Лучше быть киборгом, чем парализованным
Как приморские нейрохирурги возвращают пациентам способность к движению
Ежедневно в больницы попадают люди с травмами позвоночника. Падения с высоты, аварии, тяжелые болезни могут привести к необратимым последствиям, самое страшное из которых – паралич. Чтобы помочь пациентам с травмами спинного мозга, нейрохирурги уже много лет разрабатывают современные методики стимуляции нейронов.
Специалисты Медицинского центра и Школы биомедицины ДВФУ опубликовали в научном издании Progress in Brain Research работу, в которой сравнили два метода лечения пациентов со спинальными травмами. Внимание исследователей сосредоточено на прогрессивном методе нейромодуляции.
Что выбрать: чип…
– Нейромодуляция – это имплантация систем стимуляции в спинной мозг. В определенную структуру головного или спинного мозга мы ставим электроды, которые соединяются с чипом, имплантируемым под кожу человеку. Мы, можно сказать, делаем из людей «киборгов», – шутит один из авторов исследования врач-нейрохирург Медцентра ДВФУ Артур Биктимиров. – Доказано, что в мозге есть такой центр, который активирует шаговую деятельность. Например, если мама поднимает младенца за ручки, он начинает шевелить ногами. Это происходит, потому что этот центр в мозге работает. Но у младенца не сформировались связи между головным и спинным мозгом, и эти движения происходят неосознанно. Постепенно такие связи формируются, человек начинает ходить. Если случается травма, эти связи прерываются, но при этом центр шаговой активности никуда не девается. Стимулируя спинной мозг, мы научились запускать этот центр, но пока не научились им управлять. У нас уже есть пациенты, которые были парализованы, но на фоне стимуляции к ним возвращается движение.
Полностью вернуть подвижность и вылечить человека с травмой спины сегодня невозможно. Поэтому медки работают над тем, чтобы максимально упростить жизнь пациентов. Одним из важных критериев повышения качества жизни является терапия спастического синдрома.
– Спастика – это неуправляемое повышение тонуса в мышцах, которое появляется не только из-за травм, но и при эпилепсии, ДЦП, инсультах, болезни Паркинсона и приносит человеку жуткие боль и дискомфорт, – объясняет врач. – Посмотрите на свою руку. Сейчас вы спокойно можете ее согнуть и разогнуть. А теперь представьте, что ваша рука все время находится в согнутом состоянии, мышцы в напряжении. В результате они могут атрофироваться, а в суставах образовывается контрактура (невозможность согнуть или разогнуть конечность), что приводит к деформациям и невозможности реабилитации. При помощи нейромодуляции мы можем снизить спастический синдром.
Уже доказано, что полной травмы спинного мозга не существует, все равно сохраняются какие-то двигательные волокна от коры головного мозга к спинному мозгу. Вот благодаря тому, что мы включаем стимуляцию, в спинном мозге формируются новые нейронные связи, они начинают воздействовать на те проводящие пути, которые сохранены. Это требует усилий, времени и постоянных тренировок.
…или помпу?
До нейромодуляции единственным действенным способом снижения спастического синдрома являлась баклофеновая помпа. Баклофен – сильнодействующее лекарство, которое в чистом виде не воспринимается организмом. Поэтому врачи устанавливают помпу, с помощью которой препарат напрямую поступает к спинному мозгу. Такой метод терапии обладает побочным действием на организм и требует постоянной заправки имплантата, что можно сделать лишь в нескольких крупных городах России. На Дальнем Востоке заправкой баклофеновых помп занимаются пока только в Медцентре ДВФУ.
– До сих пор непонятно, насколько применение препарата тормозит реабилитационный процесс пациента, – говорит нейрохирург. – Допустим, что нейроны в спинном мозге – это студенты. Пока в аудитории нет преподавателя, они шумят, переговариваются и занимаются своими делами. Как только входит преподаватель, все замирают и выполняют работу. Так вот «преподаватель» – это центральный сигнал высших отделов нервной системы по отношению к спинному мозгу. Когда происходит травма, нейроны остаются без сигнала от ЦНС, ими невозможно управлять. При применении баклофена наши «студенты» как будто под транквилизаторами: вялые и спокойные. А стимуляция – это уже имитация «преподавателя».
Для применения стимуляции нет особенных противопоказаний. Операцию по имплантации чипа могут провести как молодому, так и пожилому человеку при условии, что организм к ней готов. Чем раньше после получения травмы будет установлен стимулятор, тем больше шансов минимизировать вторичные повреждения спинного мозга. Ученые подчеркивают, что нейромодуляция – это более физиологический процесс, который запускает те механизмы, без которых организм будет страдать.
Для написания работы ученые сравнили действие стимулятора и помпы на группы пациентов медцентра в возрасте от 18 до 62 лет. Артур Биктимиров отмечает, что очень важным результатом исследований будет разработка персонализированного лечения.
– Фактически мы предпринимаем первые шаги к тому, чтобы сравнить две методики и перейти к лечению, когда мы каждому пациенту подбираем тот метод, который будет для него максимально эффективным, – констатирует врач.
Марина ЗУБКО
Фото:
с сайта Медцентра ДВФУ, с сайта pixabay.com