Город, который построил Даттан

Что нужно сделать в своей жизни, чтобы и век спустя благодарные потомки помнили твое имя

27 янв. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4787 (6492) от 27 янв. 2021

«После 5 лет позорного изгнания я вернулся во Владивосток!!! Сердце так странно билось, я испытывал чувство, которое не поддается описанию. Невольно я ждал, что меня встретят на вокзале служащие, и вообще думал, что наполнявшие мою душу чувства найдут удовлетворение во внешней торжественности. Между тем на вокзале никого не было…

…Вчера я только на минуту заглянул в контору. Сегодня обошел все и со всеми повидался. Многое так изменилось к худшему, что сердце невольно больно сжалось. В то же время у меня явилась новая энергия работать, чтобы, сколько возможно, наладить и исправить. Мне предстоит немало труда, но я охотно за него возьмусь…»

Это, уважаемые читатели, цитаты из дневника жителя Владивостока, всей душой любившего наш город, знаменитого предпринимателя, человека, известного своими благотворительными делами. Нашего земляка, жившего здесь более ста лет назад, но чье имя мы и сегодня нередко упоминаем, называя то или иное здание «дом Даттана».

Да, именно с такими мечтами и намерениями входил в 1920 год Адольф Васильевич Даттан. Человек, много сделавший для развития и процветания Владивостока, испытавший и триумф, и подлое предательство. 1920 год… Адольф Даттан еще не знает, какие испытания несет ему грядущее…

Статского советника просто так не пожалуют

О жизни и судьбе Адольфа Даттана расскажет владивостокцам (и тем, кому хорошо известно это имя, и тем, кто, к сожалению, не слышал о нем раньше) спектакль «Даттан. Преданность и предательство» (16+), премьера которого состоится в Пушкинском театре ДВФУ 13 и 27 февраля.

Спектакль по пьесе известного краеведа Вячеслава Савруева с заслуженным артистом России Евгением Вейгелем в главной роли на сцене театра ставит режиссер Сергей Руденок. Это будет постановка о человеке, который любил Владивосток и которому Владивосток должен быть очень признателен. 

Как рассказывает Александр Вовненко, директор Пушкинского театра ДВФУ и автор идеи создания такой постановки, началась эта история в тот момент, когда стало известно, что Международным союзом немецкой культуры объявлен конкурс проектов «Российские немцы в авангарде будущего – 2020».

– Возникла мысль о постановке, которая рассказала бы об одном из отцов-основателей Владивостока, среди которых немало уроженцев Германии, – говорит Александр Вовненко. – Я обсудил идею с Вячеславом Савруевым, и сразу возникла фамилия Даттан. Почему именно Адольф Васильевич? Я мысленно давно уже ответил на этот вопрос…

Адольф Даттан приехал во Владивосток в 20 лет. Начал свою службу в компании двух Густавов, Кунста и Альберса, в должности простого бухгалтера. Но талант, предприимчивость, старание были оценены, и он стал партнером и управляющим торговым домом. Принял российское подданство. А Николай Второй, последний российский император, пожаловал ему титул статского советника (чин генеральский!) и потомственное дворянство.

Что создал Адольф Даттан? Настоящую торговую империю! Универсальные магазины, торговые представительства и филиалы по всей России и не только. Вот города, где успешно работали магазины «Кунст и Альберс»: Санкт-Петербург, Харбин, Москва, Варшава, Кобе, Нагасаки, Уссурийск, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Облучье, Рига, Одесса, Киев. И это не говоря о том, что торговый дом под руководством Даттана вел торговлю едва ли не по всему Приморью и Дальнему Востоку. Если фирма не открывала где-то свой магазин, она снабжала товарами местных мелких предпринимателей.

