко Дню Победы, давно полюбились не только горожанам, но и жителям всего Уссурийского округа. Поэтому мы решили создать при театре проект, который бы объединил наиболее яркие концертные номера и дал возможность артистам реализовать свои таланты более полно, – «Музыкальную гостиную», которая может стать и «Поэтической» в зависимости от темы и приглашенного гостя. Начало было успешным, но сейчас все артисты заняты на репетициях спектаклей, и мы пока ждем возможности возобновить эти встречи, которые, я уверена, будут пользоваться популярностью.
Спасибо, что вы здесь
– Известное выражение о том, что театр начинается с вешалки, я считаю неверным, – вновь включается в разговор главный администратор Елизавета Присекина. – Для зрителя театр начинается с кассы, где он покупает билет. И первые, кого он видит в театре, – это кассир и мы, администраторы. Наша задача – встретить зрителя, понять, что он хочет, вместе с ним найти оптимальный вариант, если сомневается – посоветовать, заинтересовать его. Впечатление о театре у человека складывается не только от спектакля, но и от того, как его здесь принимают. Секрет успеха в нашей работе – это любовь. Искренняя любовь к театру и к зрителям. Без этого ничего не получится.
Надо сказать, что наши зрители отвечают нам тем же, и мы еще раз убедились в этом, как ни странно, на примере пандемии. Как только появилась возможность показывать спектакли, пусть и с 50-процентной рассадкой в зрительном зале, у нас значительно увеличилось количество аншлагов. Мы добавили дополнительный день показа спектаклей – четверг, чтобы к нам могли прийти все желающие. А для того, чтобы выразить нашим любимым зрителям признательность за то, что они выбирают нас, придумали лотерею – розыгрыш призов от компаний-партнеров и друзей театра.
Вообще, мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать посещение театра комфортным и доступным для зрителей, учитываем их пожелания. После перерыва, связанного опять-таки с пандемией, возобновили продажи билетов через онлайн-сервис. Кроме того, у нас в кассе работает безналичный расчет – уссурийские театралы давно об этом просили, но для этого нужно было решить некоторые технические вопросы. Теперь система налажена и можно оплачивать билеты любым способом, как вам удобно…
Ну что ж, классическая музыка увлекла вас, привела на встречу с искусством, и вот вы здесь, в зрительном зале. Занавес открывается!
Наталья БЕЛОШЕНКО, руководитель литературно-драматургической части театра имени Комиссаржевской
Фото предоставлено театром Комиссаржевской