Забытые ласточки народной дипломатии

Что увидели и узнали простые американцы, впервые попавшие во Владивосток 30 лет назад

30 дек. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4781 (6486) от 30 дек. 2020

В декабре 1990 года наш город посетили 96 представителей самого крупного и ближайшего к Приморью американского штата Аляска. Это были первопроходцы народной дипломатии, только зарождавшейся между СССР и США. На нее тогда возлагали большие надежды.

Символично и грустно, что юбилей этого исторического для столицы Приморья события совпал с закрытием генерального консульства США во Владивостоке по инициативе американского Госдепартамента…

Все были «за». А что делать, не знали 

Инициатором приезда жителей Аляски во Владивосток стал Фонд социальных изобретений (ФСИ) СССР, учредивший международный проект «Сибирь – Аляска». С российской стороны его возглавлял выпускник ДВВИМУ, руководитель Дальневосточного экспедиционного центра Сергей Фролов, с американской – Джоан Зентнер (JoAnn Zentner). В нашем городе представителем и куратором ФСИ, а также проекта «Сибирь – Аляска» был Сергей Кириллов, руководитель Молодежного центра «Альтернатива» при Ленинском райкоме ВЛКСМ, бывший второй секретарь этого же райкома комсомола.

За восемь месяцев до описываемых событий, в мае 1990-го, во Владивосток с частным визитом прилетели 12 представителей штата Аляска, в том числе один конгрессмен, мэр столицы штата города Джуно и мэр островного города Уналашка на Алеутском архипелаге. Целью поездки, организованной в рамках проекта «Сибирь – Аляска», было налаживание деловых контактов перед приездом народных дипломатов. 

Бывший тогда главой Владивостока Борис Фадеев принимал американцев в пригороде, в Доме переговоров, но эта встреча ни к чему не привела. На тот момент столица Приморья была закрытым городом не только для иностранцев, но и для советских граждан без местной прописки. Поэтому Борис Викторович, видимо, не решился взять на себя ответственность за планируемый приезд американской делегации в составе аж 96 человек. Подобных прецедентов еще не было. Наши чиновники были обеими руками за народную дипломатию, но никто не знал, как принимать иностранных гостей, да еще в таком количестве, что с ними делать, где их размещать, как кормить, развлекать и так далее.

В июле 1990-го Бориса Фадеева в кресле мэра краевого центра сменит более решительный Евгений Блинов, и уже при нем первый визит к нам народных дипломатов из США состоится.

Кроме того, по словам Сергея Кириллова, неоценимую помощь в организации приезда американцев оказал Валерий Лозовой, заместитель председателя Приморского кайисполкома, помимо прочего отвечавший за международные связи. Он понимал, что происходит, и без проблем подписывал организаторам встречи письма с просьбами о содействии, которые, как волшебный ключик, открывали двери кабинетов любых начальников. Документу, завизированному Валерием Константиновичем, отказов не было.

На тот момент председателем Приморского крайисполкома (с января 1990-го по 15 октября 1991 года) был Владимир Кузнецов, будущий генконсул России в Сан-Франциско. Забегая вперед, скажем, что встречаться с народными дипломатами с Аляски он отказался. Очевидно, полагая, что статус визитеров не его уровня.  

И милицейские машины с мигалками…

В период подготовки визита американских гостей организаторы встречи с российской стороны столкнулись с множеством трудностей. К примеру, если американцы в начале 90-х давали визы всем желающим («Welcome to USA!»), то иностранцы не могли получить российскую визу для посещения закрытого порта Владивосток. Или почти не могли. А генконсульства США у нас тогда еще не было. Его откроют в сентябре 1992 года.

Разрешение на въезд американской делегации в столицу Приморья подписал председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов. Когда представители ФСИ рассказали ему о предстоящем приезде гостей с Аляски и о проблемах с визами, Анатолий Иванович сразу оценил перспективы народной дипломатии в отношениях между нашей соцдержавой и капстраной. Напомним, что Советский Союз, который в Штатах называли «империей зла», тогда еще не распался. А до официального открытия Владивостока 1 января 1992-го оставался ровно год…

Чтобы доставить народных дипломатов из Америки в Россию, учредители ФСИ зафрахтовали в компании «Аэрофлот» самолет Ту-154.

– Чтобы чартер был экономически выгодным и не летел на Аляску порожним, из Магадана в Анкоридж вылетела российская делегация жителей Камчатки и Магаданской области, также сформированная в рамках проекта «Сибирь – Аляска», – вспоминает Сергей Кириллов. – Они долетели до Анкориджа, где остались гостить неделю, а Ту-154 взял 96 американцев и полетел обратно в Магадан. Здесь американцы прошли паспортный контроль и таможню, после чего этим же бортом долетели до Владивостока. И пока народные дипломаты находились в нашем городе, самолет дожидался их в аэропорту. Если бы мы не гарантировали, что встретим делегацию, разместим в гостинице, обеспечим транспортом и питанием, ничего бы у нас не получилось. Проблем было много, но мы работали командой, и была уверенность, что все срастется. Иначе и не могло быть. 

По прибытии во Владивосток иностранных гостей из аэропорта в гостиницу доставили на лучших экскурсионных автобусах ВПОПАТ-1 в сопровождении милицейских автомобилей с мигалками и сиренами. В дальнейшем на этих же автобусах их возили на экскурсии, также под охраной милиции. Как правило, городское УВД выделяло две машины. Транспортные услуги, включая эскорт охраны, оплачивала принимающая сторона.

Гостиничный сервис: скромненько, но чистенько  

Американцев поселили в гостинице «Амурский залив», здесь же в ресторане они завтракали и ужинали. При этом их предупредили, чтобы они не рассчитывали на изыски гостиничного сервиса. В те годы это была заурядная гостиница образца 80-х годов с соответствующей скромной обстановкой. Но холодная вода и электричество там были. Хотя в городе регулярно случались перебои с холодным водоснабжением и электроэнергией.

Во Владивостоке тогда не было официальных пунктов обмена валюты. Все операции с иностранными деньгами были под контролем у государства. За незаконные валютные операции сурово наказывали. Чтобы зарубежные гости могли спокойно обменять свои доллары на рубли, Сергей Кириллов договорился с руководством местного филиала «КредоБанка» об организации выездного обменного пункта в помещении гостиницы, с кабинками и охраной. На тот момент официальный курс американского доллара составлял 55 рублей 40 копеек, и он ежедневно рос как на дрожжах.

– Я помню, что в первый день приезда американцы поменяли 40 тысяч долларов. На каждого члена делегации выходило примерно по 400 баксов. Никто в подворотнях доллары по спекулятивному курсу не менял. Американцы могли конвертировать свою валюту каждый день в любом количестве. Банку это было выгодно. Перед возвращением на родину гостям организовали обратный обмен. Но только несколько человек поменяли рубли на доллары. За семь дней американцы оставили в городе все деньги. В основном покупали сувениры, – рассказывает Сергей Кириллов.

Сколько зарабатывают и пьют русские?

Чтобы американцы не бродили по Владивостоку толпой, привлекая излишнее внимание горожан, их разделили на группы. У каждой была своя культурная программа и свои переводчики – либо сертифицированные профи, например Виктория Щур и Валерий Щапов, либо учителя и преподаватели ДВГУ. Работа толмачей оплачивалась, но многие работали на одном энтузиазме, чтобы попрактиковаться в языке с настоящими американцами.

После завтрака к гостинице подъезжали десять автобусов и развозили гостей на запланированные мероприятия или  экскурсии по историческим и культурным объектам города. Причем программу каждого дня выбирали сами гости. Одних везли знакомиться с коллективом самой старой действующей пожарной части № 1, расположенной на улице Уборевича, других – в Свято-Никольский кафедральный собор, что на улице Махалина, третьих – на Владивостокский фарфоровый завод, где специально к визиту американцев изготовили сувенирные фарфоровые медали и кружки с надписью «Владивосток». Также гости посетили музей имени Арсеньева, драмтеатр имени Горького, картинную галерею, кондитерскую фабрику, прокатились на теплоходе по Амурскому заливу. По спецзаказу организаторов визита были изготовлены наклейки и футболки с логотипом проекта «Сибирь – Аляска». В этих футболках потом ходило едва ли не полгорода…

Окончание в следующем выпуске толстушки «В» 6 января 2021 года

Сергей КОЖИН 

Фото предоставлено Сергеем КИРИЛЛОВЫМ