К слову сказать, частенько бывало, что сопровождать партии товаров по краю приходилось и самому управляющему. Дочь Даттана вспоминала рассказ отца о том, как он ехал с партией товара и двумя спутниками по тайге на тройке, и вдруг лошади забеспокоились. Оказалось, за санями гнался тигр. Пришлось выпрячь одну из лошадей, оставив ее в жертву хищнику, чтобы спасти себя и поклажу…

А что оставил Адольф Даттан Владивостоку? Если не упоминать о его благотворительной деятельности, вспомним хотя бы о том, какой вклад он внес в создание облика нашего города! Магазины – роскошество в стиле модерн, Восточный институт – строгость классики, кирха Святого Павла – ганзейская готика, дом Даттана – югендстиль с намеками фахверка, особняк Даттана – романтически-камерная неоготика, ансамбль жилых домов «Фернзихт», «Сибирь» и «Карлсруэ» – скромность деревянного модерна с восточными мотивами. Какой спектр архитектурных стилей! Какой диапазон интересов! Какой красивый получился город!

Языком минимализма сказать многое

Продолжая рассказ о проекте «Даттан. Преданность и предательство», Александр Вовненко вспоминает, что одним из условий конкурса было участие в проекте как минимум одного русского немца.

– Так стало ясно, что играть Адольфа Даттана будет Евгений Вейгель, и никто иной, – улыбается Александр Иванович. – Мы составили заявку, отправили, и представьте наш восторг, когда на портале RusDeutsch появилось сообщение о том, какие проекты признаны победителями. Из 44 заявок грантовую поддержку получили 20 проектов в сфере образования, культуры и искусства, спорта и издательского дела, а первым в номинации «Лучшие проекты в области культуры и искусства» значился как раз наш.

Изначально лично я видел все это как моноспектакль, но Евгений Вейгель, прочитав пьесу, сказал, что режиссер в любом случае необходим. Был приглашен Сергей Руденок, и, когда он рассказал, что намерен сделать, я понял, что режиссерского взгляда как раз не хватало, чтобы все стало гармонично… 

Очень хочу отметить, как в работе над проектом нам помог Манфред Брокман, пастор лютеранской церкви, пропст Дальнего Востока (пропст – старший пастор в регионе. – Прим. ред.). Ведь и к строительству кирхи Адольф Даттан приложил руку. Так что это имя очень важно для немецкой диаспоры во Владивостоке. Он подарил мне книгу немецкого историка Лотара Деега «Кунст и Альберс Владивосток. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864–1924 гг.)», подробно повествующую о том, каких масштабов торговая фирма была создана в нашем городе, какие трудности преодолевала, какой вклад внесла в развитие Уссурийского края и Владивостока…

По словам Александра Вовненко, рассказывать о судьбе и жизни Адольфа Даттана следует спокойно, даже, возможно, деловито. 

– В каком ключе будет решен спектакль? Если говорить о сценографии, то в стильном минимализме, я бы сказал, – уточняет он. – Мы сразу решили, что не будем увлекаться обилием декораций, используем аудио- и видеоматериалы. И мы очень благодарны музею истории Дальнего Востока имени Арсеньева и его главному хранителю Максиму Якупову за то, что щедро поделились с нами своим фотоархивом, связанным с Даттаном и фирмой «Кунст и Альберс». Кроме того, в спектакле будет живая музыка, связанная с Гамбургом – городом, в котором жил Адольф Даттан до того, как отправиться за тридевять земель в поисках лучшей доли… 

Мы создаем камерный спектакль в лучшем смысле этого слова, но при этом именно синтетическую постановку, где главным является текст, который мы иллюстрируем разными выразительными средствами. Мне очень хочется, чтобы разговор о Даттане не превратился в лекцию, нечто научно-назидательное, чтобы это был творческий, художественный рассказ.

Какой ты след оставишь…

Загадывать, насколько долгая сценическая судьба ждет спектакль «Даттан. Преданность и предательство», Александр Вовненко пока не берется. Во всяком случае, хотелось бы верить в то, что эта постановка будет показана больше двух раз.

– Конечно, мне этого очень хочется, – говорит Александр Иванович. – Ведь наш проект не просто театральный. Не зря у него есть подзаголовок – «Процесс реабилитации в одном действии» (напомним, что вскоре после начала Первой мировой войны компания «Кунст и Альберс» подверглась травле со стороны конкурентов и была ошельмована как «фирма немецких шпионов», а Адольф Даттан был по доносу выслан из Владивостока в село под Томском и провел в незаслуженной ссылке почти пять лет. – Прим. ред.).

Недавно ко мне подошел очень уважаемый, успешный человек, предприниматель и спросил полушутя-полусерьезно: как стать меценатом? В определенном смысле наша постановка – ответ на этот вопрос. Судьба Адольфа Даттана из-за тех драматических коллизий, которые ему выпали, пожалуй, наиболее ярка и показательна…

Если взять и посчитать те здания, которые являются памятниками таланту, уму и доброй воле Адольфа Васильевича Даттана, то окажется, что он ушел далеко вперед от многих других немцев, внесших вклад в развитие Владивостока.

Да разве только в зданиях дело! К развитию высшего образования в нашем городе Даттан тоже имеет непосредственное отношение. Он отдал один из своих домов под размещение преподавателей Восточного института, он платил стипендии наиболее талантливым студентам, покупал книги для библиотеки, мало того – как председатель попечительского совета он занимался еще и трудоустройством выпускников вуза. И вот перед нами возникает уникальный сплав успешного предпринимателя и человека, который хотел сделать Владивосток лучше.

Адольф Даттан приехал сюда из Гамбурга. Это уже тогда был один из крупнейших городов Германии, промышленный и культурный центр. А Владивосток в момент его приезда был просто деревней. И одним из мотивов работы Даттана было стремление сделать Владивосток красивым, развитым, если хотите, умным городом. Он видел себя постоянным жителем Владивостока, не временщиком, приехавшим заработать и потом вернуться «в цивилизацию». Нет, он осознавал себя ответственным за это место, где жил он сам, где жили его дети…

Конечно, можно сказать: ну вот, пожалуйста, строил, развивал, себя не жалел, деньги вкладывал, а в итоге что? Я приготовил на это ответ: если бы не было его громадного вклада в развитие города, то в итоге был бы просто ссыльный, изменник Российской империи Адольф Даттан, про которого никто и не вспомнит. Но поскольку было вот это все, что мы перечислили, то есть Адольф Васильевич Даттан, человек, чье имя и сегодня произносят с уважением.

Кстати, я понимаю тех моих коллег, которые прилагают максимум усилий, чтобы связать с Владивостоком имя Юла Бриннера. Но, на мой взгляд, имя Адольфа Даттана важнее. Как пример того, что если не заниматься меценатством, просветительством, благотворительностью, то век спустя о тебе никто и не вспомнит. 

И тут уместно привести цитату из книги Лотара Деега, вспомнить слова, сказанные в 2002 году: «Если сегодня, после десятилетий изоляции, туристы, путешествующие по Транссибу, и деловые люди со всего мира, опять фланируя по бульварам Владивостока, с удивлением констатируют, что об этом сказочном порте совершенно не скажешь, что он лежит в 9000 км за Москвой, то это заслуга и трех немецких коммерсантов по имени Кунст, Альберс и Даттан»…

Кстати

Разумеется, такая благодатная тема, как вклад людей разных национальностей в развитие Владивостока, не может вылиться в один-единственный спектакль без всякой образовательной программы, тем более в стенах Пушкинского театра ДВФУ.

31 января, 7 и 14 февраля здесь состоятся лекции (16+), которые прочтет одна из ведущих экскурсоводов Владивостока Татьяна Фоменко. Она расскажет об «олигархах старого Владивостока». 

– Тем самым мы предлагаем нашим зрителям погрузиться в исторический, фактологический контекст, – объясняет Александр Вовненко. – Вообще, лично меня ужасно расстраивает тот факт, что современное молодое поколение ничего не знает о прошлом города, что для школьников и даже студентов, родившихся и выросших во Владивостоке, такие имена, как Даттан, Бринер, Семенов, Линдгольм, Лангелитье, Янковский, Старцев, ничего не значат! Да что говорить…

И если считать нашу постановку о Даттане первым шагом на пути к возвращению этих имен именно молодежи, то вторым шагом нам бы хотелось видеть целую серию своеобразных «театральных уроков» по истории Владивостока, в том числе и советского времени, ведь школьники, лишенные уроков регионального краеведения, даже не знают, кто такой, например, Постышев и почему в честь этого человека названа улица…

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото:

Алексея ВОРОНИНА, из фондов Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева