#МыВместе оказалось эффективным «лекарством» от пандемии

Волонтерам надо иметь не только доброе сердце, но и железные нервы

11 март 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4799 (6504) от 11 март 2021
29.jpg

Сегодня наша жизнь, в которую со своим уставом влез COVID-19, постепенно возвращается в прежнее русло: заболевших меньше, ограничения ослабляют. И кажется, что уже нет такой необходимости в помощи добровольцев. Но это только кажется. Потому что всегда есть те, кому нужны бескорыстные внимание и поддержка.

Год назад никто не мог предположить, насколько затянется борьба с вирусом. И что взаимопомощь, объединившая людей, станет одним из эффективнейших средств в борьбе с пандемией. Сегодня газета «Владивосток» попросила волонтеров вспомнить: как это – отодвинуть свои дела и проблемы в сторону и помогать совершенно незнакомым людям?

Март 2020 года. В России объявлен режим самоизоляции. Встает вопрос: как помочь пожилым людям, нередко одиноким, которые вынуждены оставаться дома ради собственной безопасности? Силами федеральных штабов волонтеров-медиков и ассоциацией волонтерских центров была объявлена Общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе. 

Помочь и поддержать

Приморье стало одним из первых регионов, поддержавших акцию. Во всех муниципальных образованиях были организованы волонтерские штабы. И жителей, готовых оказывать помощь незнакомым людям, в крае оказалось немало. 

– Звонили, писали, спрашивали, чем могут помочь, не только люди, давно занимающиеся добровольческой деятельностью, но и те, кто раньше вообще к волонтерству никакого отношения не имел. От друзей и знакомых услышали об акции, о том, как добровольцы помогают пожилым, и тоже решили записаться, – рассказывает ведущий специалист НКО «Центр содействия развитию молодежи Приморского края», руководитель регионального штаба акции #МыВместе Ирина Стадник. – Собралось более тысячи волонтеров – это очень серьезная цифра для региона. 

Добровольцы действовали по нескольким направлениям. Одна группа находилась в штабах и обрабатывала поступающие заявки, общаясь с «благополучателями» (так волонтеры называют своих временных подопечных). Вторая ездила по населенному пункту и оказывала адресную помощь. Волонтеры не только приносили продуктовые наборы и лекарства, но и гуляли с домашними питомцами, выносили мусор, оплачивали ЖКХ и выполняли бытовые поручения. 

Работа велась посменно: по 6 часов в штабе и от 4 часов на выезде. Для оказания адресной помощи волонтеров делили на группы и раздавали маршрутные листы. Как вспоминает Ирина, в самый пик пандемии одновременно на выездах находилось до пяти добровольческих групп, каждая из которых за смену успевала посетить не менее 15 адресов. 

Не привыкли получать добро

Помочь в первую очередь старались пожилым людям. Многие из них становились постоянными «клиентами» акции. Но перед выходом на работу волонтеров инструктировали и готовили к любым, даже негативным ситуациям: люди все разные. 

– Мы ежедневно посещали от четырех до восьми многоквартирных домов и еще пять-шесть в частном секторе, работа не очень тяжелая, выматываешься скорее морально, – рассказывает Ярослав Черный, работавший волонтером в Сибирцевском городском поселении. – В основном все к нам относились хорошо. Запомнился день, когда мы привезли продуктовый набор одной бабушке. Она встретила нас в слезах. Представляете, человек настолько отвык от того, что ему оказывают внимание, предлагают помощь, что был рад даже простому пакету с продуктами. Она плакала, благодарила нас, рассказывала, что дом у нее уже очень ветхий и старый, жить ей тяжело. Это был самый трудный день для меня именно в эмоциональном плане. Бабушку эту, наверное, на всю жизнь запомню.
Но были, конечно, и не очень позитивные люди. Но это оттого, что многие не верят в благотворительность, чаще всего думают, что мы оказываем помощь за деньги. Некоторые считали, что мы их отравить пытаемся, раздаем просрочку. Приписывали нам какую-то агитацию, говорили, что за это попросим их идти голосовать за поправки в Конституцию. Это было время как раз перед голосованием. Скепсиса много было, но люди ведь разные, к негативу нужно относиться спокойно.

С весны до осени волонтеры в масках и перчатках посещали дом за домом. Общались с жителями, помогали и вселяли в людей надежду, что пандемия обязательно закончится и все будет хорошо. 

– В работе мне повезло. Все, с кем я работал, были признательны за помощь и заботу, – говорит волонтер Андрей Шидловский. – За смену я обычно обходил по два-три дома, но в разгар эпидемии заявок было намного больше. Это тяжело физически, но всегда радостно видеть счастливые глаза людей, которым приятно, что о них не забыли. 

Мы как-то пришли к бабушке, ей было уже 86 лет. Но таких позитивных и активных людей я в своей жизни еще не встречал. Очень веселая, рассказывала нам о своей жизни, вспоминала школу, первую работу, молодость. Общаться с ней – одно удовольствие. Трудно даже представить, как человек в таком возрасте смог сохранить столько жизненной энергии. В конце встречи она даже сказала нам, что тоже хочет стать волонтером и помогать людям.

 Конечно, все волонтеры рисковали: никто не знал, болен коронавирусом человек, к которому они идут, или нет. Но, как говорит Ирина Стадник, желание помочь перевешивало страх заразиться. К тому же все добровольцы обязательно проходили инструктаж, где им объясняли, как обезопасить себя и окружающих от инфекции, как оказать помощь пожилым людям в экстренной ситуации. 

Связующая нить

Добровольцам #МыВместе за год удалось помочь более чем 20 тысячам жителей Приморья. Их работа распространилась и на административные и медицинские учреждения, где волонтеры проводили термометрию и оказывали помощь медсестрам. Во время аномального ледяного дождя, обрушившегося в ноябре на Владивосток, добровольцы вновь объединились, чтобы помочь в раздаче горячего питания людям, оставшимся без света и тепла. 

90 приморских волонтеров были отмечены памятными медалями «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе». 

– Штаб прекращал свою деятельность буквально на месяц, но добровольцы работают по сей день. Понятно, что интенсивность заявок снизилась. Но помощь людям нужна до сих пор, – говорит Ирина Стадник. 

Марина ЗУБКО

Фотографии предоставлены Центром содействия развитию молодежи Приморского края