Обмакивая кисть в любовь

Какой бы крест ни выпало нести, художник с истинно русской душой выбирает светлую сторону

25 февр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4795 (6500) от 25 февр. 2021

Большое разочарование ждет любителей творчества знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой, которые, будучи в эти дни в Санкт-Петербурге, заглянут в Русский музей, дабы насладиться ее картинами. В экспозиции музея работ Серебряковой сейчас нет. Все они во Владивостоке!

Да, в залах Приморской краевой картинной галереи открылась выставка «Зинаида Серебрякова» (12+) из собрания Русского музея. На ней представлено 43 произведения (живопись и графика) этой знаковой фигуры в русском искусстве XX века. Конечно, в фондах крупнейшей в мире сокровищницы национального искусства произведений Серебряковой намного больше, но, как отмечает куратор выставки от Русского музея Галина Кречина, ради Владивостока из основной экспозиции были сняты все представленные там работы художницы.

Вернулась с оттепелью

Русская парижанка, принадлежавшая к прославленной творческой династии Бенуа-Лансере, Зинаида Серебрякова стала одной из первых женщин-художников, снискавших не меньшую славу, чем самые известные современники-мужчины, и добившаяся признания за рубежом. На ее век выпало несколько революций и войн, ранняя потеря отца, а потом и любимого мужа, вынужденная эмиграция во Францию, разлука с детьми. Выставка иллюстрирует ключевые эпизоды этой непростой судьбы, становление мастерства и стиля художника – от ранних работ, созданных в России, до произведений парижского периода.

– Мы хотели сделать такую развеску полотен, чтобы последовательно представить все периоды творчества Серебряковой, – говорит Галина Кречина. – Но парадные залы Приморской картинной галереи изменили наши намерения: на центральной стене как, скажем так, ударную группу мы повесили ее серию «крестьянских» работ. По большому счету, это основополагающая тема в творчестве художницы, то, что она любила и хорошо писала. Поэтому им отдано центральное место.

Вообще, Зинаида Серебрякова очень востребованный живописец, особенно ее любят и знают за рубежом. А с учетом того, насколько актуальна сегодня женская тема в искусстве, всегда некоторая часть фонда ее работ где-то в разъезде, одно-два произведения путешествуют по Европе. Что же касается России, увы, у нас творчество Серебряковой широкая публика знает куда меньше. Отчасти потому, что долгое время из-за жизни в эмиграции о ней в СССР мало упоминали, хотя многое изменилось во времена оттепели…

Подлинная жизнь. Без модернизма

Имя Зинаиды Серебряковой обычно ассоциируется с обаятельными, нежными портретами и монументальными полотнами на крестьянские темы. Сельские пейзажи (в первую очередь с видами Малороссии, где находилась родительская усадьба Нескучное), портреты (крестьяне, родственники, друзья, писатели, художники), сочные натюрморты, театральное закулисье, мир семейной идиллии и психологичные автопортреты – все это нашло свое место в экспозиции. И неважно, изображает художница детей, женщин или возделанные поля, эти картины не оставляют равнодушным и задевают далекие струны души.

– В чем уникальность Серебряковой? В оптимистическом, светлом, гармоничном взгляде на жизнь. Притом что выпавший ей крест легким не назовешь. И все равно в ее картинах светятся лирика, оптимизм, любовь к людям, к жизни. Это квинтэссенция ее творчества, – объясняет Галина Кречина. – Она очень многогранный художник: и портретист (например, во время работы в Марокко, где коренные жители редко соглашались позировать и подолгу отказывались, она успевала буквально за полчаса ухватить самое главное в лице натурщика), и натюрморты у нее замечательные, а какие пейзажи! Но в первую очередь она прекрасная рисовальшица. Ведь в их семье все умели рисовать превосходно и ее учили.

Портреты ее раннего периода, конечно, сильнее. Работы, созданные в эмиграции, тоже очень сильные, но все же в них чувствуется тот факт, что этим Серебрякова зарабатывала на жизнь. Приходилось слегка льстить заказчикам. А дореволюционные ее работы, конечно, полны истинной жизни.

Она всегда была реалистом и, когда в 20-е годы в моду вошел авангард, страдала от этого, ей было тяжело. Модернизм был ей чужд, она сохраняла классические традиции в искусстве. И всегда подчеркивала, что ей неинтересны модные тенденции. 

Ищете гармонию? Вам сюда!

– Серебрякова никогда себя не рекламировала, поэтому и в эмиграции жила в отличие от некоторых других русских художников тяжело. Заказов было очень мало, а в ней не было ни капли того, что сегодня принято называть «пробивная». Она стеснялась работать на улице, когда художника окружают зеваки, заглядывают в мольберт. Ей было проще написать приятного сердцу человека и отдать ему портрет просто так. А учитывая тот факт, что по происхождению она была аристократкой и долгие годы в дореволюционной России жила, не думая о хлебе насущном, можно представить, как тяжело ей было вживаться в совсем другие условия, ломать себя, приобретать новые привычки. Но в главном она не сломалась: классическим традициям, повторюсь, осталась верна.

Прелесть Серебряковой в ее гармонии. Мы знаем, что, к примеру, Мясоедов был очень тяжелым в жизни человеком, но при этом великим художником. (Марфа Васильна я!... – см. стр. 2.) И отделяем одно от другого, говоря о его творчестве. А вот Зинаида Серебрякова была исключительно приятным, тонким и скромным человеком. И творчество ее столь же прекрасно, как она сама. В этой гармонии – секрет ее обаяния…

Работы из собрания Русского музея дополняет картина «Тата и Катя Серебряковы», переданная в 2017 году в дар Приморской картинной галерее известным дальневосточным ученым Александром Клещевым.

– Единственная на выставке картина из фондов Приморской галереи нас очень радует, – отмечает Галина Кречина. – Прекрасно, когда в столь отдаленных от центра регионах возникают работы таких мастеров. Это еще раз подтверждает тот факт, что там, где русская интеллигенция, там и русская культура. 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА