Бабушки и дедушки снова идут в «садик»

Как может помочь старшему поколению организованная старость

25 февр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4795 (6500) от 25 февр. 2021

Пожилых жителей Находки организовали. В прямом смысле этого слова. С начала прошлого года в городе реализуется проект «Забота о родителях», в результате чего появился «детский сад» для бабушек и дедушек.

Именно функции детского дошкольного учреждения взял за образец благотворительный фонд «Забота» при устройстве «Дома дневного пребывания для пожилых людей старше 70 лет». Сотрудники фонда уверены, что идея такого «садика» востребована, поскольку в городе живет около 9 тысяч граждан старше 70 лет, нуждающихся как раз в подобной организованности.

Поели – можно и поиграть

Да, и по режиму работы, и по функционалу «Дом дневного пребывания» напоминает детский сад. «Воспитанники» могут находиться здесь с восьми утра до пяти вечера. Им обязательно предоставляется питание – полноценный обед из трех блюд. В остальное время бабушки и дедушки могут развлечь себя чаепитием. Разумеется, это не единственное доступное для них развлечение. В проекте запланировано проведение различных мастер-классов, экскурсий, других мероприятий. 

Например, предусмотрена работа творческих мастерских, чтобы в течение дня можно было занять пожилых людей полезным и интересным делом. Так, в «Доме…» есть стол для рисования по песку, недавно прошел мастер-класс по эбру (рисование по воде). Творческие занятия не только открывают для пенсионеров новые горизонты (найти новое хобби никогда не поздно), но и, что немаловажно, позволяют восстанавливать мелкую моторику рук.

Групповые выезды на природу или в ближайшие населенные пункты – регулярное ежемесячное мероприятие. В одну из последних экскурсий, например, «детсадовцы» побывали в поселке Врангель.

И обязательно – физическая активность! С пожилыми людьми занимаются тренер по адаптивной физкультуре, тренер по дыхательной гимнастике – он специально для этого проекта записал тренинг, и теперь бабушки и дедушки каждый свой день здесь начинают с правильного дыхания.

Кроме того, к работе в проекте привлечен массажист. А поскольку посетители «Дома дневного пребывания…» – люди в возрасте, предусмотрена и минимальная диагностика: измерение давления и сахара в крови.

Организована здесь и спальная зона. Речь, конечно, не идет об обязательном включении в режим дня сонного часа, но при желании или необходимости дедушки и бабушки могут прилечь и отдохнуть.

Помогают сотрудникам центра сестры милосердия из местного храма – каждый день в «Доме…» дежурят две сестры. Они не только оказывают помощь при организации, например, обедов, но и ведут с пожилыми людьми духовные беседы.

Чем бабушки и дедушки занимаются в свободное время? Поют, танцуют (это у них, пожалуй, одно из любимых занятий) и, конечно, общаются. И даже заводят новых друзей. Представьте: две женщины, долгие годы прожившие в одном доме, одна на первом этаже, другая на пятом, не знали друг друга, а тут познакомились и даже стали подругами…

Посещение «Дома дневного пребывания» для пожилых граждан полностью бесплатное.

Исключение из правил

Правда, за время работы проект подвергся небольшой коррекции. Как уже рассказывал «В», «Дом дневного пребывания» появился благодаря выигранному благотворительным фондом «Забота» гранту краевого правительства. Изначально поводом для создания такого «Дома…» стала необходимость позаботиться о стариках, за которыми требуется присмотр, в том числе страдающими деменцией, слабоумием, то есть тех, кого оставлять одних дома опасно.

– К сожалению, опыт первых месяцев нашей работы показал, что с такими сложными пациентами мы работать не можем, – объясняет руководитель проекта Анжела Кильдяева. – В первое время после открытия мы брали людей с деменцией, но каждый из них требовал постоянного контроля, у нас на это, к сожалению, не хватает людских ресурсов. Поэтому сейчас мы позиционируем «Дом…» как досуговый центр для пожилых людей.

Патронаж или интернат?

А как же решается проблема ухода и присмотра именно за этой категорией граждан, которые еще физически активны, однако за свои поступки ответственности не несут и, более того, могут косвенно своим поведением навредить себе (скажем, выйти из дома и потеряться) или окружающим (к примеру, забывая закрывать кран в ванной, заливают соседей)? Понятно, что такие люди нуждаются в постоянном наблюдении.

– С 2014 года кардинально поменялся порядок оказания социальной помощи, – рассказывает заместитель министра труда и социальной политики Приморья Елена Чибрикова. – Если раньше человека помещали в интернат практически по его желанию, то с выходом ФЗ-442 приоритетным стало предоставление социальных услуг на дому. Цель принятых изменений – предотвратить факторы, ограничивающие жизнедеятельность человека, а проще говоря, позволить старику доживать свой век в родных стенах.

Решение о том, в какой помощи нуждается гражданин – надомной или стационарной, принимает специальная комиссия. Это относится и к одиноким старикам, и к тем, уход за которыми не могут обеспечить родственники. Если речь идет о надомной помощи, опять же комиссия решает, в каком объеме она нужна, исходя из конкретной ситуации: социальные работники могут навещать человека и несколько раз в неделю, и несколько раз на дню.

Что собой представляет патронажная помощь? Все то, в чем нуждается человек. Сходить в магазин, сделать уборку, вызвать врача, приготовить еду, покормить (при необходимости с ложечки), перевернуть (если пациент лежачий), помыть, поменять памперс, усадить в кресло – всего в списке оказываемой надомной помощи порядка 90 позиций.

И только в том случае, если надомная помощь не дает нужного эффекта (соцработник не может весь рабочий день присматривать за одним пациентом, чтобы тот не открыл дверь и не ушел из дома), тогда уже идет речь о помещении человека в интернат психоневрологического профиля.

К, сожалению, пансионатов или стационаров с дневным пребыванием для стариков с деменцией или с болезнью Альцгеймера, куда можно было бы определить своих родственников в будние дни, у нас в регионе нет. Специалисты возлагают надежду на некоммерческие организации, которые займутся созданием подобных учреждений.

Надо отметить, что в последнее время НКО достаточно активно привлекаются к оказанию социальной помощи. Речь идет об оказании патронажных услуг в те дни, когда государственные соцслужбы не работают – по праздникам и выходным. Они же специализируются и на оказании срочных услуг, востребованных в условиях пандемии: доставке продуктов, лекарств.

Чтобы получить социальную помощь, необходимо обратиться в Приморский центр социального обслуживания населения (его филиалы работают на всей территории края). Причем обратиться за помощью может и сам нуждающийся, и его родственники, соседи, знакомые, организации, муниципальные власти – все, кто располагает информацией о том, что конкретный человек находится в беде.

Не пропустить начало

С этого года Приморье вошло в число пилотных регионов, внедряющих систему долговременного ухода. Цель ее – максимально вернуть людей в социум, к привычному образу жизни. Правда, ориентирована система по большей части на пациентов с ранним этапом функциональных расстройств, проще говоря, у кого деменция только-только начинается.

– Таким образом мы сможем дать людям еще лет десять полноценной жизни, – поясняет Елена Чибрикова. – В этом году в систему долговременного ухода должны быть включены не менее 260 человек. Во Владивостоке и Уссурийске будут открыты отделения дневного пребывания, где пожилые и инвалиды, в том числе с когнитивными нарушениями, бесплатно получат комплекс социальной реабилитации. Речь идет в том числе о психологической гимнастике, восстановлении мелкой моторики – всем том, что сможет приостановить развитие болезни. Время пребывания в дневном стационаре будет определяться в зависимости от врачебного заключения – от двух до четырех часов.

Специалисты утверждают, что система рассчитана на тех граждан, которые еще в силах контролировать свои действия и самостоятельно посещать занятия. А также предупреждают, что никому никуда записываться не нужно, поскольку отделения будут работать не по заявительному, а по выявительному принципу. То есть нуждающихся в профилактике развития деменции будут определять участковые терапевты.

– От медицинских учреждений мы ждем информацию о потенциальных получателях таких услуг, а также рекомендации и индивидуальные планы ухода, – отмечает министр труда и социальной политики края Светлана Красицкая. – Именно врачи могут в полной мере определить признаки наступающей болезни и степень нуждаемости в помощи, обозначить, где человек может пройти реабилитацию – на дому или в дневном стационаре.

Повторимся: человек будет признан нуждающимся в долговременном уходе только по заключению врача и при участии же врача для пациента будет составлена индивидуальная программа занятий.

Поэтому, советуют специалисты, если вы замечаете за собой изменения в поведении (усилившуюся забывчивость, рассеянность и т.п.), сообщайте об этом своему участковому терапевту. Хотя бы потому, что эти изменения можно и нужно корректировать с помощью лекарственных препаратов.

Еще один важный сегмент системы долговременного ухода – это семья. Получить необходимые специальные знания и навыки ухода за пожилым человеком его родственники могут в «Школе реабилитации». Бесплатные занятия проходят во всех филиалах Приморского центра соцобслуживания с 2012 года.

Лика ТКАЧЕНКО

Фото предоставлено благотворительным фондом «Забота»