Всесезонная метка
С 1 ноября в России стала обязательной маркировка шин. Как она отразится на ценах на покрышки, поможет ли избежать контрафакта, повлияет ли на правила ОСАГО? За комментариями «В» обратился к председателю НП «Лига финансовых институтов», независимому эксперту нормативных правовых актов Минюста РФ, члену межведомственной комиссии по защите прав потребителей при правительстве Приморья Александру Ивашкину.
– Целью любой маркировки товаров является борьба с нелегальным оборотом. Напомню, что внедрить единую систему маркировки в РФ предполагается во всех отраслях промышленности до 2024 года. Присвоенный единице продукции уникальный цифровой код позволит прослеживать его путь с момента производства до продажи в рознице. Маркировка стартовала в РФ с меховых изделий. С 1 июля действует обязательная маркировка сигарет и папирос, лекарственных средств и обуви, с 1 октября – для духов и туалетной воды, фотоаппаратов и ламп-вспышек. С 1 января 2021 года станет обязательной маркировка некоторых товаров легкой промышленности, с 20 января – молочной продукции.
Инициатива по маркировке шин изначально исходила от самой отрасли. Настаивали ведущие отраслевые предприятия страны (компании «Кордиант», «КамаШина» и другие крупные отечественные производители шинной продукции), которые были обеспокоены увеличением уровня незаконного оборота.
На первом этапе внедрения системы еще возможна продажа «немеченой» продукции, но уже с 15 декабря 2020 года реализация шин допускается исключительно в маркированном виде.
Новые правила вводятся как раз в сезон смены резины, это, пожалуй, одно из неудобств этого периода маркировки, так как по понятным причинам будет небольшая ценовая борьба между «контрафактом», «оригиналами» и бэушными изделиями. По приблизительным подсчетам, разброс цен на один и тот же размер покрышек будет колебаться до 15-25 процентов. Кроме того, эти новшества при маркировке шин приведут к ряду последствий.
Например, часть автолюбителей и коммерческих компаний, владеющих транспортными средствами, на какое-то время перестанет покупать подорожавшие «оригиналы». Это грозит некоторым ростом аварийности на дорогах: часть водителей предпочтут ездить на старых покрышках до последнего.
Также в Правилах дорожного движения вообще нет требования по сезонности применения шин, как в соседних странах. Это касается в первую очередь водителей и владельцев тяжелых грузовиков и автобусов. Уж очень дорогая зимняя «обувка» для этой техники, стоимость одной покрышки может достигать 100 тыс. рублей, а их нужно 6, 8, а то и 12 штук. Поэтому нередко для такого транспорта изношенные шины не меняют, а восстанавливают протектор на старой резине.
Между тем стало известно, что в МВД РФ подготовили проект «Основного перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств» (это приложение к Правилам дорожного движения). Документ предлагает запретить эксплуатировать автомобили с летней резиной зимой и с шипованными шинами летом и записать это в ПДД, как и в Техническом регламенте. То есть пока запрещено лишь использовать старые покрышки, если остаточная глубина рисунка протектора шин меньше минимально разрешенной (например, для летних шин легковых автомобилей – не менее 1,6 мм, для зимних – 4 мм).
Если эти предлагаемые нормы пропишут в Правилах дорожного движения, сотрудники ГИБДД получат право составлять на нарушителей протоколы и выписывать штрафы по ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Наказание пока не слишком серьезное – 500 рублей. Кроме того, по новым предложениям, если в случае ДТП экспертиза установит, что старая резина была одной из причин аварии, обязанность возмещать ущерб повесят на экономного водителя.
Могут быть также подвержены запрету восстановленные шины, если их возраст больше 7 лет, или шины с восстановленным протектором на переднюю ось. Словом, для владельцев грузовиков и автобусов могут наступить непростые времена. Но зато эти новшества упростят жизнь водителям легковушек – не придется больше стоять у обледенелого подъема дороги, подняться по которому напрасно пытается тяжелая фура, бешено и страшно при этом вращая колесами.
Кроме того, на этом фоне может появиться еще одна, самая действенная «дубинка» от страховщиков в правилах ОСАГО. Кто помешает страховщику в договорах страхования отдельным пунктом записать ответственность водителя за ДТП, если он не по сезону «обут»? То есть с большой вероятностью такой водитель будет признан при аварии виновным в любом случае со всеми вытекающими финансовыми последствиями.
Кстати, маркировку, как не исключают эксперты, в недалеком будущем, возможно, будут делать с помощью электронного чипа. Тогда это поможет решить еще одну проблему – утилизацию использованных покрышек. Меченую цифрой старую резину уже не выбросишь на обочину в лесу или в местах сбора отходов, как это делают сейчас нерадивые автолюбители, – идентификация покрышки с помощью метки поможет быстро выявить безответственного владельца шин.
Отдел экономики «В»
Фото Евгения КУЛЕШОВА/ www.vlc.ru