Красота из ваты

Наверное, именно так могла бы называться выставка, открывшаяся на днях в Доме-музее семьи Сухановых, и в этом названии так же отображалась бы суть представленной экспозиции, как и в том, что выбрали сотрудники дома-музея, – «Игрушки из подушки» (0+). Ведь на выставке представлены уникальные, неповторимые елочные игрушки, сделанные из ваты…

8 дек. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4771 (6476) от 8 дек. 2020

А почему из подушки? А потому, что, как выяснилось, идеально для создания таких игрушек, как рассказала Ирина Лукьяненко, методист Дома-музея семьи Сухановых, подходит самая простая вата, та, что использовалась раньше для изготовления самых дешевых матрасов и подушек, – невыбеленная…

Ватная елочная игрушка – особая частичка истории нашей страны, и это не преувеличение. Удивительно, как сегодня переживает второе рождение эта простая технология, которая, казалось бы, навсегда осталась в прошлом. Экспозиция выставки прокладывает мостик между СССР 30–50-х годов и Россией сегодняшней, ведь в залах дома-музея представлены новогодние украшения из фондов музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, изготовленные вручную в артелях в 1930–1950-х годах, и произведения современных мастеров декоративно-прикладного искусства из Владивостока, Находки и Екатериновки.

– Ватная игрушка была главной гостьей праздничных елок нашей страны с конца XIX века и до 1950-х годов. Дешевую и достаточно простую в изготовлении, ее могли позволить себе почти все, – говорит Ирина Лукьяненко. – Знаете, почему так мало сохранилось ватных игрушек? Они считались самыми простыми, их вешали на нижние ветки елки, чтобы дети могли спокойно снять, поиграть, если захотят. И снимали, играли, пачкали, ломали…

Две части выставки, два шкафа, две витрины – и между ними почти что век. В первом стоят игрушки, которые изготавливались артелями в СССР, когда советским людям вернули возможность отмечать Новый год.

– Первые ватные игрушки появились в конце XIX века. Так как декорирование елки стеклянными украшениями обходилось невероятно дорого (за одну игрушку из стекла тогда можно было купить корову), возникла потребность в доступной альтернативе. Сначала появился картонаж: фигурки, вырезанные из картона, дополнялись элементами из бумаги и ваты, к ним приклеивались штампованные лица, крылышки, звезды и другие атрибуты Рождества. Нередко дамы создавали картонаж для домашней елки самостоятельно: они вырезали из журналов картинки, покупали готовые детали или оформляли игрушку при помощи подручных средств. Кстати, такой картонаж представлен на нашей выставке, но уже в современном виде, – отмечает Ирина Лукьяненко. – После революции Рождество было объявлено вне закона, и только в 1935 году Павел Постышев предложил вернуть праздничную елку советским детям — уже как символ Нового года. Ватная игрушка получила вторую жизнь. Умельцы, занимавшиеся ее созданием еще до революции, начали обучать новых мастеров, по всей стране стали открываться артели, в которых украшения создавались вручную по установленному образцу. Во второй половине XX века блестящие и яркие стеклянные украшения вытеснили ватную игрушку, однако традиция ее создания сохранилась. И буквально 10 лет назад мастера из разных концов России начали возрождать и развивать это новогоднее ремесло. На выставке «Игрушки из подушки» представлены работы Елены Георгиевой, Оксаны Ивашковой, Татьяны Золотаревой, Натальи Казачинской и Маргариты Котляровой.

Каждая из мастериц создает игрушки в своем уникальном стиле. У Елены Георгиевой это волшебное зверье – мопсы, лисы, медведи, еноты – в красивых нарядах с массой изумительных деталей. У Маргариты Котляровой – игрушки с историческим подтекстом. Например, образ старинного Владивостока можно увидеть в композиции «Дама с няней-японкой»: вплоть до Русско-японской войны 1904–1905 годов состоятельные жители города охотно нанимали на работу японских слуг, которые нередко становились практически членами семьи.

– Для выставки мастерицы не просто создавали игрушки, а продумывали для них мизансцены, – поясняет Ирина Лукьяненко. – Чтобы композиция была интересной и привлекала взгляд, нужно не только создать образ, но и продумать элементы одежды фигурок, поставить их в «живую» позу, уложить волосы в прическу и придать лицам подходящее выражение, как, например, в сценках с детьми, играющими в снегу или украшающими елку.

В одной из витрин можно увидеть материалы, которыми пользуются мастерицы для создания игрушки: вату, клеевой состав со слюдой и проволочный каркас.

Естественно, современные игрушки отличаются от старинных, потому что они выполнены с использованием современных материалов и красок, они не такие блеклые. Кроме того, помогают современные технологии, например, полимерная глина, благодаря которой намного легче делать лица игрушкам.

– Вообще, изготовление такой игрушки – процесс трудоемкий и непростой. Кроме того, это всегда только ручная работа, – рассказала Ирина Лукьяненко. – В 30-х годах прошлого века пытались поставить изготовление ватной игрушки на поток, но эта практика не прижилась. Каждая игрушка существует в единственном экземпляре, даже если мастер решает повторить образ. Ведь у новой игрушки будет уже немного другое личико, чуть другие краски.

Выставка гармонично вписалась в дом-музей потому, что расцвет ватной игрушки пришелся как раз на то время, когда здесь жила большая дружная семья Сухановых, украшавшая такими игрушками свою елку на Рождество.

Кстати, владивостокцы и гости города могут попробовать свои силы в создании ватных игрушек на мастер-классах, которые пройдут в рамках выставки. Расписание можно уточнить в Доме-музее семьи Сухановых.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА