В каждой картине солнце

90-летие художника Кима Коваля галереи Владивостока отметили двумя выставками

15 дек. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4774 (6479) от 15 дек. 2020

Первая выставка прошла в августе в залах Приморской картинной галереи и формировалась в основном из фондов музея. Продолжением этого вернисажа стала выставка в галерее современного искусства «Арка» – «Цвет, освещенный солнцем» (6+).

– Здесь представлены картины из семейной коллекции, – рассказывает искусствовед Юлия Гутарева, – причем едва ли не половина из них ранее никогда не выставлялась. Эти работы в полной мере отражают и разнообразие сюжетов, которые вдохновляли Кима Петровича, и его особую технику, удивительные мазки, которые создают ощущение, что каждая картина буквально пропитана солнцем, что оно словно спрятано внутри нее.

Ким Коваль родился в сибирской глубинке, был четвертым ребенком в семье. Мать умерла рано, отец и старшая сестра ушли на фронт. Младших детей, включая Кима, отправили в детские дома. Так он оказался в Уссурийске, городе, который стал для него и домом, и источником вдохновения. В детском доме Ким пробыл недолго. Брат матери, Василий Анкуденко, забрал его оттуда и взял в свою семью. Сам же Василий Сергеевич был выпускником Омского художественного училища. Именно Анкуденко разглядел в мальчике способность к рисованию, привел его в мир кистей и красок. 

Ким мечтал о художественном училище, но опоздал к сдаче экзаменов. Ждать целый год не мог, поэтому поступил на курсы помощников машинистов. Затем была служба в армии – в Советской Гавани, где он занимался в студии военных художников. А когда вернулся в Уссурийск, то пришел в мастерские художественного фонда РСФСР, которые возглавлял Степан Арефин. Под влиянием мэтра Коваль стал увлекаться станковой живописью. Но поскольку мастерские все же не были училищем, то, даже будучи талантливым художником, Ким Коваль официально художником не считался, поскольку не имел профессионального образования. В СССР к этому относились очень серьезно. И вступить при таких вводных в Союз художников было фактически нереально. Равно как и поехать на творческую дачу, пройти повышение квалификации, не говоря уже о выставках и многом другом. 

Но вмешалась судьба. Когда Киму было 25 лет, в Приморском отделении Союза художников объявили конкурс на эскиз картины по выбору автора. И Коваль решил попробовать, ведь ограничений по образованию конкурс не имел. Ким Петрович подал свою заявку и выиграл!

Наградой стала поездка в дом творчества «Академическая дача», которая стала знаковой в биографии художника. Именно этот период Ким Коваль считал своей основной школой живописи.

– В 1959 году сразу шесть картин молодого художника были отобраны на 1-ю Республиканскую выставку в Москве и привлекли внимание столичных искусствоведов, – рассказывает Юлия Гутарева. – А после выставки он был принят в Союз художников. Начались творческие командировки – на Шикотан, Курилы, Командорские острова… Всю суровую прелесть этой части России он отразил в своих работах. Абсолютно новыми гранями творчество Коваля обогатилось после поездок в Индию и на Кубу. Эти страны с экзотической природой и самобытной культурой выразились в сложных образах на его картинах, подчеркнув особую жажду разнообразия, которая пронизывала все творчество Коваля.

Он стал известен по всей стране. Его называли «Коваль из Уссурийска», и таким образом приморский город не просто вошел в историю российского искусства, а стал известен как родина Уссурийской школы живописи, которую отличали декоративность, витражный цвет, объемность мазка... 

Такой была и живописная манера самого Коваля. Его искрометная цветная живопись словно напоена солнцем. И на выставке это можно увидеть в каждой работе. 

– А особенно это заметно в картинах и этюдах, написанных в Андреевке, – говорит Юлия Гутарева. – Ведь эта творческая база приморских художников, по сути, детище Кима Коваля. Обладая кипучей энергией, он совмещал творческую жизнь с активной общественной деятельностью. В 1970 году Коваль основал в Андреевке творческую дачу для приморских художников. Со временем поселок стал знаковой точкой на карте искусств всего Дальневосточного региона, потому что стараниями Кима Петровича и его товарищей там были продолжены традиции Домов творчества Центральной России и заложены свои, приморские. Сегодня творческая дача в Андреевке развивается и процветает. Здесь установлена памятная доска в честь Кима Коваля. Поездкой в Андреевку ежегодно премируются молодые художники… 

Ким Петрович творил в полную силу фактически до последних дней. Его картины всегда излучали солнечный свет. Он создал свой живописный язык, оставил разнообразное живописное и графическое наследие, особое место в котором занимает пейзаж. Природа Дальнего Востока на его полотнах то нежная, лирическая, то буйная, отчаянная… Не зря Кима Коваля называли «певцом российского дальневосточного пейзажа». На выставке в «Арке» в этом можно убедиться.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА