Мы так стремились сделать сказку былью…

Великие дела великого народа не могли не вдохновлять художников. И они запечатлели это как умели

20 янв. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4785 (6490) от 20 янв. 2021
28.jpg

Залитое солнцем колхозное поле, свежераспаханное, сияющее жирной черной землей. Такое оптимистичное, такое жизнеутверждающее – сразу ясно, что здесь вырастет дивная пшеница…

Или просторные заводские цеха, где все наполнено жизнью, созиданием, стремлением выполнить план пятилетки. И даже перевыполнить… А вот молодые, кровь с молоком, советские девушки, сочные, как персик, смеющиеся, счастливые, идущие то ли на пляж, то ли с пляжа. Просто гимн истинной здоровой красоте и гармонии…

Соскучились по такому ясному, не замутненному «чуждыми тенденциями» искусству, читатель? По социалистическому реализму во всей его неизъяснимой прелести? Тогда залы Приморской картинной галереи на Партизанском проспекте, 12 ждут вас. Здесь проходит выставка «Большая стройка» (12+), представляющая картины, плакаты и скульптуры в жанре соцреализма (более 50 работ) из фондов РОСИЗО (Государственный музейно-выставочный центр).

Нет госзаказа – нет искусства

– Изначально РОСИЗО назвал выставку «Город солнца», именно под таким названием она побывала в нескольких городах России, – говорит Марина Гурьянова, младший научный сотрудник галереи, куратор выставки. – И в целом оно идеально подходило, ведь соцреализм – это искусство, которое создает образ времени (период СССР) не совсем таким, каким оно было на самом деле, а воспевает идеализированное представление о нем. Как тот самый Город солнца из утопии Кампанеллы… 

Но, когда выставка добралась до Владивостока, простой опрос показал, что для жителей столицы ДФО слова «Город солнца» в первую очередь соотносятся с морем, с залитыми солнечным светом улицами, бегущими к морю. Словом, пришлось искать другое название. И была выбрана «Большая стройка». Это и строительство нового общества, и возведение новых городов, и индустриализация, и даже формирование нового типа человека – советского, молодого строителя коммунизма. «Большая стройка» – это все, с чем ассоциируется период с 1930 года, когда соцреализм заявил о себе во весь голос.

– В 1918 году Владимир Ленин выдвигает программу развития искусства, известную как «План монументальной пропаганды», – рассказывает Марина Гурьянова. – С этого времени роль государства в художественной жизни страны только возрастает: оно становится и заказчиком, и потребителем произведений искусства. Постепенно уничтожая различные самоорганизации, государство ведет художников к официальным объединениям, окончательно закрепляя этот факт постановлением 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Множество творческих групп распущено, вместо них возникают Союзы советских художников, а официальным искусством становится соцреализм.

На месте частного рынка искусства была создана система госзаказов: участие в выставках или заключение контракта с Союзом художников стали единственными формами существования для тех, кто не устроился работать в театр или издательство. Трудности были с материалами и получением мастерских. Архивы Союза художников полны жалоб, в которых мастера кисти писали, что живут с семьей в небольшой комнате в коммунальной квартире, где работать просто негде. Фактически у художников не оставалось выбора: массовое производство станкового искусства, гегемония тематической картины… Именно в это время и расцветает искусство соцреализма.

Даже натюрморту нужна идеология

Эта выставка – как удивительный привет из прошлого. Здесь можно встретить поистине знаковые имена: Александр Дейнека, Иван Шадр, Исаак Бродский, Вячеслав Мариупольский. Мэтры соцреализма, художники, чьи работы буквально воплощают в себе все особенности жанра.

Соцреализм отправил художников на поля, заводы, фабрики, шахты и другие стройки социализма, чтобы показать их и воспеть труд великого переформатирования общества. Отражением этого процесса могли быть не только масштабные полотна – даже натюрморт (страница газеты «Правда» и кусок антрацита) или жанровая картина (цветущие молодые счастливые женщины, стремительно идущие среди роз). Большего не требовалось, зритель прекрасно понимал идеологический посыл работы.

– Задачи, которые партия ставила перед гражданами в деле превращения отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу, требовали крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения, – объясняет Марина Гурьянова. – В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. В этом смысле соцреализм – точное отражение эпохи, проникнутой пафосом строительства нового общества.

С тех пор как рабочий класс стал занимать главное место в истории, тема труда не только попадает в фокус внимания власти, но и становится обязательной для художников. Часть произведений, представленных в экспозиции, была создана для самой большой довоенной художественной выставки в СССР – «Индустрия социализма» (1939 год). Художникам давали командировки на предприятия с заданием включиться в агитацию за выполнение плана конкретным предприятием. Такие изобригады отражали в плакатах, лозунгах, стенной печати успехи и недостатки, называли лучших рабочих. К примеру, эскизы Семена Павлова «Горячепрокатный цех. Завод «Красный гвоздильщик» (1936) и Петра Строева «Текстильный комбинат в Кировабаде» (1937-1938) были созданы непосредственно в этих цехах.

Идеальные люди идеального общества

Большинство произведений, представленных на выставке, создано в 1930-1940 годах, когда искусство соцреализма было на подъеме. В критике того времени можно встретить упоминания об искреннем волнении и энтузиазме, с которым художники приступили к новому делу. Несмотря на то что отражение труда было непривычной и относительно неразработанной темой в искусстве (по сравнению, например, с крестьянской темой). Образы рабочих зачастую напоминают героев мифов или русских богатырей, индустриальные пейзажи подчеркивают увлеченность размахом строек, технические конструкции выступают на первый план как нечто самоценно красивое. Тот же Исаак Бродский упоминал о поездке на ДнепроГЭС: «Впечатления были так сильны, что хотелось писать музыку…»

Экспозиция дополнена агитационной графикой. В стране, где к началу 1930-х значительная часть населения все еще оставалась неграмотной, этому жанру суждено было стать важнейшим средством пропаганды – сообщения с ярким и понятным визуальным посылом с легкостью доносили любые социальные и политические установки правящей партии. Плакаты изображали картины идеального общества, вписывая каждого зрителя в его ряды. Каждый чувствовал себя частью мира, отраженного в плакатах и картинах, частью огромной страны, выбравшей свой путь в общем движении мира… 

Соцреализм и сегодня многими воспринимается как единственно правильный и понятный жанр, не требующий больших усилий для понимания увиденного. Все ясно сразу, без подтекстов, а разглядывать детали можно не для того, чтобы точнее осознать задумку и посыл художника, а для погружения в атмосферу картины. Все просто! Но идеальна ли такая простота – вот вопрос. Именно поэтому сотрудники Приморской картинной галереи подготовили к выставке большую лекционную и экскурсионную программу, предполагающую даже дискуссии по поводу увиденного. Есть ведь о чем поспорить…

Справка «В»

Впервые определение «социалистический реализм» было сформулировано в уставе Союза писателей СССР 1934 года, он был объявлен основным методом литературы и критики. Позднее это определение распространилось на все направления художественной жизни. Метод направлял на создание произведений, воспитывающих зрителя в духе идей социализма. По сути, каждая работа, включая обычный пейзаж, несла в себе идеологическую составляющую. Даже если зритель об этом не задумывался.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА